8 февраля 2019, 13:45
Сегодня Международный паралимпийский комитет (ПКР) принял решение восстановить в правах Паралимпийский комитет России (ПКР). На пресс-конференции в Бонне глава организации Эндрю Парсонс выступил защитником российских спортсменов: по словам бразильца, МПК решил не "упрямиться" и в условиях нулевых шансов на признание нашей страной доклада Ричарда Макларена найти способ дать россиянам соревноваться. ПКР восстановлен в правах, но нам поставили новые условия.
ПКР был дисквалифицирован в августе 2016 года, прямо перед Играми в Рио-де-Жанейро. Причина – публикация первой части доклада Макларена. В отличие от олимпийской сборной России, в которой точечно убрали легкую и тяжелую атлетику, нескольких гребцов, но оставили других, паралимпийцы были лишены статуса в полном объеме. Возможной причиной был экс-руководитель МПК Филип Крэйвен. С руководителями спортивных организаций, которые входят в британскую политическую элиту, у нас отношения не лучшие – пример IAAF перед глазами.
В ноябре 2016 года МПК опубликовал список критериев для восстановления ПКР. Любопытно, что точное их число посчитать было затруднительно. Еще в прошлом году представители МПК говорили, что выполнены только 23 из 26 критериев, а в сегодняшнем официальном решении говорится уже о выполнении 69 из 70 мер из "дорожной карты". Но основными было признание вины, доступ к данным Московской лаборатории, восстановление РУСАДА и возмещение издержек.
На протяжении этого периода отстранения действовала рабочая группа, целью которой было выполнение критериев. Долгое время никакого прогресса в принципе не было. После публикации второй части доклада Макларена, в которой было заявлено о массовом применении допинга российскими атлетами, в том числе и паралимпийцами, россиянам был закрыт доступ в Пхенчхан на зимнюю Олимпиаду. Туда в нейтральном статусе попали всего 20 спортсменов. Помимо этого, за 29 месяцев отстранения россияне пропустили 11 чемпионатов мира и четыре чемпионата Европы.
Первоначальный список критериев занимал место на семи листах PDF, но все упиралось в ту же тему, что и в истории с РУСАДА – предоставление доступа к базе данных Московской антидопинговой лаборатории, а также реакция на доклад Макларена. В мае 2018 года стало известно о письме министра спорта Павла Колобкова во Всемирное антидопинговое агенство. В результате переписки и торга Россией все-таки были признаны антидопинговые нарушения и доклад Самуэля Шмида, в котором говорилось о нарушениях без привязки к государственной или "институциональной" системе. Строго говоря, от паралимпийцев не требовали признание доклада Макларена – нужно было лишь на него "адекватно отреагировать".
И Эндрю Парсонс на пресс-конференции особо отметил – доклад Макларена не был признан, что вызывает сожаление.
– Мы должны были выбрать – упрямиться и рассчитывать на крайне маловероятное признание Россией доклада, оставив ее паралимпийцев без соревнований, или найти другой выход из ситуации? Мы выбрали второе, – заявил президент МПК.
Но ВАДА устроило обещание Колобкова открыть доступ в лабораторию, и агентство решилось восстановить РУСАДА. Что означало выполнение одного из критериев восстановления ПКР. Ну а после того, как Всемирное агентство добралось до базы данных этой самой лаборатории, МПК цепляться стало бессмысленно. Параллельно Россия заплатила в последние месяцы 2018 года 257,5 тысячи евро компенсации за расходы на рабочую группу.
Впрочем, сегодняшнее восстановление – не совсем то же самое, что было с Олимпийским комитетом России сразу после окончания Игр в Пхенчхане. ПКР восстановлен условно, а это значит, что Парсонс не убрали дамоклов меч в ножны.
– Помните, пожалуйста, что все ваши действия будут на виду. ПКР доказал, что он изменился, теперь надо доказать это всему миру, – заявил Парсонс в заключение пресс-конференции в Бонне.
За чем же будут следить? Полный список новых критериев или, как их назвали, проверочных требований (testing requirements) будет опубликован 15 марта. Уже известны некоторые основные:
1. Статус РУСАДА. Если агентство снова признают несоответствующим кодексу ВАДА, то ПКР вернется в прежнее состояние – без членства в МПК.
2. До 31 декабря 2022 года российские спортсмены будут допускаться до соревнований по особым критериям и под особым допинг-контролем. ПКР должен "поучаствовать в покрытии значительных затрат", которые будут этим вызваны.
3. Каждые шесть месяцев ПКР должен предоставлять доклад о прогрессе в выполнении условий.
4. Все соответствующие организации должны иметь возможность беспрепятственно осуществлять антидопинговую деятельность на территории России.
Что из этого выйдет – посмотрим. Радоваться преждевременно – слово "критерии" для нас заменили на "условия", и до финиша в этой истории еще далеко. Но одно хорошо – первый и большой шаг на пути к участию в Паралимпиадах сделан. У спортсменов появился стимул тренироваться, а чиновники и дипломаты пусть продолжают свою работу.