8 апреля 2014, 12:30
СВОЯ КОЛОНКА
Сергей БУТОВ
Вчера в южноафриканском городе Претория возобновились слушания по делу Оскара Писториуса – иконы паралимпийского спорта, которого обвиняют в предумышленном убийстве своей подруги Ривы Стенкамп.
Хорошо помню день, когда ленты мировых информационных агентств стали заполняться сообщениями о трагедии. Характерно, что даже самые первые заголовки несли в себе оценочные суждения в пользу Писториуса. Никто не мог поверить, что он сознательно всадил в запертую в ванной комнате девушку три пули из 9-миллиметрового пистолета.
Когда следствие повели знатоки, а не многомиллионная армия поклонников Оскара и стали раскрываться первые подробности, любопытно было наблюдать за переменой восприятия личности Писториуса на родине. Отрицание самой возможности умышленного убийства сменилось тревожным сомнением. Теперь сомнение стоит на пороге всеобщего гнева.
Соседи Писториуса свидетельствовали в суде, по сути, против него, заявив, что еще до выстрелов слышали той ночью звуки ссоры, а затем крики женщины. Плюс к этому недавно были обнародованы адресованные Писториусу сообщения, в которых Стенкамп утверждала, что временами боится его.
Обвиняемому будет крайне непросто объяснить необходимость стрельбы на поражение в предполагаемого грабителя. Чтобы получить в ЮАР лицензию на хранение оружия, человек обязан пройти специальные тесты, суть которых – полностью усвоить, что, согласно законам страны, он не имеет права открывать огонь до тех пор, пока ему не угрожает прямая опасность. Такие тесты прошел и Писториус.
Южная Африка отказалась от суда присяжных еще в 1969 году, и многие считали невыгодным для спортсмена тот факт, что судебные дела слушают лишь судья и два эксперта. Однако общественное мнение внутри страны теперь настолько неоднозначно, что отсутствие подверженных эмоциям и личностным оценкам присяжных для Писториуса считают уже скорее плюсом, чем минусом.
Людей, в глазах которых Оскар остается мужественным, щедрым, симпатичным человеком, по-прежнему немало. Если спортсмена осудят, принять приговор им будет непросто. Для многих таковой вообще станет нравственной трагедией. Писториус давно перестал быть "всего-то" одним из самых успешных паралимпийцев в истории, превратившись в символ торжества человеческой силы духа, в живой пример неограниченных возможностей людей-инвалидов, которым так часто напоминают об обратном.
По иронии судьбы с другого конца света пришли новости еще об одном спортивном кумире, ставшем воплощением надежды миллионов раковых больных. Президент Франции подписал указ о лишении высшей государственной награды этой страны – ордена Почетного легиона – семикратного победителя "Тур де Франс" Лэнса Армстронга.
Раскаивается ли бывший орденоносец в том, что в течение всей карьеры принимал допинг? Нет. Вот что он сказал автору недавно вышедшей книги: "Круг лжи: падение Лэнса Армстронга" Джулиет Макур: "Только абсолютные тупицы могут считать, что я мухлевал, чтобы выиграть "Тур". Кто там чувствует себя обманутым?"
Исследуя моральную вселенную низложенного спортивного идола и местами приходя от нее в ужас, Макур стала редким свидетелем материальных последствий того самого падения. Интервью Армстронга для книги состоялось в тот самый день, когда по дому сновали упаковщики мебели. Армстронг съезжал из своего поместья. Только это могло сдержать девятый вал судебных исков, который накрыл гонщика с головой.
В один день от Армстронга разом, в считаные часы, отвернулись все без исключения спонсоры. Финансовый урон оказался колоссальным, счет шел на десятки миллионов долларов. Еще больнее решение совета директоров фонда по борьбе с раком Livestrong о полном разрыве отношений с его основателем и главным вдохновителем.
Пример мгновенно сорвавшегося с казавшегося незыблемым пьедестала Армстронга должен стоять в глазах подсудимого Писториуса. Судьбы двух великих спортсменов роднит хотя бы то, что напоказ оказались выставлены не только карьеры-вывески, но и их изнанка. И не все из того, что стало известно о Писториусе, пришлось его поклонникам по душе.
Вся его дальнейшая жизнь теперь зависит от вердикта суда в Претории. Многие по-прежнему надеются услышать: "Невиновен". Но если прозвучит иной вердикт, Писториус быстро узнает, что значит в современном обществе оказаться Робинзоном Крузо.
Людское обожание уходит значительно быстрее, чем приходит. Армстронг, если что, вам это подтвердит.