5 июня 2010, 00:11

О динамовцах и торопыгах

Продолжаем наш суперсериал о названиях клубов Северной Америки. На этот раз речь пойдет о командах, названных в память о вехах американской истории.

Когда игроки вильнюсского "Жальгириса" рассекали советские футбольные поля в полузабытые 80-е годы, мало кто из нас догадывался, что этот клуб уникален для СССР не только своими полосатыми бело-зелеными футболками, но и названием.

Точнее, тем фактом, что оно было дано не в честь профессии, транспортного средства или механической детали, как большинство других, а в память о важном историческом событии - Грюнвальдской битве, в которой ровно 600 лет назад войска Королевства Польского и Великого княжества Литовского разбили тевтонских рыцарей ("жальгирис", или "зеленый лес" - прямой перевод топонима Грюнвальд). В остальном мире, однако, такие "исторические" названия - отнюдь не редкость.

В Америке практика давать командам имена в честь определенной точки на временной шкале тоже распространена, и сегодня мы попытаемся вспахать эту богатую ниву.

Баскетбольный клуб "Филадельфия Севенти-Сиксерз" в русскоязычной прессе обычно называют более коротко - "Филадельфия-76", что вроде бы роднит его с немецкими футболистами из Гельзенкирхена. В названии, однако, зашифрован аж 1776 год, не имеющий никакого отношения ни к основанию клуба, ни к баскетболу вообще. Зато именно в этом году была подписана Декларация независимости США, и произошло это как раз в Филадельфии, первой столице Штатов - факт, которым местные жители чрезвычайно гордятся. Изображенное на эмблеме клуба кольцо из звезд - тоже не баскетбольная символика, а точное расположение звездочек на первом государственном флаге.

Филадельфия может гордиться статусом первой столицы, но колыбелью американской революции по праву себя считает Бостон. Первые столкновения с британцами произошли именно там, там же состоялось и знаменитое "Бостонское чаепитие", и обо всем этом бостонцы тоже любят напоминать кому ни попадя. Отсюда и название клуба НФЛ "Нью-Ингленд Пэтриотс" ("Патриоты из Новой Англии"), на эмблеме которого изображен строгий профиль солдата революционной армии. Черные полубачки и слегка неуместная знойная красота служивого стали причиной того, что логотип в Бостоне называют "Летающим Элвисом".

Название футбольного клуба "Сан-Франциско форти-найнерз" (то есть "сорок-девятники") восходит к другому важному событию в американской истории - "Золотой лихорадке" 1849 года. Именно тогда в северной Калифорнии, только что отвоеванной у Мексики, было найдено золото, после чего тысячи и тысячи желающих быстро разбогатеть, так называемых "форти-найнеров", ринулись на Запад. Те из них, кого не перебили в пути немирные индейцы, провели потом некоторое время за тяжелейшим трудом, намывая золотой песок в реках и ручьях нового штата. Немногие сильно разбогатели, большинство вернулось несолоно хлебавши, но не будь "золотой лихорадки" - и Сан-Франциско так и остался бы небольшой деревушкой.

Похожее событие отражено и в названии команд Оклахомского университета - "Оклахома Сунерз". Тут речь идет о знаменитой "Гонке за землю в Оклахоме" - еще одном столпотворении, случившемся в США в 19-м веке, но на этот раз в довольно-таки скучном, равнинном штате, где самым дорогим минералом была обычная плодородная земля. Землю эту к концу 1880-х годов как раз успели очистить от неудобной помехи - индейцев-криков и семинолов, и специальным актом Конгресса открыли для свободного заселения.

Осуществлялось оно в типичной для тогдашней Америки манере: границу штата открыли в полдень 22 апреля 1889 года и дали всем желающим возможность скакать сломя голову на первый понравившийся участок земли и застолбить себе полторы сотни акров. Тех, кому это удалось сделать, не будучи застреленными по дороге конкурентами, стали называть "бумерами". Но были и другие - те, кто приехал раньше и сумел застолбить наиболее козырные участки. Некоторые из них (обычно федеральные служащие) имели на то право, другие были просто жуликами. И тех и других называли "сунерами" - от слова sooner (скорее, раньше), то есть "торопыгами".

Непонятно, почему студенты из Оклахомы решили назвать себя именно в их честь, а не в честь законопослушных "бумеров", зато это название породило один из самых колоритных талисманов в студенческом футболе. Перед каждым матчем на поле оклахомского стадиона выкатывается запряженная парой лошадей повозка и несется, скрипя колесами, от одних ворот к другим. Называется колымага "шхуной сунеров", и чтобы понять, что общего она имеет с быстроходным судном, надо быть уроженцем американских прерий.

Баскетбольный клуб "Портленд Трэйл Блейзерс" ("Первопроходцы", или более буквально - "Прокладыватели пути") назван в честь менее динамичных мигрантов на Запад второй половины 19-го века. Тех, кто был поосновательней и помудрей, кто не помчался за золотыми химерами Калифорнии, а проложил себе дорогу на Орегонскую территорию, - осваивать тамошнюю суровую лесную целину. Дорогу эту, тоже неспокойную и нелегкую, назвали Oregon Trail - Орегонская тропа. Нынешний Портленд, роскошный город-цветник, существует благодаря тем первопроходцам.

У других команд названия связаны с воинской доблестью. Так, скажем, команды Университета Теннеси называют себя "Волантирз" - "Добровольцы". Теннеси в свое время прославился тем, что поставил полторы тысячи солдат в армию генерала Эндрю Джексона (известного нам как лицо на 20-долларовой банкноте) во время войны 1812 года против англичан и поддержавших их индейцев. В войне с Мексикой участвовали уже около 30 тысяч теннессийцев, за что их штат и прозвали Volunteer State.

Чуть более грустная подоплека у прозвища спортсменов Канзасского университета - "Джейхокс". Джейхок - мифическая птица, наполовину сойка, наполовину ястреб, но именно в Канзасе это слово имело зловещее значение. В преддверии Гражданской войны Канзас, находившийся посередке между свободными и рабовладельческими штатами, стал яблоком раздора двух систем. Аболиционисты и сторонники рабства постоянно воевали на канзасской земле, стараясь перетянуть ее в свой лагерь. Боевиков с юга называли Border Ruffians ("приграничные бандюги"), а противостоящую им северную милицию - "джейхокерами".

И те и другие так здорово "зажгли" в равнинных городишках и прериях, что весь период истории штата с середины 1850-х до начала Гражданской принято называть "Кровоточащий Канзас". По окончании войны прозвище "джейхокеры" закрепилось за всем населением Канзаса.

В честь военных действий назван и клуб НБА "Нью-Орлеанс Хорнетс", правда само название ("Шершни") к Новому Орлеану никак не относится. Его команда привезла с собой из города Шарлотт в Северной Каролине. Жители этого штата так яростно сопротивлялись британским войскам во время войны за независимость, что вражеский генерал назвал непокорную колонию "настоящим гнездом шершней".

Каролинцы утверждают, что их воинская доблесть также является причиной названия команд Университета Северной Каролины - "Тар Хилз" ("Просмоленные пятки"). Они якобы так твердо стояли на своей родной рабовладельческой земле, что солдаты армии Севера дивились: "У них будто смола на пятках". На самом же деле причиной этого прозвища каролинцев скорее всего действительно является самая прозаическая смола, каковая в огромных количествах добывалась в тамошних сосновых лесах.

Как это ни странно, но Гражданскую войну восславляет и канадский хоккейный клуб "Калгари Флэймз". Дословно это - "Пламя" во множественном числе. Можно "Пламенные". Название пришло из прошлого места проживания клуба - Атланты. Дело в том, что Атланта - город, в буквальном смысле слова восставший из пламени. Во время войны его захватила армия Севера под командованием генерала Уильяма Текумсе Шермана и сожгла город дотла. Если из фильма "Унесенные ветром" вам запомнилось что-либо кроме поцелуйчиков, с этим историческим эпизодом вы наверняка знакомы.

Южане, однако, отстроили свой прекрасный город заново, воздвигли новые красивые здания, провели новые ровные дороги, посадили новые персиковые деревья. Восстановить в нем наново нежно любимую рабовладельческую систему им, правда, не дали, но надежда, как говорится, умирает последней. В общем, пламя и восставание из него стали для Атланты своего рода символом.

Приехав в Калгари, "Пламенные" не отреклись от своего прошлого и оставили себе старое название, цвета и форму. Да, в число многочисленных достоинств Калгари входит и тот факт, что его никогда не сжигал генерал Шерман, но ассоциация с пламенем для города, живущего на нефтедоллары, согласитесь, тоже неплохая.

Команду по европейскому футболу из города Чикаго тоже вдохновила трагическая пиромания - она называется "Файр", то есть "Пожар". Тут все дело в великом чикагском пожаре 1871 года, разрушившем напрочь весь центр города и погубившем сотни людей. Грустная, в общем, история, зато последовавшая реконструкция сделала из Чикаго один из главных городов страны.

А напоседок - еще один соккер-клуб, но уже с вполне европейским брендом - "Хьюстон Дайнамо". То есть, "Динамо". Но не стоит искать в истории техасского города каких-либо связей с Феликсом Эдмундовичем. Просто хьюстонская экономика прочно увязана на энергопромышленности.

Естественно, нашлись и такие, кто увидел тут восточноевропейские "уши", но это было ничто по сравнению со скандалом, разгоревшимся после утверждения первого названия команды - "Хьюстон-1836". На первый взгляд, вроде бы ничего криминального – всего лишь год основания населенного пункта. Однако так случилось, что в том же 1836 году Техас обрел независимость от Мексики и основал Республику Одинокой звезды. Напоминание об этом событии дюже обидело испаноязычное население города, а поскольку на соккер ходит в основном именно оно, хозяева сочли за благо выбрать менее взрывоопасный бренд.

Слава МАЛАМУД, Вашингтон

Названия американских команд:

Часть 1. Крылья, ноги и хвосты

Часть 2. Есть такая профессия...

Часть 3. Сила и власть

Часть 4. Национальный вопрос

Часть 5. Значение личности в истории

Часть 6. Самые знаменитые носки