Ванкувер-2010

Ванкувер-2010

25 февраля 2010, 02:25

Не всё могут короли

VANCOUVER-2010

В среду олимпийскими чемпионами в эстафете стали шведы, которых на последнем этапе так и не смог догнать лидер норвежцев Петтер Нортуг. Сборная России в составе Николая Панкратова, Петра Седова, Александра Легкова и Максима Вылегжанина заняла лишь 8-е место.

Сергей БУТОВ
из Уистлера

Воспоминания о прошлогодней эстафете в рамках мирового первенства в чешском Либереце удовольствия не принесут, но без них не обойтись. В Чехии российская четверка в составе Сергея Новикова, Василия Рочева, Александра Легкова и Евгения Дементьева заняла унизительное 11-е место с шокирующим отставанием от победителей - норвежцев - более чем в четыре минуты. Ту эстафету, оказавшуюся низшей точкой падения российской сборной в Либереце, многие до сих пор вспоминают, как страшный сон.

Всего год прошел, а какие перемены! Закончил со спортом олимпийский чемпион Дементьев, таким вот образом с достоинством встретив известие о своей положительной допинг-пробе. Нет в команде и одного из самых харизматичных лыжников последних лет Рочева, не прошедшего в нее по спортивному принципу. Новиков в олимпийскую заявку попал, но…

В общем, из прошлогоднего состава в нынешнем остался лишь Легков. Ставший - наравне с Максимом Вылегжаниным - практически незаменимым для команды. Но было ясно: поскольку Александр с Максимом - действующие лица заключительных актов театральной премьеры, до них никому не будет дела в том случае, если сфальшивят те, кто ответственен за ее начало. Так, собственно, и произошло в Либереце, когда Новиков умудрился проиграть на "десятке" почти 80 секунд, а Рочев добавил к этому отставанию еще добрую минуту. Первые - классические - этапы эстафеты, где решается вопрос не о победе или медалях, а о конкурентоспособности команды вообще, - вот что по-настоящему волновало тренеров в преддверии гонки.

По большому счету, четверка претендентов на эстафету была известна давно. Старший тренер сборной России Юрий Бородавко объявил ее дня за три до самой гонки. Помимо Легкова и Вылегжанина, туда вошли Николай Панкратов и Петр Седов. Интрига заключалась лишь в расстановке по этапам. На первом требовалось во что бы то ни стало усидеть за лидерами, и потому сюда был поставлен более опытный Панкратов, серебряный призер чемпионата мира-2007 как раз в эстафетной гонке. Юному Седову достался этап не менее ответственный (хотя есть ли в эстафете неответственные?), но чуть более простой с психологической точки зрения. Третий этап отдали Легкову, который не считается сильным финишером. В связи с этим на заключительном отрезке предстояло бежать Вылегжанину, действующему вице-чемпиону мира в марафоне.

Олимпийская эстафетная гонка предполагает забвение одного важного критерия, вокруг которого вообще-то и построен такой вид спорта, как лыжные гонки. А именно - результатов индивидуальных гонок. Здесь на первое место выходят не секунды, а характер и бойцовские качества.

Поэтому очень хотелось верить на слово тренерам, заявлявшим, что 32-е место Панкратова в дуатлоне ничего не означало.

Николай начал гонку уверенно. Вперед не высовывался, но плотно сидел за спинами лидеров, пока те проводили разведку боем. А когда эта самая разведка закончилась, уступив место серьезной работе, стало видно, кто на что способен.

Панкратов оказался способен протерпеть до середины дистанции. После чего стал помаленьку, по чайной ложке, терять мгновения. Мгновения эти превращались в секунды, секунды - в десятки секунд. К отсечке 7,6 км Панкратов окончательно потерял контакт с лидировавшей группой.

На третьем круге, когда маски были окончательно сброшены и лидеры пошли на максимуме, ответить Панкратову было просто нечем. К первой передаче эстафеты отставание сборной России от пятерки лидеров составило 37,8. Это было начало конца.

Перед молодым Петром Седовым, который стартовал 11-м, встала невероятно сложная, почти невыполнимая задача. Петр долго, методично подбирался к первой группе преследователей, шедшей хорошим темпом и методично съедавшей преимущество лидеров. И ближе к концу этапа своего добился, отправив Легкова на дистанцию с 8-го места с отставанием в 47 секунд.

Нам оставалось только поклониться Седову в пояс и поздравить себя с появлением в отечественных лыжах гонщика, способного проявить тот самый необходимый для эстафеты характер в самый сложный момент. Петр прошел мясорубку олимпийской эстафеты, заслужив одно только уважение. Стоит отметить, что на своем этапе он показал пятый результат - отлично для юниора!

К тому моменту, когда Легков ушел на дистанцию, впереди окончательно сформировалась тройка претендентов на медали - Швеция, Франция и Чехия. Александр без раскачки бросился вперед, да и попутчики у него были хороши - норвежец Ларс Бергер, немец Рене Зоммерфельд и другие. Настроение немного поднялось. В какой-то момент разыгравшаяся фантазия подсказала такое развитие событий: отсидевшийся за спинами Легков бросается на последнем круге вдогонку за тройкой лидеров.

Увы, суровая реальность выглядела совершенно иначе. Ключевой момент действительно наступил на третьем круге, но никакого побега у Александра не вышло. Наоборот, его постепенно сбросили с колеса, и Вылегжанин ушел на дистанцию 9-м с безнадежным отставанием более чем в минуту. Эстафетное бессилие россиян, начавшееся в Либереце, продолжилось и в Ванкувере.

Победителями эстафеты стали шведы. Олимпийский чемпион в дуатлоне Маркус Хелльнер незадолго до финиша легко разобрался с чехом Мартином Кукалом и французом Эмануэлем Жоннье и последние метры дистанции проехал с флагом в руке.

Однако главным героем четвертого этапа без всяких сомнений стал Нортуг, который отправился в путь, отставая от лидера на 39 секунд. Сначала норвежец, признанный на прошлогоднем чемпионате мира королем лыж, методично, как удав, проглотил отставание от чеха и француза, а затем безжалостно расправился с ними. Перед выходом на стадион Нортуг даже не стал уезжать от соперников, хотя мог это сделать в два счета. Порка должна была стать демонстративной, и она ею стала. Дождавшись выхода на последнюю прямую, Нортуг откровенно поиздевался над ни в чем не повинными Кукалом и Жоннье.

Но Хелльнер к этому моменту уже пересек финишную черту.