Ванкувер-2010. Статьи

Статьи

Ванкувер-2010

24 февраля 2010, 03:00

Владимир Васин: "Нужно что-то менять"

VANCOUVER-2010

Интервью "СЭ" дал руководитель спортивной делегации России на Играх в Ванкувере.

Лев РОССОШИК из Ванкувера

Накануне отъезда в Ванкувер шеф спортивной делегации России - говоря на "олимпийском" языке, chef de mission, - по традиции был гостем редакции "СЭ". По ходу Игр мы тоже иногда встречались по нашей просьбе. На сей же раз Васин захотел выговориться сам. Уж кому-кому, а чемпиону Мюнхена-1972 в прыжках в воду олимпийского опыта не занимать.

Поздравив Владимира Алексеевича, у которого 12 февраля, в день открытия ванкуверских Игр, родился внук, я попросил напомнить: какая эта Олимпиада для него по счету?

- Уже девятнадцатая. В Токио в 1964-м выступал школьником. Потом еще на двух участвовал как спортсмен. А позже выполнял уже другие функции.

- И все последние годы - руководителя спортивной делегации, ведь так?

- Так.

- Похожи ли нынешние Игры на предыдущие? Интересуюсь потому, что впереди нас ждет Сочи и важно извлечь уроки из Ванкувера.

- У каждых Игр - свои особенности. В принципе все они похожи. Примерно равное число комплектов наград - было 82, стало 86. Почти не прибавилось участвующих стран. Количество спортсменов - тоже практически неизменное: как и в Турине, примерно 5,5 тысяч. Размещение атлетов? Бывает чуть лучше, бывает чуть хуже. В Ванкувере условия для жизни вполне комфортные. Просторные квартиры в домах, построенных в самом центре города. Ледовые арены - близко. В Уистлере спортсмены размещены в коттеджах, а вспомогательный персонал - в хорошо знакомых россиянам вагончиках-бытовках. Определенные нарекания вызывает лишь работа транспорта.

- Спортсмены не очень довольны питанием.

- Оно действительно несколько однообразное. Но в Олимпийских деревнях изысков обычно не бывает. Сейчас организаторы учли замечания и разнообразили меню. Хотя наши хоккеисты все равно привыкли к другому питанию - и мы организовали для них обеды-ужины за пределами Олимпийской деревни, в итальянском ресторане. Руководство деревни это не очень обрадовало, но иначе мы поступить не могли. А в целом никаких серьезных претензий нет. Отношение к нам со стороны канадцев доброжелательное. Местный Оргкомитет откликается на все наши просьбы. Обстановка в команде - по-настоящему рабочая. Тренировочный процесс, выступления - все идет нормально, по плану.

- Зато в стране "недобор" медалей в отдельных видах, судя по всему, вызывает негативную реакцию. Хотя вы еще в редакции "СЭ" говорили, что подобное вполне может произойти. Уже очевидно, что до 8 золотых наград Турина-2006 нам не дотянуть.

- Мы предполагали, что для России эта зимняя Олимпиада будет самой сложной за всю историю - включая советский период. Плюс невезение: на сегодня (беседа проходила днем в воскресенье. - Л.Р.) у нас - 7 четвертых мест. Прямо-таки чемпионы Игр по "деревянным" медалям. Причем во всех основных российских видах: лыжи, биатлон, сани, фигурное катание... Чуточку фарта - и результат был бы лучше. Однако очевидно: выводы по итогам этих Игр надо делать. Тем более что реформы в отечественном спорте давно назрели. Прежде всего - в структуре управления. В канун Игр мы встречались с руководителями всех федераций. Все пожелания спортсменов и тренеров были выполнены на 99 процентов. Мы решили сложные вопросы организационно-технического характера, обеспечения надлежащей подготовки и участия в Играх…

- Но желаемого результата все-таки нет. Где произошел сбой и кто должен за это ответить?

- О глубинных причинах сегодняшних неудач говорилось не раз. Могу повторить. В девяностые годы, тогда, когда большинство нынешних олимпийцев начинали серьезно заниматься спортом, развалилась наша отечественная - лучшая в мире - система подготовки резерва. И мы потеряли целое поколение ребят, которые именно сейчас могли бы стать олимпийцами. В этот сложный период от финансирования детского спорта отказались все - профсоюзы, ведомственные организации. Работа огромной массы спортивных школ была пущена на самотек.

Характерный пример. Календарь каждого вида спорта формировался заранее, на год вперед, а его финансирование начиналось в лучшем случае где-нибудь в августе. А как готовить спортсменов в первой половине года? Где брать средства на сборы, выезды на соревнования? Это волновало только спортсменов и тренеров. А ведь речь шла о спорте высших достижений, о сборных!

Или такой факт: российский тренер выводит на Олимпийских играх нашу пару, а заодно американскую и итальянскую, консультирует еще несколько иностранных фигуристов. Иными словами, мы потеряли тренерский корпус. Так что говорить сегодня о медальном подсчете по странам - не совсем корректно и объективно.

- С другой стороны, тот же Иван Скобрев показывает высокие результаты во многом благодаря итальянскому тренеру. Наш конькобежец, обыграв в забеге итальянца, олимпийского чемпиона Энрико Фабриса, с которым он тренируется, завоевывает медаль. И руководство CONI, итальянского олимпийского комитета, тоже выговаривает своему тренеру за поддержку конкурента.

- Это все-таки единичный случай. А в фигурном катании подобное уже стало системой: российские тренеры работают с иностранцами.

- А как вы относитесь к тому, что, например, в Корее один тренер работает и с представителями шорт-трека, и с конькобежцами? Ведь результаты-то - потрясающие. У нас же одного конькобежца опекают аж четверо, а медалей - кот наплакал.

- Я знаю, что в Союзе конькобежцев России грядут серьезные изменения. Известно, что федерация шорт-трека войдет ассоциативным членом в конькобежный союз, как это делается во всем мире. И очень надеюсь, что и в коротких, и в длинных коньках ситуация изменится к лучшему.

Тут нужно еще вот о чем говорить. В российском спорте до сих пор действует государственно-общественная система управления. Общественные организации - ОКР, федерации по видам спорта - существуют сами по себе. А Министерство спорта по закону не имеет права вмешиваться в дела общественных организаций. Отношения между этими структурами - только партнерские.

Задача Олимпийского комитета: сформировать команду на очередные Игры, обуть-одеть ее, заявить, аккредитовать, разместить в Олимпийской деревне - и отвечать за то, чтобы не срывался тренировочный и соревновательный процесс. С этим мы полностью справляемся. Разумеется, без соответствующей поддержки министерства мы и этого не могли бы сделать. ОКР и Минспорта работали в едином ключе. Государственный орган обеспечивал финансирование, общественные организации - решали оргвопросы. Что же касается результатов, то это прерогатива федераций. Именно они определяют планы подготовки, выносят их на утверждение в министерство, которое обеспечивает материальную поддержку. И ответственность за результаты, которые оказались не совсем такими, как многие рассчитывали, тоже ложится на федерации.

Итоги Ванкувера-2010 надо очень серьезно проанализировать. На мой взгляд, просчеты были допущены на заключительном, самом важном этапе подготовки. Особенно в тех видах, которые для нас всегда являлись приоритетными - лыжи, коньки, биатлон, фигурное катание. В последнее время прогрессирует и ряд других дисциплин - бобслей, сани, скелетон. Но этого мало! В программе зимних Игр есть масса медаленосных видов, где мы пока являемся дилетантами. Горные лыжи, к примеру. Или тот же шорт-трек.

Еще одна деталь. В России совершенно отсутствует надлежащее научное обеспечение сборных. Мы, скажем, повели серьезнейшую борьбу с допингом. Но при этом не понимаем, как проводить восстановление спортсменов после серьезных нагрузок. А ведь это - важнейший фактор побед. Увы, в фармакологическом плане мы ничего предложить не можем.

- После первого золота в биатлоне я беседовал с Виктором Маматовым - одним из ведущих наших специалистов, долгое время выполнявшим на зимних Играх ту же функцию, что и вы сейчас - chef de mission. Он утверждает, что именно на 21-й день после приезда - тот самый, что был в воскресенье у чемпиона Евгения Устюгова, - мы должны были выйти на пик формы.

- Считаю, что к "разбору полетов" нужно в обязательном порядке привлечь ветеранов, которые не раз проходили школу Олимпийских игр.

- Также доносятся требования, что нужно провести аудит и проверить: куда пошли огромные государственные деньги, выделенные на подготовку к Ванкуверу-2010?

- За последние 15 лет ОКР не получил ни рубля из госбюджета. Мы все вопросы решали самостоятельно и вдобавок помогали отдельным федерациям. Сейчас же все свои права - в том числе и по привлечению спонсорских средств - мы, согласно правилам МОК, передали Оргкомитету "Сочи-2014". И теперь получаем от этой организации незначительные суммы, оговоренные ранее. Хотя при этом именно ОКР командирует представителей отдельных федераций на международные конгрессы и судейские семинары, выплачивает за них ежегодные взносы… И это при том что у ОКР нет ни одного источника финансирования! Уже разработана программа развития олимпийского движения в стране, которую мы озвучим в конце марта. Там четко оговорены роль и место олимпизма в стране - с учетом сложившихся реалий.

- Вы отметили, что в разных странах существуют различные системы руководства и финансирования спорта. У нас она - государственно-общественная система. Может, именно здесь надо искать причины неудач?

- Руководство спортивным движением в разных странах отличается. В США, например, к руководству и финансированию большого спорта государство никакого отношения не имеет. В Италии всем руководит Олимпийский комитет. Во Франции существует так называемый СNOSF - комитет, который объединяет олимпийские и спортивные дела, отвечая за весь большой спорт в стране, а массовой физкультурой занимается министерство. Россия? У меня нет четкого ответа на вопрос "какой вариант лучше?" Хотя очевидно, что нынешняя отечественная система себя до конца не оправдывает. Нужно что-то менять.