18 марта, 18:30

Картина о загадочном виде спорта висит в Третьяковской галерее. В чем ее тайна?

Дмитрий Кузнецов
Обозреватель
Рассказываем о пушболе, о котором почти никто не знает, хотя ему посвящена одна из известнейших картин 1930-х.

В Новой Третьяковке на Крымском Валу в эти выходные заканчивается выставка «Век спорта», посвященная столетию основания спортивного движения в России. 27 июня 1923 года постановлением Президиума ВЦИК были образованы высший и местные советы физической культуры трудящихся РСФСР. Дата, разумеется, абсолютно условная — спорт существовал задолго до СССР в Российской империи, и наши даже брали золотые медали на Олимпиадах. В советские времена на 40 лет мы были отрезаны от них.

Главные интерпретаторы спорта

Но советскому искусству отечественный спорт подарил множество шедевров — то есть дарили-то художники, но без спорта они были бы невозможны. Александр Дейнека написал целый цикл картин — «Вратарь», «Баскетболистки», «Эстафета». Последняя, запечатлевшая легкоатлетический забег по Садовому кольцу в районе Новинского бульвара, получила золотую медаль Всемирной выставки в Брюсселе.

Для соцреализма тема спорта была одной из ключевых — через нее эффектно можно было показать «нового человека» и его стремление созидать и строить новый мир. На выставке есть и более новые образцы — «Пять гимнасток на красном фоне» Бориса Тальберга или «Футболист» Геннадия Брусенцова (футболист, кстати, темнокожий, что даже для 1955-го, когда до Всемирного фестиваля молодежи всего два года, смело и необычно).

Но заинтересовали даже не эти признанные витрины соцреализма, а картина одного из выдающихся живописцев символизма, который работал еще с Коровиным и Серовым и вообще сам родом из другой эпохи, но затем сумел вписаться в новую (соц)реальность. Это Павел Кузнецов, а картина 1931 года называется «Пушбол».

Забытая игра миллионов

Что? Что такое пушбол? Оказывается, это игра конца XIX века, бывшая очень популярной на спортивных праздниках и даже как-то раз проникшая на Всесоюзную спартакиаду — нашу Олимпиаду с приглашенными гостями из-за рубежа (из Германии приехали аж 200 человек). На рубеже 1920-1930-х игра была невероятно популярна, практиковалась на физкультпарадах и в школах. Один из таких праздников запечатлел художник.

Правда, после войны пушбол, по сути, умер и живет разве что на тимбилдингах в компаниях с очень креативными отделами кадров или в детских лагерях. Хотя начинался он и вовсе в британской и американской армиях как коллективный отдых солдат.

Суть — надо толкать или перекидывать огромный шар размером с несколько десятков футбольных в сторону ворот или зачетной зоны соперников. Командность игры заключается в том, что одному сдвинуть мяч с места почти нереально, поэтому нужно единовременное приложение усилий одной направленности. Играли в нее и на лошадях, и в воде, и даже на автомобилях. Во что-то похожее постаралась в одном из выпусков сыграть бессмертная передача Top Gear.

В советских архивах осталось даже описание правил: соревнования по пушболу проводятся между двумя командами по 11 человек в каждой на площадке длиной 108 м (или на футбольном поле). Целью игры является перекинуть мяч между стойками ворот. За проталкивание мяча под перекладину давалось 5 очков, перелет через нее — 8 очков, прогон за заднюю линию — 2. Игра делилась на два периода по 30 минут. Команда, набравшая больше всех очков, побеждала.

Интересно, что на той же спартакиаде 1928 года соревновались в городках, мотоспорте, гребле «на народных судах», прямо с категориями «челн» и «ял». А тот самый Панин-Коломенкин, который выиграл олимпийское золото в фигурном катании в 1912 году, на этот раз забрал победу в пулевой стрельбе.

Судьба творца

Любопытна судьба самого Кузнецова, который написал эту картину, а также рисовал, например, футбол — он сильно отличается от дейнековского.

Кузнецов прожил долгую жизнь — родившись еще при Александре II, он дожил до брежневской эпохи и умер на 90-м году жизни. Родом он из Саратова — в конце XIX века это без преувеличения третий город страны после Москвы и Санкт-Петербурга. В молодости одной из первых его публичных работ была совместная с Кузьмой Петровым-Водкиным роспись храма Казанской Божией Матери. Но подход молодежи был настолько вызывающим, что их подвергли остракизму, а фрески уничтожили из-за недовольства общественности. Начинал Кузнецов учиться у Серова и Коровина, а продолжил и завершил совсем другими работами в другую эпоху.

В общем, вы могли увидеть подобную незаслуженно забытую экзотику — стоило сходить в Новую Третьяковку. А может, присмотреться неплохо бы и нашим спортивным чиновникам, в эпоху возрождения спартакиад пушбол — чем не вариант?

4