1 сентября 2009, 23:58

Быстрее ветра

Главные нефутбольные события августа – в материале корреспондента "СЭ Интернет".

Николай КОРОТАЕВ

Такого месяца, как прошедший август, не было давно. Месяца-фейерверка, когда рекорды - не простые, а непредставимые, путь от провала к триумфу - стремительный, победы - долгожданные, возвращения – будоражащие. Даже скандалы - и те, скажем так, нерядовые. И над всем (или почти всем) этим возвышается одно слово – "скорость". Такой вот месяц.

Инопланетянин месяца

Чемпионат мира по легкой атлетике в Берлине запомнился многими достижениями, заставляющими снять шляпу в знак уважения перед их авторами. Полька Анита Влодарчик установила мировой рекорд в метании молота. Кенениса Бекеле выиграл сразу две дисциплины, а всего в карьере эфиопского стайера набралось уже пять золотых медалей мировых первенств. В третий раз лучшим на планете стал американский прыгун в длину Дуайт Филлипс, а у местных болельщиков в герои вышел дискобол Роберт Хартинг, обыгравший, казалось бы, непобедимого эстонца Герда Кантера. Но это все успехи и рекорды, так сказать, человеческие - и потому они, к несчастью для их обладателей, меркнут перед результатами космическими. Именно такими потряс весь мир в августе неподражаемый Усэйн Болт.

На Олимпиаде в Пекине ямаец установил три фантастических мировых рекорда, но каждый раз при этом дурачился и паясничал. Год спустя в Берлине он был уже почти серьезен - и выдал на гора два еще более феноменальных результата: 9,58 на стометровке и 19,19 на двухстах метрах. О том, что бегать можно ТАК, раньше никто и не догадывался: на обеих дистанциях Болт сбросил с мирового рекорда по 11 сотых секунды.

 

Один мой знакомый, когда я рассказал ему об инопланетной скорости Болта, ехидно поинтересовался, с какой силой ему в спину дул попутный ветер. Отвечаем: во время финального забега на 200 метров - того самого, в котором ямаец опередил ближайшего конкурента на бог знает сколько корпусов, - ветер был встречный.

Взяв все золото Берлина, сверхчеловек Усэйн Болт сбросил маску серьезности и стал прежним балагуром. Сначала заявил, что намерен попробовать силы в прыжках в длину, затем отправился на этап "Золотой серии" в Цюрих, шутя выиграл там стометровку, а также ликвидировал по человеческим меркам безнадежное отставание на последнем этапе спринтерской эстафеты. Не забыв на финише ослепительно улыбнуться во все 32 зуба.

Возрождение месяца

Еще пару месяцев назад говорить о возрождении применительно к Елене Исинбаевой было бы сущей нелепостью: ни о каком упадке, предшествующем (в удачном случае) ренессансу, речи не шло. И вдруг две осечки: досадная - на июльском этапе "Гра-при" в Лондоне, катастрофическая - уже в августе, на берлинском чемпионате мира. Три неудачные попытки безоговорочно лучшей в истории легкой атлетики прыгуньи с шестом уже на стартовой высоте, безумная радость нежданной золотой медалистки Анны Роговской, непонимающие глаза Сергея Бубки - все это казалось каким-то кошмарным сном, но на самом деле было пугающей реальностью.

Первый серьезный провал в своей блестящей карьере двукратная олимпийская чемпионка перенесла по-королевски. Заявила, что теперь для нее не будет существовать проблем с мотивацией, а уже через 11 дней после берлинского поражения установила в Цюрихе свой 27-й (!) мировой рекорд. 5,06 – это ровно на сантиметр выше, чем в олимпийском Пекине.

Триумф месяца

Проигрыш Исинбаевой оказался далеко не единственной неудачей российских легкоатлетов в Берлине. За чертой призеров остались Юрий Борзаковский и Гульнара Самитова-Галкина, до золотых медалей недотянули Татьяна Лебедева и Анна Чичерова, провалился лидер мирового сезона в прыжках в высоту Иван Ухов. То, что в общекомандном зачете, который в целях утешения иногда называют неофициальным, сборная России заняла все-таки достойное четвертое место, - заслуга Ярослава Рыбакова и мордовской школы спортивной ходьбы. Наш самый опытный прыгун в высоту, не раз становившийся вторым, наконец-то ликвидировал досадный пробел в своей медальной коллекции, лучше остальных приспособившись к непростым погодным условиям дождливого вечера 21 августа.

Ну а Валерий Борчин, Ольга Каниськина и Сергей Кирдяпкин просто потрясли специалистов небывалым чемпионским хет-триком. Ни разу в истории все три золота в спортивной ходьбе не доставалось представителям одной страны. Да что там одной страны – все трое наших триумфаторов проживают в Мекке этой легкоатлетической дисциплины – Мордовии. Проводись в Берлине командный зачет не среди стран, а среди республик и штатов, возможно, именно Саранск был бы признан столицей мировой легкой атлетики.

Вопрос месяца

А вот центр крупнейшего за последнее время легкоатлетического скандала находится сейчас где-то между Преторией и Монако. В столице ЮАР проживает сенсационная чемпионка мира в беге на 800 метров Кастер Семеня. А в штаб-квартире IAAF сейчас решают, что же делать с результатами гендерных тестов, показавших троекратное превышение уровня тестостерона в крови спортсменки. Или все-таки спортсмена? Ничего не поделаешь, Кастер Семеня – человек-загадка. За три месяца до первенства планеты практически никому не известная 18-летняя девушка показала лучший результат сезона в мире, а уже в Берлине будто не замечала соперниц ни в предварительных забегах, ни в полуфинале, ни в финале. Невиданный прогресс, не самая (скажем так) женственная внешность вкупе с суровым низким голосом – более чем достаточный фон для того, чтобы заподозрить неладное. Кое-кто высказался прямо: назвать женщиной могучую южноафриканку нельзя. Остальные предпочитали более дипломатичные выражения, но скандал это не предотвратило. На чемпионской пресс-конференции чемпионки не было, ее заменял генеральный секретарь IAAF Пьер Вайсс. Из его пространной тирады стало ясно одно: что делать в сложившейся ситуации, никому не ясно.

Реванш месяца

Наверное, поражение, которое Елена Дементьева потерпела в полуфинале Уимблдона-2009 от Серены Уильямс, стало одним из самых печальных в ее карьере. Провести на Центральном корте рекордные 2 часа 49 минут лишь для того, чтобы упустить матчбол и пропустить соперницу в финал – сомнительное удовольствие. Шанс поквитаться с обидчицей представился спустя почти два месяца – на престижном турнире в Торонто, и снова в полуфинале. Реванш вышел на славу: взяв первый сет на тай-брейке, Елена разгромила грозную оппонентку во втором.

Победа Дементьевой сделала возможным то, чему на Уимблдоне помешали сестры Уильямс, - российский финал. Второй его участницей стала Мария Шарапова, чье возвращение в элиту мирового тенниса, похоже, уже почти состоялось. Правда, справиться с Дементьевой у экс-первой ракетки мира так и не получилось.

Возвращение месяца

К возвращениям ушедших было на покой звезд недавнего прошлого мы уже начинаем привыкать. Происходят они с завидной регулярностью и вызывают противоречивые эмоции. Бывает и так, что смысл этих акций (за исключением, разумеется, финансового) просматривается с изрядным трудом. Случай с Ким Клийстерс – совсем другой. Карьера бельгийской теннисистки прервалась как-то на полуслове – в мае 2007-го, после череды травм и решения уйти в семейную жизнь. Теннису не хватало Ким, а весной этого года оказалось, что и Ким не хватает тенниса. Размявшись в показательном турнире с участием Штеффи Граф и Андре Агасси, победительница US Open-2005 приступила к серьезным тренировкам, а заодно стала выбирать, wild card от какого из выстроившихся в очередь турниров принять первой. В итоге выбор пал на Цинциннати - и форма, которую продемонстрировала Клийстерс в своем "дебютном" турнире, произвела мощное впечатление. В первых трех кругах экс-первая ракетка мира обыграла Марион Бартоли, Патти Шнидер и Светлану Кузнецову, а споткнулась только о нынешнего лидера мировой классификации Динару Сафину.

В Нью-Йорк, на стартовавший 31 августа US Open, Клийстерс отправилась в ранге теневого фаворита – и уже успела размяться в первом круге, отдав всего два гейма украинке Виктории Кутузовой. Кстати, после триумфального для себя 2005-го Ким в Нью-Йорке до этого года не выступала, а значит, и не проигрывала…

Посвящение месяца

И все-таки, при всем уважении к Клийстерс, ее успехи на американских кортах могли остаться в тени другого эпохального события, анонсированного в конце июля, - второго пришествия на трассы "Формулы-1" семикратного чемпиона мира Михаэля Шумахера. Красный Барон был призван заменить в "Феррари" попавшего в страшную аварию Фелипе Массу. Формулический мир, еще так недавно строго делившийся на обожателей и ненавистников Шумахера, вздрогнул то ли от счастья, то ли от бешенства, узнал про положенный суперзвезде миллионный гонорар за один гран-при и тут же выдохнул. Шоу отменилось: у Шумахера обнаружилась несовместимая с гоночными нагрузками травма шеи, а место восстанавливающегося после операции на голове Массы в кокпите "Феррари" занял итальянец Лука Бадоер.

Достойно заменить бразильца Бадоер, мягко говоря, не сумел: на двух этапах подряд занял последнее место в квалификации. Зато неожиданно прорвало соотечественника Массы - многолетнего партнера Шумахера по "Феррари" Рубенса Баррикелло. Опытный бразилец, не выигрывавший гонок на протяжении 5 лет, отпраздновал победу на первом же после аварии Массы этапе – "Гран-при Европы". И не замедлил посвятить свой успех чудом оставшемуся в живых соотечественнику. Который, кстати, уже и сам рвется в бой, вознамерившись вернуться в строй к октябрьскому "Гран-при Бразилии".

Вердикт месяца

11 августа случилось неизбежное. Решение по делу российских биатлонистов откладывалось, переносилось, снова откладывалось, но, положа руку на сердце, многие ли из нас всерьез надеялись, что оно будет положительным? Посовещавшись долее всякой меры, Антидопинговая комиссия Международного союза биатлонистов представила бюрократически громоздкий документ, зафиксировавший печальную правду. За употребление допинга Дмитрий Ярошенко, Альбина Ахатова и Екатерина Юрьева дисквалифицированы на два года, а также лишены возможности выступить на Олимпиаде-2014 в Сочи. Формально это еще не финал истории, начавшейся перед февральским чемпионатом мира: Ахатова и Юрьева подали апелляцию в Спортивный арбитражный суд в Лозанне. Но…

Не прошло и двух недель, как по зимним надеждам российского спорта был выполнен еще один антидопинговый залп. В употреблении "того же самого", на чем попались биатлонисты, были обвинены олимпийские чемпионы Юлия Чепалова и Евгений Дементьев, а также их партнер по лыжной сборной Нина Рысина. Первые двое тут же заявили о завершении карьеры. До Ванкувера-2010 остается пять месяцев с небольшим.

Тревога месяца

Еще меньше времени осталось до начала баскетбольного чемпионата Европы в Польше, на котором сборная России будет защищать звание сильнейшей на континенте. И чем ближе стартовый матч команды Дэвида Блатта с Латвией, тем тревожнее становится за ее судьбу. Уже на первом этапе подготовки к чемпионату сборная потеряла двух главных героев испанского Евробаскета-2007 – Андрея Кириленко и Джона Роберта Холдена, по разным причинам отказавшихся приехать в Польшу. Далее последовал полуанекдотический эпизод с Дороном Перкинсом – никогда не выступавшим в России американским разыгрывающим, которому будто бы собрались срочно оформлять российское гражданство. Закончилась эта история, как и должна была закончиться: Перкинс сменил скромный "Маккаби" из Хайфы на солидный "Маккаби" из Тель-Авива, а освободившееся после отказа Холдена "натурализованное" место занял лучше знакомый с отечественными реалиями Келли Маккарти.

Тем временем россияне начали проводить контрольные матчи, результаты которых не внушали ни малейшего оптимизма. В этом, в принципе, нет ничего крамольного (два года назад было примерно то же самое), но на "Кубке Акрополя" серьезную травму получил последний из "оставшихся в живых" героев Мадрида-2007 – Виктор Хряпа. Россияне запросили отсрочку с формированием окончательной заявки, но шансы увидеть форварда ЦСКА на первом групповом этапе крайне невелики, а медальные перспективы нашей сборной - весьма туманны. Скорее уж стоит рассчитывать на удачное выступления волейболистов - благо у них первенство континента пройдет практически в те же дни.

Надежда месяца

Не за горами и женский волейбольный чемпионат Старого Света. В его преддверии подопечные Владимира Кузюткина вполне успешно выступили в финале "Гран-при". Игра, показанная обновленной сборной России в японской столице, дала все основания утверждать, что с назначением преемника Джованни Капрары на посту главного тренера национальной команды в федерации не ошиблись. Индивидуальные огрехи россиянки старательно компенсировали грамотными командными действиями, а замены, производимые тренерским штабом, чаще всего вели к усилению игры. Последовательно справившись с Японией, Китаем, Германией и Голландией, наши волейболистки заняли в итоговом протоколе второе место. Могло бы быть и первое, да в стартовом матче турнира Россия позволила спасти два матчбола непобедимой Бразилии.

Потеря месяца

Сколько их - команд, когда-то оспаривавших и занимавших первые места, а теперь прозябающих в низших дивизионах или вовсе канувших в Лету? Только в России на ум приходят футбольные "Торпедо" и "Ротор", хоккейные "Крылья Советов" и "Химик", мужской волейбольный ЦСКА... В августе этого года в скорбный перечень попал и пермский "Урал-Грейт" - единственная в российской истории команда, которой удавалось отнять у ЦСКА золото баскетбольного чемпионата страны. Угасание измученного долгами клуба происходило по частям: в начале месяца двукратные чемпионы России были исключены из суперлиги "А", через пару недель стало ясно, что в Перми в наступающем сезоне баскетбола не будет вовсе. Руководство команды заявляет о намерении вернуться через год, и хочется верить, что это не пустые слова. Исчезновение "Урал-Грейта" из российского спорта - потеря серьезная.

Победа месяца

Как и все последние крупные плавательные турниры, чемпионат мира в Риме сопровождался нескончаемым круговоротом рекордов. Как и все последние годы, Россия на этом празднике жизни была расстроенным наблюдателем: даже если и удавалось кому из наших пловцов установить высшее мировое достижение, золота оно не приносило. Так было вплоть до заключительного дня турнира, когда проклятье, висевшее над российским плаванием с 2003 года (даты последней победы великого Александра Попова на стометровке вольным стилем), сняла 17-летняя брассистка Юлия Ефимова.

Еще год назад, в олимпийском Пекине, Ефимова выглядела реальной претенденткой на медали, но тогда ей просто не хватило опыта. В Риме воспитанница Ирины Вятчаниной успела побить европейский рекорд на стометровке, уступив в финале только американке Ребекке Сони. И вот 2 августа Ефимова взяла у Сони реванш: на две сотые секунды опередила ее на дистанции вдвое короче. Установив новый мировой рекорд (30,09) и задав тон месяцу, прошедшему под знаком скорости.