Новости

1 октября 2008, 02:43

Смодиш и Анри

СВОЯ КОЛОНКА

Игорь РАБИНЕР

      Интересно, много ли болельщиков, узнав о назначении капитаном баскетбольного ЦСКА Матьяза Смодиша, возмутились? Мол, команда с великими традициями, где повязку носили Белов и Еремин, Тихоненко и Панов, мало того что который год работает с иностранными тренерами, так теперь еще и варяга на капитанство призвала. И это - армейский клуб!

      Но открываю цеэсковские гостевые в интернете. Набираю в поиске "Смодиш" - и не нахожу на эту тему ни одного дурного слова. Наоборот, сплошные "Матьяз, вперед!". За державу почему-то никому не обидно. Что случилось-то?

      А то, что жизнь доказала: профессионалы бывают хорошими и плохими, а не отечественными и иностранными. Бывают российские футбольные спецы, которые 20 лет не могли вывести сборную из группы на ЧМ и Euro. И Хиддинк, который с первой попытки взял с этой командой бронзу. И Блатт с Мессиной, с которыми Россия выиграла чемпионат Европы и две Евролиги. И Холден (переименованный болельщиками в Женю Холодцова), делающий решающий бросок на Евробаскете.

      "Кто такой Смодиш? Никто. А команда - это все". Это слова самого Смодиша. Болельщики, несколько лет наблюдая за словенцем, понимают, что сказанное им - не жеманство, а образ мышления. И что последнюю Евролигу армейцы выиграли во многом благодаря его лидерским качествам. А если у него этих качеств больше, чем у партнеров, - то почему капитаном должен искусственно становиться представитель титульной нации? Вот никто и не беснуется.

      В 1996 году лондонский "Арсенал" возглавил француз Арсен Венгер. В те времена это была не то чтобы совсем заурядная (Кубок кубков такая не выиграет), но все же традиционная английская команда, где в основном выступали "аборигены". Подтверждает это и лондонский справочник: "Тот "Арсенал" не играл в "шампанский" футбол". Под этим подразумевался искрящаяся, утонченная манера, по которой "канониров" Венгера можно теперь отличить от кого угодно.

      Завсегдатаи пабов Хайбери морщили носы, глядя на рафинированного француза. А Венгер, начав с третьего места (чего "Арсенал" не видел до того пять лет), затем в течение восьми сезонов кряду становился либо первым, либо вторым. Причем в годы всех трех своих чемпионств брал еще и Кубок, делая "золотой дубль". И это - близко не обладая финансовыми возможностями "МЮ", а потом и "Челси"!  

      Подданных британской короны при этом в команде становилось все меньше и меньше. Их вообще почти не осталось, а капитаном "канониров" был назначен Тьерри Анри. Да скажи арсенальским фанатам в 70-е, что повязку их клуба наденет "лягушатник" - они такого пророка в клочья бы порвали!

      А теперь они были только рады. Анри был блистательным игроком, за годы доказавшим всем свое неравнодушие к "Арсеналу" (и его переход в "Барсу" в поиске новых стимулов - не предательство: не в "МЮ" же или "Челси" ушел!). Венгер же стал для болельщиков божеством, регулярно дарившим титулы, да еще и со вкусом "шампанского футбола". Какая тут разница, какой у кого паспорт?

      Размышляя, что лучше - красиво выигрывать с иностранцами или бултыхаться в болоте со своими, - публика выбирает первое. Так и с ЦСКА. Мессина давно уже стал для болельщиков своим. Смодиш - тоже. Он прекрасно говорит по-русски (как и Анри - по-английски). И там, и там болельщики видят, РАДИ ЧЕГО в их команде тренером и капитаном становятся легионеры. Вот что главное!

      Обратный пример - капитан футбольного "Спартака" Моцарт. Не знаю ни одного болельщика команды, который это одобрял бы. Зверский оскал не означает, что ради красно-белых человек готов отдать все. И так-то не великий талант, он еще и регулярно засыпает где-нибудь на полгода, - и только приход нового тренера на время снимает налет вальяжности. Не говоря уже о том, что моцартовский русский - не язык капитана. Видя такое, болельщики недоумевают, поскольку помнят фамилии предшественников: Андрей Старостин, Нетто, Дасаев, Тихонов… И приходят к выводу: какая команда, такой и капитан. И наоборот.

      Но к "левому" россиянину с повязкой фаны отнеслись бы еще более скверно - он-то понимал бы, что на себя берет. А вот стань в свое время капитаном "Локомотива" покойный ныне Лекхето - встретили бы на ура. Потому что отношение болельщиков к игроку даже в России со всеми ее особенностями зависит только от одного. От того, что он для команды сделал и сколько души вложил.