16 сентября 2016, 10:00

"…И тогда я взял ракетку зубами". Самый необычный участник Паралимпийских игр

Гоша Чернов
Шеф отдела информации
Судьба каждого участника Паралимпийских игр – это удивительная история преодоления гигантского количества трудностей. Каждый из этих спортсменов уникален по-своему, но и среди них есть те, чьи истории выделяются на фоне остальных. Один из героев – египтянин Ибрахим Хамадту.

УНИКАЛЬНЫЙ

Эпитет "уникальный" в наше время потерял первозданное значение. Так с экранов телевизоров называют любую привлекательную вещь, выгодное предложение магазинов и другие мелочи. Порой уникальным называют футболиста или хоккеиста с определенным набором игровых качеств, но даже в этом случае употребление этого прилагательного не совсем корректно.

"Уникальный" – это про 43-летнего Ибрахима Хамадту. Он – единственный в мире игрок в настольный теннис, который держит ракетку не правой и не левой рукой, а зубами. И не потому, что египтянину хочется выделиться на фоне остальных спортсменов. Рук у него просто нет.

ТРИ ГОДА МОЛЧАНИЯ

Ибрахиму было всего десять лет, когда он попал в железнодорожную аварию и потерял обе руки. Трагедия напрямую повлияла и на его психику – в течение трех лет мальчик не разговаривал ни с кем, даже с родителями, и отказывался выходить из дома, потому что боялся реакции окружающих. Все изменилось в 1986-м, когда близкий друг семьи Хоссамелдин Эльсхубри завел с Ибрахимом разговор о спорте. "Я сказал ему: "У тебя все еще есть две ноги, так почему бы не заняться футболом?", – вспоминает Эльсхубри. – После этих слов он выбежал со мной на улицу".

У мальчишки наконец-то появилась цель в жизни. Ибрахим и раньше любил гонять мяч на пустырях родного Кафр-Саада, но о профессиональной карьере не задумывался. Увы, мечту быстро погубило первое же единоборство. Хамадту упал и больно ударился затылком на землю, получив небольшое сотрясение. "Безрукому очень опасно играть в футбол, ведь это контактный вид спорта, – продолжает Эльсхубри. – Руки нужны человеку в том числе для того, чтобы защищать его во время падений. Ибрахим этой возможности лишен, поэтому любое неосторожное движение, любой шаг на скользком газоне представляет для него реальную угрозу".

ПИНГ-ПОНГ БЕЗ РУК

Страшно, когда тебе дают надежду, и тут же ее отнимают. Ибрахим мог снова замкнуться и навечно зарыться под одеялом, осознав, что футболистом ему не бывать. Но Эльсхубри быстро придумал выход – настольный теннис! Это казалось безумием: если в футбол безрукому можно играть, но с особой осторожностью, то в пинг-понг – невозможно. Как держать ракетку? Как подавать? Как вообще в таком состоянии можно составить конкуренцию кому угодно, пусть об этом Ибрахим тогда думал в последнюю очередь?

"Поначалу ничего не получалось, – с улыбкой вспоминает паралимпиец. – Сперва я зажимал ракетку под мышкой, но она постоянно вываливалась, так что этот вариант быстро отпал. Пробовал удерживать ее подбородком и шеей, но в этом случае совершенно не виден стол. Тогда я взял ракетку зубами".

Зубами! Обычно мы берем фонарик в зубы, когда нам нужны свободные руки, а в помещении при этом темно. Но нам не нужно размахивать фонариком в разные стороны и целиться им в угол крошечного стола. "Три года я учился этому "хвату", – добавляет Хамадту. – Шея затекала, зубы ныли, но я старался не замечать этой боли. Сейчас у меня вообще нет родных зубов, все – имплантаты. Эту жертву я принес, чтобы профессионально заниматься спортом".

ПОДАЧА ПАЛЬЦАМИ НОГ

У Хамадту есть еще одна особенность: никто, кроме него, не играет в настольный теннис в одной кроссовке. А как иначе подавать? Подмышкой сложно подбросить мяч, а зубы заняты. Приходится египтянину использовать стопы – за годы карьеры он уже приноровился так, что орудует пальцами ног не хуже мартышек: первым и вторым пальцем он подбрасывает мяч в воздух и начинает розыгрыш.

Хамадту трудно оказывать сопротивление тем, у кого есть хотя бы одна рука. Но, несмотря на это, египтянин уже добился многого в спорте: на Паралимпийских играх Африки в 2011, 2013 и 2015 годах он всякий раз добирался до финала и выигрывал серебро. Именно выигрывал – потому что серебро в данном случае равносильно триумфу. "Его проблема заключается в том, что он уникален, – говорит тот самый Эльсхубри, который уже 20 лет тренирует Хамадту. – Если бы было хотя бы пять-семь человек, которые играют в настольный теннис зубами, мы бы создали отдельную дисциплину". Новая дисциплина обязательно появятся – у себя на родине Хамадту тренирует двух безруких мальчиков 10 и 12 лет, да и в других частях света наверняка есть те, кого вдохновила история волевого африканца.

ПЕРВЫЙ И СЧАСТЛИВЫЙ

А пока – Хамадту участвует в Паралимпиаде наравне со всеми. Этой осенью он стал первым в истории Игр безруким игроком в настольный теннис. В первом же туре египтянин сыграл с другим известным спортсменом – героем лондонской Паралимпиады Дэвидом Уэзериллом. Британец известен тем, что четыре года назад в одном из матчей с костылем в руках бросился за уходящим мячом и попал точно в угол.

Но даже Уэзерилл в день игры с Хамадту оказался в тени соперника, пусть и выиграл со счетом 3:0: "Ибрахим – легенда настольного тенниса, – ничуть не лукавит британец. – Когда ты видишь таких, как Хамадту, невозможно не нервничать. Он служит примером для всех – даже для здоровых спортсменов и обычных людей".

Сам египтянин не расстраивается, что не преуспел на Паралимпийских играх и отвечает знаменитыми словами барона Пьера де Кубертена о важности участия, а не победы. "Я – счастливый человек, – говорит Хамадту. – У меня есть красавица-жена, трое детей, я занимаюсь любимым делом и надеюсь, что вдохновляю других. Сдаваться нельзя никогда. Инвалидность – это не отсутствие рук или ног. Инвалидность – это неспособность добиться того, что ты хочешь".