26 марта 2013, 00:02

В Красной Поляне пакуют снег

ОЛИМПИЗМ

Сегодня в Красной Поляне стартует чемпионат России по санному спорту – одно из последних тестовых соревнований предолимпийского сезона. Тем временем в горах начали заготавливать снег непосредственно для Игр-2014.

Дмитрий ОКУНЕВ
из Красной Поляны

Темную ночь вдруг озарила яркая вспышка. Потом еще одна. И еще. С неба хлынул... снег. Будто чувствуя, что его сильно заждались, снег валил и валил, бережно укутывая горные склоны и крыши домов. По иронии, важнейший ингредиент зимнего спорта появился в изобилии тогда, когда стало почти ненужно. Многочисленные горные тесты предолимпийской зимы завершаются, трассы приготовились отдыхать.

Нет, все-таки удивительное это место – Красная Поляна. Наверное, только здесь сегодня может быть жарко и солнечно, а завтра – морозно и снежно. Вот и гадай – может, Олимпиаду лучше было проводить вовсе не в феврале, а на излете марта? Ведь за три дня выпало столько, сколько не видели за всю зиму.

В горах Кавказа заговорили пушки. Правда, снежные. Благосклонность небес наверняка обрадовала две сотни рабочих, недавно приступивших как раз к заготовке снега на склонах "Роза Хутор". За три недели в снегохранилищах планируется законсервировать 450 тысяч кубометров. Нелегкая, скорее всего, работенка. Зато за проведение Игр в установленные сроки можно не волноваться: оснежение им гарантировано.

Надо заметить, что год назад при аналогичных заготовках были допущены ошибки. После распаковки снега в декабре для укладки на прыжковом трамплине вдруг выяснилось, что он частично испорчен, а частично – и вовсе утрачен. Однако выводы сделаны, и есть основания полагать, что теперь все технологии заготовки будут соблюдены. А значит, даже тропическая жара не остановит течение Олимпиады. На склонах сформировано семь хранилищ. Каждое закроют изотермической тканью, отражающей солнечные лучи и сохраняющей температуру накрытого снега. Заготовка и хранение, согласно официальным данным, обойдутся в 250 миллионов рублей.

Вчера МЧС передало экстренное предупреждение: на автодороге Адлер – Красная Поляна возникла опасность схода лавин. Дело нешуточное, потому как это – единственная артерия, связывающая горную платформу с "большой землей". Новую, специально задуманную под Игры дорогу еще только строят. А старая, увековеченная в знаменитых советских фильмах трасса, давно и навсегда заброшена. В былые времена путь по чудовищно узкому серпантину был чем-то вроде подвига. Нынче, во многом благодаря будущей Олимпиаде, цивилизация добралась и до этих мест. Обнадеживают и темпы возведения железной дороги, которая ближе к концу года решит наконец многолетнюю проблему путешествий из Адлера в Красную Поляну. Местные знатоки, правда, вполголоса намекают, что опоры эстакады установлены, скажем так, не совсем верно. И, дескать, лет этак через 50 сегодняшние оплошности могут хорошенько аукнуться. Впрочем, это будет дело уже следующих поколений.

В советские времена транспортный вопрос решался с помощью вертолетных такси. За вполне умеренную плату можно было быстро и удобно добраться в горы воздухом. Почему бы не реанимировать этот заброшенный, но еще не забытый сервис? Не прав тот, кто думает, что Олимпийские игры начнутся у трапа самолета в аэропорту Адлера. Желающим в феврале 2014-го посетить соревнования по биатлону, бобслею или горным лыжам предстоит запастись терпением на часок-другой и сверить финансы. Транспортные проблемы хоть постепенно и решаются, но все еще остро стоят по всему Большому Сочи. На днях местные жители даже обратились с открытым письмом к мэру города Анатолию Пахомову. "С момента введения новой маршрутной сети жизнь сочинцев, которым приходится ездить из Адлера в Сочи и из Сочи в Адлер, превратилась в кошмар", – говорится в послании доведенных до отчаяния людей.

Отношение большинства из них к Олимпиаде можно охарактеризовать как умеренно-нейтральное. Народ в основном молча сносит тяготы, проявившиеся из-за масштабов олимпийской стройки. Еще не начавшись, Игры, безусловно, уже оставили неизгладимый отпечаток на лице Сочи и жизненном укладе простых людей. Каждый хочет понять: что будет потом, когда чемпионы разъедутся по домам, а олимпийская символика исчезнет с городских улиц? Не окажутся ли вложенные миллиарды пустышкой? Не растают ли, словно краснополянский снег, обещания чиновников? Да и вообще: есть ли жизнь после Игр-2014?

Сочи и без Олимпиады совсем не прост – во многом "благодаря" не плановой, а сумбурно-стихийной застройке частного сектора. Заблудиться тут легче легкого. Дома возводятся хаотично, и, кажется, проектируются лишь по прихоти владельца – настолько неуклюже вписанным в пейзаж порой выглядит то или иное здание. Чем роскошнее домовладение – тем выше ограждение. Не случайно и местные уже называют Адлер Городом заборов.

Мне указали на новые дома. Когда-то здесь был стадион, на котором начинал Игорь Ледяхов, самый почитаемый местный футболист. Похожая участь, говорят, постигла и многие другие площадки. "В голове не укладывается: почему в столице Олимпийских игр и городе ЧМ-2018 нет футбольной команды? Хотя бы маленькой", – вопль отчаяния вырывается у каждого "аборигена", как только разговор сворачивает на спортивную тему. Видно, зря говорят, что Сочи – город нефутбольный. Тем более уже летом в поселке Мирный планируется открытие олимпийского стадиона "Фишт", названного в честь 2867-метровой вершины в Адыгее. Через пять лет эта арена будет принимать матчи чемпионата мира.

Во всей предолимпийской суматохе, похоже, абсолютно забыли про расположенную возле колеса обозрения на набережной бывшую гостиницу "Горизонт". А ведь это заброшенное, полуразвалившееся здание занимает важное место в истории черноморского курорта. Именно "Горизонт" "сыграл" роль знаменитой гостиницы "Атлантик", куда Семен Семеныч из "Бриллиантовой руки" пришел в надежде разжиться халатом с перламутровыми пуговицами. Руины некогда фешенебельного отеля словно подчеркивают: того, старого и всенародно любимого города-курорта больше нет. У Сочи начинается новая жизнь.