30 октября 2024, 12:15

«Не дадим легионерам ни тиына». В спорте Казахстана — кампания против натурализации

В Казахстане могут запретить натурализацию спортсменов
Олег Шамонаев
Шеф отдела спорта
Правительство соседней страны запретит финансировать за счет бюджета спортсменов иностранного происхождения.

В Казахстане перешли к конкретным действиям по существенному сокращению «импорта» спортсменов топ-уровня в национальные сборные. Этот курс еще в августе провозгласил президент РК Касым-Жомарт Токаев по итогам не самых удачных для страны Игр-2024 (количество наград казахстанской сборной сокращается вторую Олимпиаду подряд). Теперь правительство Казахстана планирует запретить финансирование за счет бюджета атлетов, не являющихся гражданами страны. Кроме того, взят курс на собственные кадры, что может сильно ударить по планам россиян, которые в последние годы пополняли казахстанскую сборную в таких видах дисциплин, как теннис, борьба, бокс, фигурное катание и конькобежный спорт.

Пусть работают маркетинговые отделы клубов

— Мы достигли того, о чем говорили! Правительство поддержало правовую норму не давать легионерам ни тиына, — написал в соцсетях депутат мажилиса Нартай Сарсенгалиев. — Также приостановлено решение министерства о выделении денег на те виды спорта, о которых люди даже не слышали. Сократили 180 видов спорта! Не допускается финансирование из бюджетных средств спортсменов, не являющихся нашими гражданами. Не допускается их финансирование за счет субъектов квазигосударственного сектора. Если кто-то хочет привезти футболистов из Бразилии или другой страны, пожалуйста, но мы не дадим на это ни тиына из бюджета. Пусть маркетинговые отделы клубов работают, пусть продают клубную атрибутику, корректируют цены на билеты. Давно пора встать на ноги.

Депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан Нартай Сарсенгалиев.
Фото Мажилис Парламента Республики Казахстан

Проект по урезанию расходов на иностранцев в казахстанском спорте — часть кампании, которая началась после Олимпиады в Париже с подачи президента страны Касыма-Жомарта Токаева. «Следует отказаться от практики натурализации иностранных спортсменов, ведь любой легионер, как правило, лишает места в национальной сборной наших молодых и перспективных атлетов, — сказал лидер страны. — При этом целесообразно рассмотреть возможность привлечения сильных иностранных тренеров в те виды спорта, в которых у нас сейчас есть проблемы. Спортсмены-легионеры не могут обеспечить долгосрочный успех, здесь важен профессиональный тренерский подход».

На Играх-2024 в составе сборной Казахстана выступали несколько выходцев из Кении, Украины и России — теннисная команда практически полностью состояла из экс-россиян. В 2021 году в сборной Казахстана по хоккею выступали 10 натурализованных игроков (бывшие россияне, канадцы и швед). Успешной в спортивном плане стала натурализация кенийки Нору Джеруто (легкая атлетика), бразильца Игиты (мини-футбол), китаянки Зульфии Чиншанло и россиянок Светланы Подобедовой (тяжелая атлетика), Гузель Манюровой (женская борьба), Елены Рыбакиной (теннис) и других. Сборная Казахстана по хоккею с мячом на чемпионате мира-2018 заявила только четырех доморощенных игроков — остальные 14 начинали карьеру в России. В общем, практика усиления казахстанских команд за счет натурализации — давняя, и недовольство здесь зреет не первый год.

Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев.
Фото Global Look Press

Должна быть любовь к своей земле

«Любой ценой добиваться медалей — не наш путь, — считает президент Токаев, намекая на допинговый скандал с участием казахстанских спортсменов. — Все мы помним, какими средствами в прошлом в угоду ложной славе достигались такие цели. В итоге здоровье многих спортсменов пострадало, они ушли из спорта, а репутации страны был нанесен ущерб. Казахстану не нужны мнимые однодневные достижения. Я уже говорил о том, что нас не должно волновать то, что о нас подумают, мы должны гораздо больше заботиться о том, кем мы являемся на самом деле... Нельзя по любому поводу посыпать голову пеплом, копаться в прошлом, впадать в депрессию и нигилизм. Перед нами стоят ясные цели. Мы должны стать передовой страной, а для этого нам необходимо, сплотившись, общими силами идти только вперед».

Одним из первых в кампанию против легионеров включился хоккейный клуб «Барыс», который критиковали за засилие иностранцев еще в конце прошлого года. С начала октября 2024-го команду, выступающую в КХЛ, покинули семь легионеров — канадцы Майкл Маклауд, Натан Болье, Алекс Грант, американцы Уилл Бутчер и Чейс ДеЛео, россиянин Даниил Апальков и белорус Владислав Кодола. Министерство спорта РК подтвердило, что в ближайшее время клуб расстанется и с остальными североамериканскими хоккеистами. На их места планируют взять игроков из фарм-клуба «Номад». Это решение связано с задачей, поставленной министерством перед новым главным тренером Галымом Мамбеталиевым. Ему поручено развивать местных игроков, предоставляя ключевые роли казахстанским воспитанникам.

Понятно, что борьба с легионерами на клубном уровне и с натурализацией для сборной — несколько разные истории. Однако в Казахстане, похоже, одновременно запустили оба процесса. Например, на отборочный турнир Олимпиады-2026 по хоккею казахстанцы принципиально не пригласили «чужаков» (правда, закончилось все это провалом). Тем не менее сокращение программы натурализации — это плохие новости для россиян, для которых переход в казахстанскую сборную в последние два с половиной года был одним из способов ухода от политических санкций. Ради выступления на международном уровне в соседнюю страну перебрались, например, фигуристка Софья Самоделкина, пловчиха Софья Сподаренко, конькобежцы Елизавета Голубева, Кристина Силаева и Никита Клевченя, футболист Александр Зуев и горнолыжница Александра Скороходова.

Фото ХК «Барыс»

При этом в Казахстане понимают, что опора на местные кадры в ближайшей перспективе приведет к резкому падению результатов. «Наш спорт упадет, причем очень серьезно, — приводит ktk.kz мнение спортивного эксперта Дидара Кадырова. — Если мы говорим, если мы стремимся к этому — убрать легионеров в последующем из нашего спорта, то хотя бы все должно быть плавно. Представить себе, что мы добьемся результатов на евроарене, или в КХЛ, или в единой лиге ВТБ, где выступает наш баскетбольный клуб «Астана», просто-напросто невозможно».

С другой стороны — есть заключение Антикоррупционной службы РК, которая на днях заявила, что министерство туризма и спорта не владеет полными данными о состоянии казахстанского спорта, не ведет единый учет спортивных секций и тренеров. «Вместо строительства спорткомплексов и футбольных академий спортивные организации огромные деньги тратили на содержание легионеров», — говорится в сообщении ведомства.

— Мы и близко даже не думаем о натурализации игроков из России, — говорит глава Казахстанской федерации футбола Адлет Барменкулов. — Если только кто-то, кто жил в Казахстане, захочет вернуться. Мы принципиально этого не делаем, потому что мы прошли это дело. Все равно человек не будет здесь всей душой, если это не его родина. Зачем это нужно? Поэтому он должен здесь родиться, должна быть любовь к своей земле.

100
  • ONIKAN2013

    Лозунги, конечно, красивые. А вот результаты, скорее всего, разочаруют.

    01.11.2024

  • Евгеша Батиков за КПРФ

    это хохол бывший, который пытается стать кацапом, но получается комично)))

    31.10.2024

  • Евгеша Батиков за КПРФ

    слава великому Чингисхану, долой урусов окаянных, выпил воды аральской и погнал!))) номадский зажим яйцами)))

    31.10.2024

  • Petr Sidotov

    Такой бред - частные армии США за отказ снизить цены на фрукты. Это вы про что?

    30.10.2024

  • Pifia

    правильно. А еще не надо ездить на какие то непонятные олимпиады. Надо свою провести совместно с Афганистаном и забрать там все золото.

    30.10.2024

  • ivaradm

    Да не вопрос! Красава! Только для того, чтобы национальные кадры появились на пьедесталах, нужно вложить охулиард теньге. Пробуйте :-) Дорогу осилит идущий :-)

    30.10.2024

  • Алексей Иванов

    Натурализация убивает саму суть турниров между сборными, они перестают отличаться от клубного спорта. Какой смысл от побед сборной если побеждать в её составе будут чужие?? Такая победа будет всегда восприниматься как фальшивая

    30.10.2024

  • Ангелика Бюхер

    Просто нет денег и всё. Остальные разговоры - в пользу бедных. Русских прогнали - котельные в городах некому запустить, а самомнение - ого го !

    30.10.2024

  • Фирсыч

    Миллионер?

    30.10.2024

  • GruzinS

    ради возможность все покупать подешевле они весь мир армейскими базами контролируют, т.ч. не за красивые слова им все достается p.s. поинтересутесь как еще в начале 20-го века они мозги Южной Америке вправляли частными армиями за отказ снизить цены на фрукты

    30.10.2024

  • Казахстан движется вперёд! А в деревне Гадюкино - дожди...:sunglasses::cowboy::money_mouth:

    30.10.2024

  • Mick Bush

    Любовь к земле? Прекрасно.:clap:

    30.10.2024

  • Спринт

    тобе истину не втямить безтолковкой ..

    30.10.2024

  • Деп Б.Охта

    Вот это истинный Спринт!!!:thumbsup:

    30.10.2024

  • Спринт

    Соплюшкин свой луйк засунь собе в проход .. по назначения. Никогда не вижк и не прикасаюсь к этому идиотизму для примитивных кретинов ..

    30.10.2024

  • fell62

    ЦИСПОта голодает )))

    30.10.2024

  • fell62

    наверное всё таки степи...

    30.10.2024

  • Деп Б.Охта

    Согласен. Потому ставлю лайк. Хотя стилистика, арфография не Спринтора. Автор поста кто-то другой.

    30.10.2024

  • Деп Б.Охта

    Самый большой знаток спорта, Вы владеете устарелой информацией. ----------------------------- По сравнению с ?прошлым сезоном чемпионат покинули «Снежные Барсы», которые вернулись выступать в Молодежную Хоккейную Лигу (МХЛ). Таким образом в регулярном чемпионате сезона 2023-2024 годов принимают участие 11 хоккейных клубов.

    30.10.2024

  • Позор российского футбола

    Дикие люди , дети гор(с)

    30.10.2024

  • Gordon

    Вот где молодцы - там молодцы. Жаль, что у нас до сих пор до этого не додумались, а продолжают просто так гражданство раздавать, как будто это что-то вроде никому не нужного товара после истечения срока годности.

    30.10.2024

  • Gordon

    Какие же вы все одинаковые:))) Даже здесь свою недомантру умудряетесь впихнуть :)

    30.10.2024

  • В России, больные люди, находятся в руководстве страны, а так же депутаты и прочая шваль, то бишь истинные инагенты, которые превратили русских, в нищих и покорных..Гойда! :money_mouth:

    30.10.2024

  • dimarmy

    Слушай, а что за болезнь у тебя такая? Такую херню несёшь ежедневно, жуть))) Замечу,что неумственная болезнь у тебя, ей основаваться не на чем...

    30.10.2024

  • В России нужны перемены, не только в спорте! Начать необходимо с думы, а закончить в Питере! Нужно перекрыть казнокрадам, на всех уровнях, не только газ, но и свободу воровать...А бразил отправить в зад! Это единственное и правильное решение! Зенитий позор России! :money_mouth::money_mouth::money_mouth::money_mouth::money_mouth::money_mouth:

    30.10.2024

  • GruzinS

    Получается Байден сильнейший лидер планеты - все время вспоминает путинскую инфляцию на фоне разбазаренных триллионов долларов.

    30.10.2024

  • GruzinS

    как бабло заканчивается так тут же о патриотизме вспоминают, еще бы о своей многовековой истории вспомнили и как они города на своей территории получили

    30.10.2024

  • fell62

    откуда в Окраине хаз ?

    30.10.2024

  • Молодец Токаев! Великая страна, гордится богатыми пенсионерами, а не миллионерами: спортсменами, артистами и пропагандистами! Хватит врать и воровать! В Туркмении, газ для народа бесплатный, а у нас газовая гидра, бразил содержит, за народное достояние! Позорище...:sunglasses::cowboy::money_mouth:

    30.10.2024

  • fell62

    игроков нет )))

    30.10.2024

  • fell62

    ну здравствуй , Чемпионат Водокачки....

    30.10.2024

  • Спринт

    В чемпионате Казахстана по хоккею с шайбой играет 13 местных команд и одна команда из Узбекистана.

    30.10.2024

  • Спринт

    Очередная, дурацкая по содержанию, компания псевдо-патриотизма в Казахстане. Любой казахстанец хочет видеть хорошие результаты своих команд на клубном и на уровне сборных команд, а не в роли записных аутсайдеров во всех ключевых видах спорта. Для прогресса казахстанского спорта нужно, в первую очередь, искоренить повальную коррупцию в спорте со стороны всех местных ставленников региональных акимов. Когда и олимпийскую сборную и в состав професссиональных команд попадают не лучшие, а те, за кого хорошо "отстегнули" в личный карман. Нужно заниматься истинным развитием детско-юношеского спорта и развитием инфраструктуры спорта, которая сейчас отстаёт от современности, минимум, на полвека. Борьба с натуриализацией и с легионерами - это очередная попытка поменять местами причину и следствие значительного отставания казахстанского спорта от соседей по Азиатскому полу-континенту.

    30.10.2024

  • Деп Б.Охта

    А как с мозгами? Учёных из других стран тоже позорно к себе переманивать?

    30.10.2024

  • Berkut-7

    Да я говорю, у нас в России абсурдность это повседненвость буквально , заявляем одно,а делаем противоположное.

    30.10.2024

  • Деп Б.Охта

    Ух, ты. Аж 11 команд!!! Тогда Барыс двенадцатым будет. Нормалёк.

    30.10.2024

  • Деп Б.Охта

    Точно? Не знал!!!!

    30.10.2024

  • Spo Sinegorsky

    В Казахстане есть свой чемпионат.

    30.10.2024

  • Деп Б.Охта

    Может Токаев запретит ирать в КХЛ и казахскому Барысу? Свой чемпионат будут проводить. Ещё команду, другую организуют и будут в 20 кругов биться. :thumbsup:

    30.10.2024

  • traveller09

    Ну а про Фернандеса тогда что ж не вспомнили? Вот этот случай прям вообще отвратный был. Ведь когда боролись за право проведения домашнего ЧМ-2018 по футболу они использовали ролик с пацаном. А когда пролетели незаметно годы подготовки к этому чемпу, то оказалось, что никакого пацана так и не смогли вырастить. И там начался шабаш с полунемцами какими-то, ну а потом и вовсе Фернандес с паспортом нарисовался. Но что самое поганое, что во время самого чемпа здесь в СЭ прям жёстко карали, когда вспоминали про тот ролик с простым пацаном, который мечтал сыграть на домашнем ЧМ.

    30.10.2024

  • Spo Sinegorsky

    Единственно верная позиция. Страну должны представлять те, кто там живёт. Или, хотя бы, корни имеет .

    30.10.2024

  • Berkut-7

    Казахи логичны и последовательны, если хотят свой спорт развивать, вот и стремятся к этому, а не как у нас, занимаются имитацией развития, мы за своих, но паспорта легионерам со всего мира раздаём, ещё и находятся люди которые гордятся,а вот Виктор Ан нам выиграл медали, да нахрена нам его медали? он к российскому спорту никакого отношения не имеет, мы его не вырастили и не подготовили , поэтмуо все его достижения к нам де факто никак не относятся , или баскетболиста Холдена натурализовали , и потом радовались он нам ЧЕ помог выиграть, а какое это к развитию баскетбола в России имеет отношение? никакого,Холден это не заслуга нашей страны, ЧЕ нам должны помогать выигрывать на американские спортсмены , а тех кого наша страна САМА вырастит.

    30.10.2024

  • T-80БВМ

    Раньше был я кыргыз Ел махан и пил кумыс А теперь я казах Ай-баяй пропал курсак.

    30.10.2024

  • spar001

    вот и правильно, вернётесь на тот уровень, на котором находитесь:grin:...

    30.10.2024

  • Серега Тихонов

    Молодцы это наши чинуши раздают паспорта Бразильцам и Канадцам !

    30.10.2024

  • Комсомолец 70-х

    Запрет ввоза помидоров не помог. Запустили Шамонаева.

    30.10.2024

  • НВ

    не мы, а только кучка питерских руководителей.....но им можно усе

    30.10.2024

  • GonzaBlanco

    Это ты свой опыт сейчас описываешь?)

    30.10.2024

  • Неизвестность

    У нас бы таким же путем пошли бы, а то вон играют одни легионеры иди натурализованные

    30.10.2024

  • Dreamlike

    Мож Шамонаев фоткой Свитолиной даёт нам сигнал, что его держат в заложниках и заставляют писать всякую муть.

    30.10.2024

  • igor1972

    теннисисты вообще повально не живут в стране своего гражданства. Они граждане Казахстана и продолжат выступать за Казахстан. Но они последние из натурализованных теннисистов))

    30.10.2024

  • Секир-башка

    Приехали.

    30.10.2024

  • _Mike N_

    Надо еще Стасика Черчесова выгнать из Казахстана, чтобы не вонял !

    30.10.2024

  • _Mike N_

    я к тому, что все они россияне, которые стали казахами, хотя никто из них в Казахстане не живет !

    30.10.2024

  • igor1972

    у них у всех гражданство Казахстана

    30.10.2024

  • _Mike N_

    А как же теннисисты - Рыбакина, Путинцева, Бублик, Шевченко ?

    30.10.2024

  • Ралпачан Фляйшманъ

    Они с 91 года не товарищи.

    30.10.2024

  • Ралпачан Фляйшманъ

    а ты куда глядишь то? на то, что казахские чинуши говорят, или на рыбалкиных и самодуркиных, которые табунами носятся под казахским флагом?) ну и, надеюсь, сам понимаешь, что расистскую хрень написал, не?))

    30.10.2024

  • Beard

    Ну, ну. Ты это боксёрам расскажи. На ЧМ по боксу, казахи взяли четыре золота - Оралбай, Шымбергенов,Сабырхан и Ташкенбай. А россияне 2 , но там ещё те "россияне" - два дагестанца, Аиаев и Гаджимагомедов. Да ещё и население в шесть раз меньше.

    30.10.2024

  • хурма(сельдерей)

    касаясь натурализации и так называемого спортивного гражданства всегда привожу пример со сборной Сомали по хоккею с мячом на льду это же полный маразм...но она есть соревнования стран...это соревнование инфраструктур...методик...тренеров а тут варяги приезжают и дают результат это пробеда спорта страны? это победа кучки пришлых спортсменов

    30.10.2024

  • hottie

    А мы наоборот паспорта раздаем направо-налево)

    30.10.2024

  • хурма(сельдерей)

    скорее просто беднее

    30.10.2024

  • хурма(сельдерей)

    в принципе они правы я бы тоже ни копейки не дал но там без этого спорт просто вымрет а оно им надо останется традиционный футбол с тушей барана вместо мяча:grin:

    30.10.2024

  • спас

    Все правильно.

    30.10.2024

  • UrodbI (Pa3baHeH Docpo4Ho).

    зато в скрепную и суверенную тоннами завозят мигрантов, орудующих на улице без страха.

    30.10.2024

  • igor1972

    совершенно верно, новых натурализовывать не будут. А те, кто уже получили гражданство, продолжат выступления.

    30.10.2024

  • Олег

    Ну т.е. речь только про прекращение дальнейшей выдачи паспортов. А то в статье так написано, что и всех уже получивших паспорт на хрен пошлют - Рыбакину зачем-то упоминают, Зуева и т.д.

    30.10.2024

  • igor1972

    сейчас в Казахстане уже много спортсменом иностранного происхождения, которые получили гражданство Казахстана. Так называемые - натурализованные спортсмены. Теперь эта практика будет прекращена - новых иностранцев натурализовывать не будут

    30.10.2024

  • Правильным курсом идёте, товарищи казахи!

    30.10.2024

  • igor1972

    какая связь? Казахстан в принципе отказывается от натурализации спортсменов из любых стран, а не только России.

    30.10.2024

  • igor1972

    совершенно верно. Натурализовывать новых спортсменов за госсредства не будут. Но есть уже много спортсменов, прежде всего бывших россиян, кто уже получил гражданство Казахстана - они продолжат выступать

    30.10.2024

  • ёzhic8

    я так понял - они хотят это прекратить, и пусть выйдет что выйдет, но своё

    30.10.2024

  • igor1972

    теперь понял вашу мысль. В Казахстане иначе - нужны медали, поэтому натурализуют, так как своих во многих видах спорта конкурентных нет. Но радуются гораздо больше победам доморощенных спортсменов.

    30.10.2024

  • Мальчиш-Кибальчиш

    Казахи куда умнее русских... (закудахтал петушня). Спортивные боссы РК намного умнее, боссов Газпрома, это да. Зенит в рот компот перекрашивает латиносов, в ребятишек из средней полосы России.

    30.10.2024

  • Олег

    спортсменов иностранного происхождения атлетов, не являющихся гражданами страны // Так, всё-таки, не являющихся гражданами или "иностранного происхождения"? Это ваще-то совсем разные вещи. Наверняка у всех (или почти у всех) натурализованных спортсменов есть паспорта РК. У футболистов уж точно. Так что они граждане, но иностранного происхождения. Хотя тот же Зуев и родился в РК.

    30.10.2024

  • ёzhic8

    Кабо-Верде как-то живет без медалей ОИ Да и Лихтенштейн с Люксембургом не сильно парятся

    30.10.2024

  • igor1972

    мне кажется это взаимосвязанеые явления.. Медали же завоевывают те, кем потом гордятся)

    30.10.2024

  • Belousov

    Правильно, пусть откажутся от всего русского, а заодно снесут все что им построили русские ))) Добро пожаловать в каменный век))

    30.10.2024

  • Kimi_

    мы должны гораздо больше заботиться о том, кем мы являемся на самом деле---------- Хорошие слова. Удачи Казахстану, в его нелегком труде. Конечно лучше воспитать своих спортсменов и гордиться ими. Главное, чтобы это были не просто слова. А чтобы гордиться своими, нужны государственные программы по развитию сорта с детских школ итп итд.

    30.10.2024

  • ёzhic8

    Диллема лишь в том что нужно - медали или чтобы было кем гордиться

    30.10.2024

  • ёzhic8

    С точки зрения развития своей собственной страны - правильное решение А другие точки зрения не очень то разумными выллядят

    30.10.2024

  • Loel1

    Назло кондуктору возьму билет и пойду пешком )))

    30.10.2024

  • igor1972

    тупанул в любом случае СЭ

    30.10.2024

  • igor1972

    Сборная Казахстана по теннису на олимпиаде состояла только из натурализованных россиян.

    30.10.2024

  • igor1972

    Многие футбольные клубы в Казахстане финансируются из местных бюджетов. В клубах играют на контрактах зарубежные футболисты. Как с ними быть? Они не граждане Казахстана. Но на них тратятся бюджетные деньги.

    30.10.2024

  • andy1962

    Молодцы казахи.

    30.10.2024

  • Bache Gabrielsen

    Казахи, как я погляжу, куда умнее русских.

    30.10.2024

  • Я из Волгограда

    На фото вовсе не Лена Рыбакина, а Элина Свитолина. Фото с Уимблдона. А в этом году на Уиме как раз был матч между Рыбакиной и Свитолиной. Интересно, коллаж наш, отечественный, или из Казахстана позаимствован? Просто интересно, кто здесь тупанул? PS. Заглянул сюда через несколько часов после опубликования этого своего сообщения. И что я вижу? А то, что добавил сегодня головной боли любимому "Спорт-Экспрессу". Из-за моих комментариев журналисты "С-Э" сегодня вынуждены были переделывать аж две статьи. Вот конкретно в этой статье переделали наконец-то заставку-фотоколлаж. И вместо фото Свитолиной нашли наконец-то фотографию настоящей Лены Рыбакиной. А в статье "Как Соболенко завершить год первой ракеткой мира..." журналисту "Спорт-Экспресса" из-за меня пришлось переделывать целую главу. Я такое впервые здесь увидел. Странно, что у меня гораздо больше информации о теннисе, чем у журналистов одного из крупнейших спортивных изданий нашей страны...

    30.10.2024

  • Slim Tallers

    Постсовок мало чем отличается,не важно,будь то Казахстан или Россия. Деньги на культуру и спорт разворуют под громкие заявления про патриотизм и национальную самоиндентичность.

    30.10.2024

  • T-80БВМ

    А может они ещё откажутся от иностранных автомобилей(пересядут на верблюдов и ишаков), лекарств(ослиная моча взамен), продуктов(есть лагман и пить кумыс)?

    30.10.2024

  • Грег Хаус

    Двоемыслие. Импортозамещение - натурализация.

    30.10.2024

  • Djin Ignatov

    В связи с падением нашего спорта во всех практически видах , мы наверняка по прежнему будем натурализировать ! И это только затем чтобы показать чтьо результаты нашего спорта растут ! Токаев абсолютно прав - надо выращивать своих спортсменов ! Но для этого еужны тренеры в детских видах спорта и зарплата !!!!

    30.10.2024

  • Грег Хаус

    Для России главное здровье нации - натурализуем только здоровых.

    30.10.2024