31 марта 2022, 18:30

Как сделать нашу Спартакиаду интереснее Олимпиады? Это сложно, но реально

Спартакиада по программе Олимпиады-2024 пройдет в августе 2022 года
Наталья Марьянчик
Обозреватель
Большие соревнования для наших спортсменов по летним видам спорта в августе этого года могут стать не только подготовкой к Парижу-2024, но и предметом зависти для МОК.

Наши спортивные власти сейчас делают все, чтобы на фоне санкций сохранить лучшее, что есть в нашем спорте. Прежний график сборов, только теперь все они будут в России, а не за рубежом. Создается похожий на прежний календарь, только главным стартом в нем становится августовская Спартакиада, а не чемпионат мира или Европы. Сохранили даже прежнюю систему оплаты труда, так как призовые за крупные российские старты приравнены к международным.

Но история доказывает, что попытки построить старую жизнь в новых реалиях удаются очень редко. Если впереди всего лишь одно лето или хотя бы один сезон международной изоляции — это одно дело. Тогда действительно нет смысла все ломать, проще переждать непростые времена и вернуться к прежнему ритму. Но если изоляция затянется? И Спартакиада — главный старт для наших спортсменов не только в текущем летнем сезоне? Тогда, кажется, пришло время учиться жить по-новому.

Индейский биатлон. Фото canoesport.ru
Индейский биатлон.
canoesport.ru

Индейский биатлон вместо каноэ: почему нет?

Озвучена идея провести августовскую Спартакиаду по программе Олимпийских игр в Париже, которая включает 32 вида спорта: 28 основных и 4 дополнительных. Это брейк-данс, спортивное скалолазание, скейтбординг и серфинг — все виды, мягко говоря, в России не на слуху. Хотя очень зрелищны и потенциально привлекательны для спонсоров.

Если изучать программу дальше, появляется множество вопросов. Например, мы точно хотим проводить соревнования по гольфу или многочисленным дисциплинам BMX? В некоторых из них у нас наверняка нет шансов на олимпийскую лицензию. Как будут выглядеть на Спартакиаде турниры в игровых видах спорта — кто с кем собирается играть? Как провести турнир в многострадальной легкой атлетике — там в некоторых дисциплинах с трудом наберется участников на финал, а уровень конкуренции близок к нулевому?

Тут, конечно, все зависит от цели. Если задача в том, чтобы члены сборной просто отработали свою зарплату, то ничего особенно придумывать нет смысла. Но если задуматься о долгосрочном развитии, это, на мой взгляд, не выход.

Какой могла бы быть программа Спартакиады? Это должно быть креативно, современно и с учетом российских реалий. Вместо скучных длинных забегов по стадиону в легкой атлетике — кросс. Вместо большинства дисциплин в гребле на байдарке и каноэ, где у нас все равно сейчас нет мировых лидеров, — индейский биатлон, где гребут на каноэ и стреляют из лука. Вместо части прыжков на батуте и спортивной гимнастики — паркур.

А еще есть популярное у нас и очень зрелищное спортивное ориентирование. В нем потенциально с легкоатлетами могли бы посоревноваться даже лыжники, им все равно летом без беговой подготовки не обойтись. Большунов против Степана Киселева с картой местности наперевес — как вам интрига? А некоторые виды можно провести в необычных локациях — никто же не говорил, что вся Спартакиада должна быть в одном месте. О прыжках с шестом или в высоту на Красной площади говорят уже лет десять, но реализовать идею никто так и не сумел.

Прыжки с шестом. Фото Global Look Press
Прыжки с шестом.
Фото Global Look Press

Профессиональные лиги нужны уже сейчас

Важно понимать, что Спартакиада, какой бы крутой она ни получилась, — это всего лишь один турнир. А летникам нужен целый календарь, где привычные этапы Кубка мира или «Гран-при» заменят российские старты. Просто проводить этапы Кубка России — бессмысленно, конкуренция между лидерами внутри страны минимальна практически во всех дисциплинах.

В этой ситуации лидеры команды будут терять мотивацию, не сталкиваясь с привычной конкуренцией со стороны иностранцев, а середняки и аутсайдеры — постепенно заканчивать карьеру, так как если раньше была возможность выигрывать хотя бы на российском уровне, то теперь и ее не станет. Естественно, телевизионная и маркетинговая привлекательность турниров, результат которых известен заранее, тоже минимальна.

О выходе в интервью «СЭ» недавно говорил и министр спорта РФ Олег Матыцин: создание профессиональных лиг. С такой инициативой уже обратились федерации борьбы и дзюдо. И даже легкая атлетика думает об аналоге «Бриллиантовой лиги». Будем надеяться, в ближайшее время подтянутся и остальные. Именно клубная основа может спасти в условиях нехватки конкуренции, которую вряд ли обеспечит приглашение на внутренние старты белорусов и даже китайцев. Если соревноваться между собой будут не отдельные спортсмены, а клубы, это создаст интригу и привлечет публику. А в перспективе откроет перед российским спортом новые перспективы, основанные не только на госфинансировании.

81
  • Казимир Гучмазов

    Участники Спартакиады - сборные федеральных округов и сборные стран, которые захотят участвовать.

    01.04.2022

  • rashton22

    смешно. Никогда внутренние соревнования не будут интереснее международных. Даже не пытайтесь, не тратьте деньги. лучше наладить жизнь среди людей,и жить, как все люди. Эта статейка явно заказная. в рамках политики .

    01.04.2022

  • vik64

    А ведь есть что вспомнить и возродить. В своё время Спартакиады народов СССР были великолепными соревнованиями!

    01.04.2022

  • Олег

    Что курит Марьянчик?

    01.04.2022

  • Vizioso

    Прыжки с шестом на Красной площади? Не зрелищно! Танцы на пилоне на том же месте куда выигрышней смотреться будут, в судейскую бригаду можно поровну общественников и силовиков отрядить. А спортивное ориентирование - это вообще зачем? Куда круче, народней и понятнее - спортивное пропалывание грядок (можно на некоторых как бы футбольных полях). Ну и где же самый отечественный из всех возможных видов спорта - литрбол? Но вообще, как уже верно отметили в комментариях, для космических рейтингов спартакиады достаточно будет одного лишь объявления её национальным праздником и разнарядки всем бюджетникам явиться в качестве зрителей на соревнования.

    01.04.2022

  • echo2011

    Никак не сделать! Нужно думать,как избавиться от человека,который загнал российский спорт в задницу...

    01.04.2022

  • A+++

    и пенсы у бабок

    01.04.2022

  • Gabus

    :scream: :eyes:

    01.04.2022

  • Завезите на Стадионы :stadium:????????? бочковое нефильтрованное :beers: по рупь двадцать для народа, с Санкционными креветками по рублю :shrimp: которые байкотировал скушать Запад, и поддержка любых соревнований, вам будет обеспеченна на самом высоком уровне даже в это тяжёлое для нашего Спорта время !!! Сделайте людям Праздник !!! Хватит уже только грабить Страну ...,всё равно теперь больше никуда не вывезешь награбленное ,всё отнимут ...,везде найдут ...!!! :cut_of_meat: :100: :trophy: :triangular_flag_on_post: P.s. Fan ID -отменить !!!

    31.03.2022

  • А ведь отличная идея... Я об этом не подумал.

    31.03.2022

  • Учитель Сплинтер

    Либо оставят один канал и будут по нему.А в перерывах Лебединое озеро.

    31.03.2022

  • ash666

    то, что спортивное ориентирование надо развивать это несомненно (нужно ли его делать олимпийским - это отдельный гигансткий вопрос с полемикой идущей 3десятилетия), но вот про лыжников и л/а в ориентировании Марьяна написла просто несусветнейший бред - я сам уж больше 15 лет бегаю в т.ч. и ориентировние (рогейны,туризм и т.п.), но всего лишь какой-то там 1й разряд выполнял токмо один раз и то,случайно. - так вот, неоднократно затаксивал всяких лыжников и лыжниц побегать ореинт - но практически никто надолго не задерживался и большинство пару раз искупавшись в грязком болоте забрасывают это дело - т.к. можно быть адски матерым бегуном или лыжником - но в ориентировании это вообще ничем не поможет (разве что паравозиком за кем-то прицепиться - но это и не так-то просто и на крупных стартах есть варианты супротив) - т.к. основное в ориент - это мозги и голова (и отсутствие врожденного топографического кретинизма как у меня :D) -причем работать мозгом надо непрерывно на ядреной скорости

    31.03.2022

  • По всем каналам. Чтобы никто не отлынивал.

    31.03.2022

  • Учитель Сплинтер

    У меня два вопроса.Первый-Что курит Марьянчик?Второй.По первому каналу будут показывать или по Матчу?

    31.03.2022

  • Вот один желающий посмотреть Спартакиаду уже есть. Доброволец. Даже не придется заставлять и контролировать, верю, что честно смотреть будет.

    31.03.2022

  • Не будет так лучше. Они умы развращать будет из-за рубежа, а мы их даже наказать за это не сможем.

    31.03.2022

  • Андрей Иванов

    Времена сейчас такие, только влажные мечты и остаются

    31.03.2022

  • Андрей Иванов

    Пусть освещают из-за рубежа, так будет даже лучше

    31.03.2022

  • Кац так-то румын вообще!

    31.03.2022

  • Андрей

    Хорошие мысли автора, оцениваю, а вот оценивать едкий сарказм нижеоптисавшихся "комментаторов", желания нет. Любовью и сопереживанию к своей стране в их комментах и близко не пахнет.

    31.03.2022

  • rusfеd 2.0

    Опыт сгона бюджетников на стадионы уже имеется

    31.03.2022

  • Макаревичей с Латыниной мы ж вроде того-самого... Выгоним из страны.

    31.03.2022

  • Олимпиаду? У нас так в камерах мест не хватит.

    31.03.2022

  • Pele Peleevich

    По всем видам есть. Речь не о ЧМ и ЧР, а о Спартакиаде

    31.03.2022

  • Bache Gabrielsen

    Как сделать концерт Баскова интереснее концерта Лучано Паваротти ? Вроде бы, ответ очевиден - никак. Но российские чиновники до сих пор размышляют, как им это сделать. Самое интересное при этом, что размышляют они на такие темы, да и все остальные свои глупости делают на наши деньги. На деньги российских налогоплательщиков. Потому как других денег у них нет.

    31.03.2022

  • Sergey 1199

    По домино уже есть ЧМ и ЧР , и они кроме самих участников никому не интересны.

    31.03.2022

  • NoName3

    Как-как!... Да элементарно! 1.Побольше призовых. Газпром может! 2.Побольше Губерниева. Быдло оценит! 3.Голые ринг-гёрлз и судьи. Зачотно будет! 4.Всенародный отпуск в дни Спартакиады и запрет находиться на улицах во время финалов. Росгвардия обеспечит! 5.Мультиэкран на 1ом канале, чтобы не пропустить Захарову со Скабеевой.Сила привычки. 6.Других каналов быть не должно. Да и так уж нет, впрочем. Приплыли...

    31.03.2022

  • Scallagrim

    Правильно. И вообще считать Спартакиаду Олимпиадой, по постановлению Басманнного суда. Слово Спартакиада - запретить.

    31.03.2022

  • Serg Tunsen

    согласен, но если комментатором спартакиады сделать соловьева со скабеевой, то и учить не надо, уже научены.) а эти соревнования пусть освещают всякие макаревичи с латынинами.

    31.03.2022

  • Pele Peleevich

    Домино можно включить в программу...

    31.03.2022

  • Pele Peleevich

    Как сделать Спартакиаду интереснее ОИ? Очень просто. Пиво бесплатно раздавайте на стадионах - народу будет, замучаетесь рассаживать...

    31.03.2022

  • Sergey 1199

    Индейский биатлон - кому он нужен , как его смотреть, за кого болеть ? Развитие спорта в стране это не выдумывание экзотических видов. А так есть еще "Шахбокс" - смесь шахмат и бокса.

    31.03.2022

  • Pele Peleevich

    Правильно! Пусть, в наказание, Олимпиаду смотрит в камере.

    31.03.2022

  • Гуго Оберштейн

    Heretic XVII ----------------------- Я знаю почему ты так подсел на педотему - не иначе по молодости тебя закрыли на киче и там отдольчегабанили. Вот и кукарекаешь в интернетах теперь каждый день ))

    31.03.2022

  • Пепжич твойе маме в допе, цоцка гнед.

    31.03.2022

  • Пепжич твойе маме в допе, цоцка гнед.

    31.03.2022

  • Но этого мало. Надо, чтобы народ смотрел Спартакиаду и радовался. Сперва научим смотреть. Потом заставим радоваться.

    31.03.2022

  • Serg Tunsen

    достаточно не показывать олимпиаду, как ее смотреть, если ее не показывают.

    31.03.2022

  • Пепжич твойе маме в допе, цоцка гнед.

    31.03.2022

  • Гуго Оберштейн

    А ещё ты прикуриваешь от болта

    31.03.2022

  • Пепжич твойе маме в допе, цоцка гнед.

    31.03.2022

  • Вся страна должна развивать, а не только я.

    31.03.2022

  • Кроликоф

    Если не брать заголовок, который совсем неадекватен. То по поводу повышения интереса к внутренним соревнованиям, все это будет сделать крайне сложно, нельзя десятилетиями откровенно забивать на чемпионаты России, и резко повысить к ним интерес. А учитывая, что это будут делать те же самые люди, которых внутренние соревнования мало интересовали, то шансы вежливо говоря так себе.

    31.03.2022

  • Mark Kaminer

    Лапту развивай..и скоростное подметание плаца.

    31.03.2022

  • Гуго Оберштейн

    Может Каца назначить? Он за русских предпоследние штаны отдаст

    31.03.2022

  • vit 72

    Какие то влажные мечты. Бред сивой кобылы.

    31.03.2022

  • Игорь 77

    Индейский биатлон - нормальная тема. Можно пригласить индейца Джо, Чингачгука, Виннету и вождя Белое Перо Необходимо расширять географию участников. Поэтому предлагаю пригласить ещё Пятачка( который с Винни-Пухом) - он знатный стрелок.

    31.03.2022

  • Только Президент Русской Спартакиады обязательно должен быть русским.

    31.03.2022

  • Гуго Оберштейн

    Вот, точно! А Зоркого Сокола замполитом

    31.03.2022

  • Или комиссаром. Политруком.

    31.03.2022

  • Гуго Оберштейн

    Оцеолу можно тренером назначить, имхо

    31.03.2022

  • Оцеолу еще.

    31.03.2022

  • Ну уж нет. Все надо делать вовремя. Не хотел смотреть Спартакиаду - сиди. А уж если сел, никакой тебе Спартакиады!

    31.03.2022

  • Гуго Оберштейн

    Индейский биатлон - нормальная тема. Можно пригласить индейца Джо, Чингачгука, Виннету и вождя Белое Перо

    31.03.2022

  • Dinamo Poninka

    Бред сивой кобылы. Это всё равно, что футбол без Еврокубков.

    31.03.2022

  • Сказо4ник

    Там показывают, как сборная КНДР в финале ЧМ побеждает Бразилию 5-0. И это не шутка.

    31.03.2022

  • Сказо4ник

    Как сделать?? Да никак)) можно сделать нормальные соревнования, но круче олимпиады не получится)

    31.03.2022

  • Сказо4ник

    А на зоне пусть показывают))

    31.03.2022

  • зозо

    Я так понимаю, под спонсорской поддержкой автор понимает платежи от рекламодателей. Но зачем монополистам-госкомпаниям реклама, для очередного распила бюджета? По хорошему, в рекламе заинтересованы только алкогольные и табачные компании, но им на стадионы вход заказан.

    31.03.2022

  • Ж и в о й

    В Северной Корее тоже наверняка на местных национальных спартакиадах переполненные трибуны и фантастический зрительский интерес! Ура, товарищи! Ударим отечественным спортом по буржуйскому империализму!)

    31.03.2022

  • Тут ведь как, если гай, но за нас, Он уже не такой 32рас... (с).

    31.03.2022

  • Ну да. Можно говорить "эти соревнования".

    31.03.2022

  • пражанин

    и запретить называть олимпиаду олимпиадой как порождение гейропы

    31.03.2022

  • Надо сделать так, чтобы народ смотрел Спартакиаду, а не Олимпиаду. Для этого нужно просто ввести штрафы и уголовную ответственность для тех, кто откажется смотреть Спартакиаду, а Олимпиаду вообще не показывать. Лет через 10-12 россияне вообще про эти Олимпиады забудут. А если не забудут, тогда сядут. Лет на 10-12.

    31.03.2022

  • NoName3

    Как провести турнир в многострадальной легкой атлетике? Оплатить всем проезд, проживание и питание - отбою не будет от желающих!

    31.03.2022

  • пражанин

    ночная спартакиада за железным занавесом

    31.03.2022