7 марта 2018, 00:45

Деньги на ветер или борьба за справедливость? Зачем нам альтернативная Олимпиада

Наталья Марьянчик
Обозреватель
В России в разгаре альтернативные старты для спортсменов, пропустивших не по своей вине Олимпийские игры в Пхенчхане, где выплачиваются призовые, идентичные премиям для призеров Игр. "СЭ" разобрался, кто и почему получит миллионы рублей, а кто по непонятным причинам останется с носом.

КАЛЕНДАРЬ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ СТАРТОВ
Бобслей и скелетон.
20 – 26 марта. Сочи.
Коньки. 23 – 25 марта. Коломна (Московская область).
Биатлон. 27 марта – 5 апреля. Ханты-Мансийск.
Шорт-трек. 29 марта – 1 апреля. Санкт-Петербург.

В соответствие с приказом Минспорта, открытые всероссийские соревнования пройдут в следующих видах спорта: коньки, шорт-трек, бобслей и скелетон и биатлон. Турнир по лыжным гонкам в Малиновке Архангельской области, совмещенный с этапом Кубка России, уже состоялся. Хотя акцент делается на компенсации упущенной выгоды для неприглашенных на Олимпиаду, участвовать в соревнованиях могут абсолютно все желающие, включая иностранцев.

Идея "альтернативной Олимпиады", которая изначально витала в воздухе, по понятным причинам так и осталась идеей. Организация комплексного турнира по зимним видам спорта – крайне дорогостоящее и трудоемкое предприятие. Сделать это всего за месяц, после того как стало известно о неприглашении в Пхенчхан наших ведущих атлетов, почти невозможно. Особенно учитывая, что календарь международных и российских стартов в большинстве видов очень плотный.

Поэтому наши руководители пошли по пути наименьшего сопротивления – и в большинстве случаев просто приурочили альтернативные турниры к чемпионатам России. Кое-где, как в коньках, они пройдут прямо перед стартом чемпионата страны. Это значит, что не придется организовывать никаких новых турниров, искать города-хозяева и тому подобное. Все уже сделано на основе существующего календаря.

Правда, тут возникает одна сложность: в чемпионатах страны будут участвовать все ведущие спортсмены, включая и тех, кто ездил в Пхенчхан. Соответственно, нет гарантии, что четыре миллиона рублей за победу в гонке, скажем, в биатлоне получит условный Антон Шипулин, а не Антон Бабиков, который никак от МОК не пострадал и в Пхенчхане выступал.

Платить призовые только "обиженным" невозможно чисто технически: они полагаются за занятые в гонках места. С этим уже столкнулись лыжники, где огромные суммы заработали люди, даже теоретически не претендовавшие на участие в Олимпиаде. Такое бывает: есть целая категория спортсменов, которые хорошо выглядят на внутренних стартах, а на международной арене ничего не показывают. Теперь, похоже, эта каста получила шанс отлично заработать. Зато, например, Сергей Устюгов, который из-за болезни подошел к турниру в Малиновке в не лучшей форме, остался без призовых, несмотря на победу в командном спринте вместе с Александром Легковым. Эта дисциплина не входила в число тех, где выплачивались олимпийские бонусы.

Татьяна ИВАНОВА в Пхенчхане точно претендовала бы на медали. Фото AFP
Татьяна ИВАНОВА в Пхенчхане точно претендовала бы на медали. Фото AFP

ЧЕМ ВИНОВАТЫ САНОЧНИКИ

Сколько справедливости ни ищи, обиженные все равно останутся. Так, например, непонятно, почему не получит своей компенсации саночница Татьяна Иванова. Она явно входила в число претендентов на медали Пхенчхана, и точно так же, как лыжники, биатлонисты и прочие, по непонятным причинам не вошла в список приглашенных МОК.

Но альтернативного турнира по санному спорту проводиться не будет. Это было бы странно: из всей команды, в Пхенчхан не попали только Иванова и молодая Виктория Демченко. Не разыгрывать же четыре миллиона рублей ради двух спортсменок? Получается, что двое саночниц не получат ничего. Так же, кстати, как и не допущенный МОК прыгун с трамплина Дмитрий Васильев. Правда, он в число твердых членов олимпийской команды в любом случае не входил, и там ситуация не столь однозначна.

– Необходимости в каких-то альтернативных соревнованиях я у нас не вижу, – заявил "СЭ" главный тренер сборной России по санному спорту Альберт Демченко. – За исключением двух недопущенных спортсменок, в остальных видах мы полностью использовали квоту. Другое дело, что на мой взгляд, помимо недопуска спортсменов, нам сейчас нужно говорить и о не поехавших в Пхенчхан тренерах. Уверен, я мог бы помочь чисто психологически Роме Репилову, с которым работаю последние три года. Он уверенно прошел все тренировочные попытки, и если бы рядом оказался нужный человек, его результат на Играх мог бы быть совсем иным.

Отсутствие личного тренера и связанный с этим невысокий результат – тоже вполне себе причина обвинить МОК в упущенном шансе жизни. Если продлить эту логическую цепочку, получается, компенсацию нужно платить и самому Репилову, и его наставнику Демченко. Впрочем, об этом пока даже не идет речи.

Участники легкоатлетического турнира "Звезды-2016" для спортсменов, недопущенных на Игры в Рио. Фото Алексей ИВАНОВ
Участники легкоатлетического турнира "Звезды-2016" для спортсменов, недопущенных на Игры в Рио. Фото Алексей ИВАНОВ

ВАРИАНТ ЛЕГКОАТЛЕТОВ БЫЛ БЫ ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЕЙ?

Перед летней Олимпиадой-2016 в Рио российский спорт уже оказывался в похожей ситуации. Тогда без Игр по решению международных федераций остались целые сборные по легкой и тяжелой атлетике. Идея компенсировать упущенный заработок нашим лучшим спортсменам родилась именно тогда. Правда, решили этот вопрос совершенно иным способом.

Накануне Игр в Рио на московском стадионе Знаменских прошли соревнования "Звезды-2016", где выступили все лидеры сборной, кроме Елены Исинбаевой. Призовые там разыгрывались смешные по олимпийским меркам: 100 тысяч рублей – за первое место, 50 тысяч – за второе и 30 тысяч – за третье.

Впоследствии государство также выделило обиженным легкоатлетам дополнительно 40 миллионов рублей. Их распределили между ведущими спортсменами, но в соответствие со статусом, а не с результатами "Звезд-2016". Фавориты Игр – Исинбаева, Мария Ласицкене и Сергей Шубенков – получили максимальные 4 миллиона рублей. Интересно, что тяжелоатлеты при этом никаких компенсаций не получили.

Нет гарантии, что призовые за победу в биатлоне получит условный Антон ШИПУЛИН, а не Антон Бабиков, который никак от МОК не пострадал. Фото Андрей АНОСОВ, СБР
Нет гарантии, что призовые за победу в биатлоне получит условный Антон ШИПУЛИН, а не Антон Бабиков, который никак от МОК не пострадал. Фото Андрей АНОСОВ, СБР

ИДЕАЛА НЕ СУЩЕСТВУЕТ

История с альтернативными стартами, на самом деле, классический пример ситуации, когда идеального решения не существует. Какой выход ни найди – в нем все равно будут свои отрицательные стороны. В нынешней ситуации, безусловно, получается странно, когда призовые получают спортсмены, вообще на участие в Играх не претендовавшие. Компенсация тем, кто ничего не потерял – это сильно. Тем более, когда порой заработки этих людей в итоге превышают премии олимпийских призеров. Что сложнее: завоевать бронзу Олимпийских игр в Пхенчхане или выиграть гонку в Малиновке? Ответ очевиден. Но выходит, что куда прибыльнее на Олимпиаду вообще не ездить и забрать свои деньги на Кубке России.

Но и раздавать призовые вообще без соревнований, только за былые заслуги, как это было после Рио-2016, тоже не совсем справедливо. Если в легкой атлетике хотя бы есть объективный критерий в виде топ-листа лучших результатов мирового сезона, то в зимних видах все гораздо запутанней. Какую компенсацию, скажем, заслужили лыжники Александр Легков и Максим Вылегжанин, которые из-за отстранения не могли выступать на Кубке мира полтора года? Как понять, боролись бы они на Олимпиаде за победу или за места в топ-30?

Есть еще вариант вообще никому ничего не компенсировать. Это идеально хотя бы с той точки зрения, что тогда обиженных не будет. В конце концов, государство напрямую не виновато в том, что отдельные спортсмены в силу обстоятельств пропустили Олимпиаду. И уж точно не обязано оплачивать им эту упущенную выгоду. Но с другой стороны, кому плохо от того, что ни в чем не виновные спортсмены заработают своим трудом достойные деньги? С учетом того, насколько короток их век, другого такого шанса спокойно может не представиться.