ДО ОТКРЫТИЯ
ОЛИМПИАДЫ-2010 -
39 ДНЕЙ
"СЭ Интернет" продолжает знакомить читателей с историей зимних Олимпиад. Вспоминаем Белую Олимпиаду 1972 года в Саппоро.
XI зимние Олимпийские игры впервые состоялись за пределами Европы и Северной Америки. Их принял японский Саппоро. На тот момент - самый крупный город из тех, в которых гостила Белая Олимпиада.
Изначально Саппоро было доверено провести зимние Игры в 1940 году, но после вторжения китайских войск японцы признали, что достойно организовать крупнейшие соревнования не смогут. Да и сама Олимпиада тогда, как мы знаем, не состоялась. В борьбе же за право принять Игры-1972 Саппоро победил канадский Банфф, финский Лахти и американский Солт-Лейк-Сити.
XI зимняя Олимпиада прошла с 3 по 13 февраля 1972 года. В ней приняли участие 1006 человек (205 женщин и 801 мужчина) из 35 стран. СССР в Саппоро представляли 76 спортсменов из 16 городов. Программа состязаний, по сравнению с Играми-1968 в Гренобле, изменений не претерпела: было разыграно 35 комплектов наград в 7 видах спорта.
Накануне Игр на острове Хоккайдо разразился скандал, связанный с профессиональным статусом спортсменов-олимпийцев. Глава Международного олимпийского комитета 84-летний американец Эвери Брендэдж, слывший ярым поборником того, чтобы на Играх выступали исключительно любители, потребовал отстранить от участия в соревнованиях около 40 горнолыжников, якобы имевших рекламные контракты. Большинству из них, однако, все же удалось выйти на старт в Саппоро. До состязаний не был допущен только сильнейший горнолыжник мира тех времен австриец Карл Шранц, позволивший использовать свое имя и фото в рекламе кофе и получивший за это, по слухам, 50 000 долларов. Раздосадованный таким решением в свой адрес, Шранц заявил: "Любительский спорт скончался еще в ХIХ веке. Олимпийские же игры должны рассматриваться не иначе как соревнования в силе и скорости".
Не сыграла в Саппоро хоккейная сборная Канады, бойкотировавшая все Международные соревнования с 1969 года ввиду несогласия с тем, что команды из СССР и других стран Восточной Европы были собраны из профессиональных игроков.
В остальном же Игры 1972 года прошли весьма успешно. Их события освещали более 4000 журналистов со всего мира, а организаторы выручили рекордную сумму в 8,47 миллиона долларов от продажи прав на телетрансляции.
Успешно выступили в Саппоро советские лыжники. Знаменосец советской делегации на церемонии открытия Вячеслав Веденин стал первым, кому удалось завоевать золотую медаль в личной гонке среди мужчин – на дистанции 30 километров.
"Бежать пришлось вслепую, не имея представления о скорости хода соперников. Успокаивало одно: всех их я превосходно знал, понимал, кто на что способен. К тому же незадолго до этого я выиграл гонку на этапе Кубка мира в финском Лахти и поэтому никого не боялся, верил в свои силы, - рассказывал Вячеслав Петрович в интервью корреспонденту "СЭ". – Однако первый 10-километровый круг оказался для меня неудачным, я сильно отстал. Пришлось наверстывать на втором, который стал самым важным. Я не просто отыгрался, но и набрал отменный ход, который удалось удержать до финиша. Меня уже просто невозможно было догнать".
Позже Веденин стал бронзовым призером Игр в 50-километровом марафоне, уступив только норвежцам Полу Тилдуму и Магне Мирмо. А в день закрытия Олимпиады он вместе с партнерами по команде Владимиром Воронковым, Юрием Скобовым и Федором Симашевым (серебряным призером Саппоро на 15-километровой дистанции) завоевал золото в эстафете. Причем эстафета та стала одним из самых ярких событий Игр-1972.
После первого этапа Воронков финишировал третьим, чуть уступая норвежцам и шведам. Скобов вывел сборную СССР вперед, несмотря на отчаянное сопротивление Тилдума. Симашев уходил на дистанцию лидером, и как он умудрился проиграть норвежцу Форму больше минуты, сам потом не мог объяснить.
"Лишь руками разводил, - вспоминал Веденин. - Но делать нечего, предстояло отыгрывать отставание, хотя оно было просто огромное. Я стартовал, когда Харвикен уже скрылся в лесу, и я его не видел… Настрой у меня был сумасшедший, Харвикен не выдержал и уступил лыжню, по которой я несся, не видя и не слыша ничего вокруг", - рассказывал Веденин.
Тренеры ставили перед ним лишь одну задачу – удержать второе место, а он финишировал первым, да еще и с девятисекундным преимуществом над соперником.
На высоте оказались и советские лыжницы. Галина Кулакова стала абсолютной чемпионкой Игр-1972, выиграв и обе индивидуальные гонки (на 5 и 10 километров), и эстафету вместе с Любовью Мухачевой и Алевтиной Олюниной.
Лавры главного героя Олимпиады в Саппоро ей, правда, пришлось делить с голландским конькобежцем Ардом Схенком. Он также победил в трех дисциплинах – 1500, 5000 и 10 000 метров. И все это после нелепого падения, случившегося с ним на 500-метровке: скороход едва успел сделать шаг со старта, как рухнул на лед всем телом. На родине Схенк после Игр-1972 стал национальным героем, и в честь него даже был назван цветок - Crocus chrysanthus Ard Schenk.
Копилка советских конькобежцев в Саппоро пополнилась серебром Веры Красновой в 500-метровом спринте, а также бронзовыми наградами Людмилы Титовой и Валерия Муратова в этой же дисциплине.
Норвежец Магнар Сольберг стал первым биатлонистом в олимпийской истории, кому удалось защитить чемпионский титул в индивидуальной гонке: к золоту Гренобля он добавил и золото Саппоро. В 35 лет Сольберг стал самым возрастным обладателем олимпийской награды высшего достоинства в личном виде. Рекорд был побит только в 2006-м – канадским скелетонистом Даффом Гибсоном, которому на момент старта было 39.
Ну а биатлонную эстафету, как и за четыре года до того, выиграла советская дружина - Александр Тихонов, Риннат Сафин, Иван Бяков и Виктор Маматов. Причем сделать это нашим спортсменам было ой как непросто.
"У бежавшего на первом этапе Александра Тихонова сломалась лыжа, и хотя кто-то из биатлонистов ГДР одолжил ему свою, Тихонов все равно пришел на смену последним. Казалось бы, на что тут можно надеяться? Однако на втором этапе Риннат Сафин развил такую скорострельность на огневом рубеже, о какой применительно к использовавшимся тогда в биатлоне крупнокалиберным винтовкам никто и помыслить не мог. И мы выиграли", - вспоминал тренер сборной СССР Александр Привалов.
Замечательный подарок своей стране, до этого вовсе не знавшей побед на зимних Олимпийских играх, преподнесли летающие лыжники. В прыжках с малого трамплина Юкио Касая, Акицугу Конно и Сейджи Аоти выиграли золото, серебро и бронзу и дружно поднялись на пьедестал почета.
На большом трамплине также неожиданно для многих победил поляк Войцех Фортуна.
Законодатели мод в горнолыжном спорте австрийцы, деморализованные скандалом вокруг Карла Шранца и последовавшей забастовкой, остались вовсе без золотых медалей. Виртуозная Аннемари Мозер-Прель в скоростном спуске и гигантском слаломе уступила малоизвестной швейцарке Мари-Терез Надиг, с которой в преддверии олимпийских состязаний разбиралась без труда. В мужских соревнованиях по горным лыжам сенсацию сотворил 21-летний испанец Франсиско Фернандес Очоа, не просто победивший на трассе для слалома, а опередивший ближайшего преследователя на целую секунду. Эта медаль стала для его страны первой и до сих пор остается единственной на Белых Олимпиадах.
В соревнованиях по фигурному катанию свою первую из трех олимпийских побед одержала великая Ирина Роднина, выступавшая в Саппоро с Алексеем Улановым. Это золото было завоевано в упорной борьбе с другим советским дуэтом – будущей женой и партнершей Уланова Людмилой Смирновой и Андреем Сурайкиным. Выступление Родниной и Уланова в Саппоро не было идеальным: в короткой программе партнер вместо обязательного двойного сальхова выполнил одинарный, а в произвольной Роднина ошиблась на каскаде прыжков. В итоге главных соперников они опередили лишь двумя голосами судей.
Сергей Четверухин завоевал первую для СССР медаль в одиночном фигурном катании – он стал вторым, уступив только чемпиону мира-71 Ондрею Непеле. Словак не сумел гладко откатать произвольную программу – упал, исполняя тройной ритбергер, но преимущества, добытого в обязательных фигурах, Непеле для общей победы хватило.
В женском одиночном катании победила австрийка Беатрикс Шуба. Эта спортсменка славилась умением на высшем уровне выполнять обязательные фигуры. Баллов, которые она за них получала, хватало для общей победы даже при не самых выдающихся произвольных программах. Ее успех в Саппоро, добытый по той же схеме, побудил руководство Международного союза конькобежцев пересмотреть правила, и со следующего сезона была введена короткая программа.
Хоккейный турнир прошел при явном преимуществе сборной СССР – наши хоккеисты выиграли четыре встречи из пяти, а еще одну свели вничью со шведами. В итоге подопечные Анатолия Тарасова и Аркадия Чернышева уверенно заняли первое место. Вторыми стали американцы, а третьими – чехи.
Вернула сборная СССР и первенство в общем зачете. На счету нашей делегации оказалось 16 медалей (8 из которых – золотые). Второе место неожиданно заняли спортсмены ГДР, выигравшие 14 медалей (4-3-7), а на третьей строчке обосновались швейцарцы (4-3-3).
Мария НИКУЛАШКИНА