29 августа 2014, 02:00

Капелло тоже хочет в Новогорск

ЕСТЬ ТЕМА

Что представляет собой и как будет развиваться главная спортивная база России?

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ

Историю одного из самых известных тренировочных центров я бы начала не с 1966 года, когда под нужды спортсменов в подмосковном Новогорске распоряжением правительства было выделено шесть гектаров земли, а с начала 2000-х. Примерно тогда бывший директор базы задумался о том, чтобы в сжатые сроки превратить центр в акционерное общество. То есть интеллигентно перевести государственную собственность в частную. И обратился за консультацией к знакомому.

Тем знакомым был Николай Доморацкий – человек, под руководством которого "Новогорск" и приобрел свой нынешний вид: стал, по сути, одной из лучших тренировочных баз в мире.

– Я работал тогда совсем в другой сфере, – вспоминал Доморацкий. – Но принял приглашение приехать в Новогорск в компании достаточно влиятельных в спортивном мире людей. Мы посмотрели базу и сказали: "Парень, это ни в коем случае нельзя акционировать. И мы лично не позволим тебе это сделать".

***

Раскручивая назад ленту времени, трудно отделаться от мысли, что появление Доморацкого на базе в Новогорске стало не случайным. В свое время нынешний директор дружил с Валерием Харламовым и часто, когда хоккеисты сидели на сборах, приезжал к нему – навестить. В 1982-м Николай Сидорович был назначен командиром базировавшегося в Новогорске полка гражданской обороны, спустя четыре года перебрался в Москву, совершенно не рассчитывая когда-либо вернуться в места боевой юности. Когда в самом начале 90-х подошел пенсионный для военнослужащего срок, Доморацкому предложили генеральскую должность. И как раз в этот момент в гости заглянул давний друг – один из руководителей золотодобывающей компании.

Услышав, какую сумму составляет будущая "генеральская" зарплата, аж поперхнулся: "Сколько? Я тебе даю втрое больше!"

И вопрос с трудоустройством на ближайшие годы был решен.

– Сейчас вы способны золотишка намыть, Николай Сидорович?

– А как же! Я вообще много чего умею. И работал много где. Когда началась перестройка, занимался вместе со своим братом книгоиздательством. Мы, кстати, были первыми, кто издал аксеновский "Остров Крым". Потом занимался различными поставками. В 2003-м возглавил базу в Новогорске. А вообще по образованию я инженер-механик и инженер-строитель.

– Теперь понятно, почему ни на одном из объектов вашей базы не наблюдается недоделок и халтуры.

– Мы за этим очень тщательно следим. И я сам, и мои помощники. Раз в неделю проводим совещание, на котором присутствуют представители всех подрядных организаций, с которыми мы работаем. Строим-то много....

***

Нынешняя территория "Новогорска" – 20 гектаров. В этом плане база выгодно отличается от многострадального "Озера Круглого", где прежние хозяева, временно прибравшие базу к рукам, успели продать солидную часть территории под коттеджную застройку. Футбольное и хоккейное "Динамо", базирующиеся по соседству, к олимпийской базе отношения не имеют. Хотя футболисты (все сборные, кроме основной) приезжают в "Новогорск" часто.

Имеющиеся два футбольных поля, возраст которых насчитывает четыре десятка лет, планируется в ближайшей перспективе полностью реконструировать, несмотря на то, что оба стадиона находятся в прекрасном состоянии. В связи с этим на базу уже дважды приезжал Фабио Капелло. В планах руководства – вывести состояние футбольной инфраструктуры на тот уровень, чтобы к чемпионату мира-2018 "Новогорск" мог принять любую из национальных команд. В идеале – российскую.

Строящийся восьмиэтажный корпус под условным названием "Комплекс № 3" помимо гостиницы и бассейна включает в себя большой медицинский центр, который позволит проводить комплексные обследования спортсменов прямо на базе.

Самый старый из корпусов – первый. К четырехэтажной гостинице c автономной кухней-столовой примыкает огромный зал, который делят между собой гимнастки-художницы и батутисты. Высота потолков соответственная – почти 20 метров. По одну сторону импровизированной перегородки под купол взлетают люди, по другую – булавы, обручи и мячи. И там, и там на стенах и потолочных балках – стационарные видеокамеры, позволяющие в деталях изучить любую из комбинаций. Причем изображение тут же выводится на громадный настенный экран.

В этом зале тренировалось еще советское поколение гимнасток. И, кстати, довольно большое количество футбольно-гимнастических семей, сложившихся в те годы, – следствие совместной подготовки бок о бок с футболистами.

В соседнем недавно построенном зале готовятся к чемпионату мира пятиборцы мужчины: предпочли "Новогорск" своей базе в подмосковном поселке "Северный". Если в ближайшем будущем к имеющейся территории удастся "прирезать" еще кусок земли, она, скорее всего, пойдет под строительство конного манежа. Нынешние площади этого, к сожалению, не позволяют. Единственным сооружением, которое со временем планируется добавить к уже имеющемуся перечню объектов, должен стать отдельный зал для батута.

Все глобальные решения в отношении развития базы принимает и финансирует Министерство спорта во главе с его руководителем Виталием Мутко. И надо сказать, что без этой поддержки старейший в стране тренировочный центр вряд ли бы преобразился столь впечатляющим образом. Кстати, полтора года назад составной частью "Новогорска" стала (и была полностью отремонтирована) подмосковная "Руза", где привыкли тренироваться штангисты.

***

Легкоатлетический центр "Новогорска" был официально открыт осенью прошлого года: закрытый полноценный манеж, открытый стадион, еще один – для метателей. За основным полем и небольшой трибуной кроется аккуратно вписанный в рамку из высоченных деревьев стадион для хоккея с мячом. По словам "аборигенов", уже после первого сбора хоккеисты наотрез отказались куда-то уезжать.

Впрочем, для "Новогорска" это обычная история.

Собственно, строительство новой гостиницы на 250 мест – мера сугубо вынужденная. Просто в какой-то момент тренировочные мощности сильно превысили ресурс жилого фонда. Например, этим летом все жилые корпуса базы были заполнены под завязку, но экстренно расселить требовалось еще почти три сотни человек. Пришлось обращаться за помощью к "соседям" – спортсмены заполонили все имеющиеся в округе пансионаты и отельчики.

После того как будет введен в строй третий гостиничный корпус, проблема исчезнет. Будущий отель, который соединится закрытым переходом со столовой (тоже автономной, как и в первом корпусе), считается "зимним": по соседству центр зимних видов спорта с двумя полноценными катками.

Еще один каток – в соседнем корпусе. Там же – тиры для стрельбы на 10, 25 и 50 метров, игровые залы для гандбола, волейбола и баскетбола, суперсовременный тренажерный комплекс, восстановительный центр с саунами, криосаунами, соляными ингаляционными пещерами и отдельной гордостью директора – залом психологической разгрузки, отделанным уникальным черным камнем, который добывается в единственном карьере на земном шаре. Достаточно провести в этом помещении час-другой – и все напряжение из организма полностью уходит.

***

Поводов для гордости у Доморацкого множество. Например – лед. Тоже лучший в мире. А все дело в том, что местная вода содержит много фтора. Скольжение на фтористом льду возрастает, и за это "летящее" ощущение местные катки обожают фигуристы.

Для хоккея и шорт-трека лед перед Играми в Сочи варили в "Новогорске" специально – такой же, как на олимпийской арене. А в самом Сочи у спортсменов и тренеров был свой дом – с медицинским центром и своими поварами, в помощь которым Доморацкий пригласил поваров трех московских ресторанов.

Из отзывов, которые спортсмены оставляли на специально развешенных листах ватмана, сложилась уникальная коллекция автографов, обладателем которой стал после Игр шеф-повар "Новогорска" Владимир Матвеевич Островский – специалист, до приглашения в олимпийский тренировочный центр работавший в ресторане гостиницы "Советская" – нынешнем "Яре". И побеждавший в великом множестве престижных международных конкурсов.

– Как при таком фантастически изобильном питании можно держать вес, Николай Сидорович?

– Ну так мы с вами вышли из столовой до того, как там возле каждого блюда расставили таблички. Зеленые, желтые и красные. Если нужно жестко держать вес – это зеленая диета. Помягче – желтая. Ну, а когда нет необходимости считать калории – красная.

– Кто составляет меню для спортсменов?

– Над этим работают диетологи, мы постоянно поддерживаем связь с институтом питания, согласовываем с их специалистами технологические карты, принимаем участие в семинарах. Вот и получается, что все нужды тех, кто у нас живет и тренируется, удовлетворены полностью.

– А если завтра к вам придут гимнастки-художницы и скажут, что хотят научиться кататься на коньках?

– Нет проблем. Мы просто найдем для них в сетке занятий свободное "окно". Кстати, те же стрелки всегда очень любили погонять в свободное время шайбу.

***

Сетка загруженности базы почти всегда открыта у директора на экране рабочего компьютера. Информация четко структурирована: кто на катке, кто в сауне или криосауне, сколько человек прошли через физиотерапевтические процедуры, кто обращался к стоматологу...

– Что самое сложное в руководстве таким хозяйством?

– Поддерживать микроклимат в коллективе. Чтобы не было склок, взаимных упреков между подразделениями. Это требует постоянного контроля. Со спортсменами проще. Ну да, случается, что одновременно на сбор заезжают гандболисты и волейболисты, которые делят у нас один зал. После гандболистов приходится делать перерыв: игроки обычно натирают ладони специальным составом, и мяч, отскакивая от пола, оставляет липкие следы, которые сразу нужно убирать с паркета специальным средством. Соответственно тренировочное время уменьшается, а развести эти виды спорта не всегда получается – у них чемпионаты проводятся в одно и то же время. Вот периодически и возникают трения. В этом случае я просто приглашаю тренеров к себе, и мы всегда находим компромисс. Чтобы нормальные мужики – да не договорились?

На вопрос, насколько дорогое удовольствие тренироваться на базе, Доморацкий пожимает плечами.

– Смотря что принимать в расчет. Пребывание одного человека обходится в 4500 рублей в день. Это неограниченное питание со шведским столом, пользование спортсооружениями, медицина, включающая в себя практически все виды физиотерапии, транспорт, свободный вай-фай на всей территории, кабельное телевидение. Условия проживания у нас не хуже, чем в любом западном четырехзвездном отеле. Для тренеров предусмотрены двухкомнатные люксы. А главное – все близко и удобно, не приходится тратить время впустую.

Уже прощаясь с директором, я не удержалась от еще одного вопроса:

– Каждый раз, когда мы с вами встречаемся на катке у фигуристов, меня не покидает ощущение, что все их проблемы известны вам не хуже, чем самим спортсменам и тренерам. У вас со всеми видами спорта такие отношения?

– С фигуристами, безусловно, эти отношения ближе: я – член исполкома ФФККР, поэтому обязан вникать во все, что происходит. Не свадебным же генералом там сидеть? Что касается других видов спорта, я знаком абсолютно со всеми тренерами, почти со всеми спортсменами. С каждым с удовольствием встречаюсь, разговариваю, спрашиваю о проблемах. И в общем-то горжусь тем, что за 12 лет моей работы директором в нашей книге предложений, в которой мы просим спортсменов писать свои пожелания, нет ни одной жалобы.

ГДЕ ЕЩЕ ТРЕНИРУЮТСЯ СБОРНЫЕ РОССИИ

Помимо "Новгорска" в России есть еще несколько крупных спортивных баз. "Озеро Круглое" считается основным центром подготовки сборных страны по плаванию, синхронному плаванию, прыжкам в воду, водному поло, фехтованию и фристайлу. Представители российских сборных по боксу, тяжелой атлетике и борьбе много тренируются на подмосковной базе "Чехов". В Звенигороде работают представители дзюдо, в то время как лыжники часто готовятся к сезону в Острове в Псковской области.

На базе "Юг-Спорт" в Сочи и ее филиале в Кисловодске проводят специальную и общефизическую подготовку сборные России по легкой атлетике, тяжелой атлетике, боксу, парусному спорту, конькам, шорт-треку, сноуборду, санному спорту, горным лыжам, бобслею и скелетону. На филиале базы "Новгороск" в Рузе тренируются представители академической гребли, гребли на байдарках и каноэ.

Крупные базы, на которых работают российские спортсмены топ-уровня, есть в Токсове, Парамонове, Чайковском и других городах. А для представителей паралимпийских дисциплин работает база "Ока" в Алексине. Отметим также, что большинство национальных команд чередуют различные базы на разных этапах подготовки или в зависимости от времени года.

1