18 сентября 2018, 20:00
Андрей Шитихин из Софии
В Софии, где в воскресенье завершился чемпионат мира по художественной гимнастике, российские болельщики порой перекрикивали эмоциональных хозяев. А самым заметным на трибунах был персонаж в русском национальном костюме, который заводил российских поклонников, заставлял скандировать и вообще зажигал. Зовут его Юрий Смирнов. Про остальное он рассказал сам.
Взял инициативу в свои руки
– Я работаю в центре художественной гимнастики "Жемчужина" в Санкт-Петербурге простым водителем. С того момента, как я стал работать в этом центре, очень заинтересовался художественной гимнастикой. С огромным удовольствием, если приглашают, поддерживаю наших девочек на главных стартах, беру ради этого отпуск. Был и на прошлом чемпионате мира в Пезаро, и на Олимпиаде в Рио, и на чемпионате Европы в Гвадалахаре.
– Откуда такая любовь к виду спорта?
– Когда-то давно я занимался художественной самодеятельностью и танцевал. Это сейчас я раздался вширь. Так вот, мне всегда нравилось, как люди красиво двигаются. А уж красивее, чем двигаются в художественной гимнастике, сложно представить. Тут такие замечательные девчонки! С удовольствием приезжаю, знакомлюсь с новыми людьми.
– Как вам в голову пришла идея переодеваться в русский национальный костюм и дирижировать болельщиками?
– Кто-то должен был это делать. Я решил, почему бы и нет, и взял инициативу в свои руки. В красивом виде спорта все должно быть красиво – и на ковре, и на трибунах. А когда поддержка слаженная, это же здорово, всем нравится. Ни одного плохого слова я в свой адрес не слышал. Никто меня об этом не просил. Многие не понимают, зачем взрослому дяде, которому в следующем году 60 исполнится, это нужно. Просто порыв души.
Я работаю в "Жемчужине" с 2015 года, и в первый же год работы меня попросили выступить на традиционном концерте в день рождения центра, сшили мне национальный костюм. Я в нем станцевал с другими ребятами, которые работают там же. И в этом же костюме затем я выступал на этапе Гран-при в Москве, танцевал на ковре. Правда, никто не верил, что это был я. А затем в этом костюме я стал появляться на трибунах во время соревнований.
– В Рио-де-Жанейро вы были не в костюме?
– Нет, в Бразилии костюма не было, но болел я не менее эмоционально. Там, правда, зал был очень огромный, трибуны заполнены. Возможно, нас тогда было не так слышно и почти не видно.
– Кажется, в Софии у вас было два разных костюма.
– Вы правы. К чемпионату мира я на свои деньги сшил себе еще один, в столице Болгарии состоялась его презентация. Произошло это в индивидуальном многоборье. Как видите, не только девочки тренируются и готовятся. Болельщики тоже.
– Вы сами и дизайн придумывали, и материалы подбирали?
– Я считаю так – любым делом должны заниматься профессионалы. Потому я попросил о помощи сотрудников "Жемчужины", которые отвечают за костюмы девочек. Они с удовольствием мне помогли. Теперь у меня два костюма, и если кто-то готов на художественной гимнастике зажечь на трибунах вместе со мной, я готов поделиться.
– А раньше за художественной гимнастикой следили?
– Нет, раньше я работал водителем в государственных структурах и был безумно далек от спорта. Но там нас сократили, нужно было искать новую работу. Знакомый предложил обратиться в "Жемчужину". Я пошел на собеседование и безумно волновался, что не подойду. Но меня сразу взяли. Не заинтересоваться этим видом я не мог.
– Болеете только за наших девушек?
– Мне безумно нравилась, как выступала Маргарита Мамун, великолепная гимнастка. Сейчас поддерживаю Дину и Арину Авериных и Сашу Солдатову. Они не просто замечательные спортсменки, но и отлично воспитанные девушки. Они же бывают в Питере, а мне приходится их встречать. Допускаю, что они могут не помнить моего имени, но они всегда здороваются, всегда скромные, спокойные, открытые. Поддерживаю я всех гимнасток. С удовольствием наблюдаю за командами Японии, Израиля, Белоруссии. За японцев тоже болею, как и за наших. Знаете, что самое главное в такой поддержке?
– Что?
– Гимнастки должны ее чувствовать в любой ситуации. Всегда выигрывать невозможно, как и выступать безошибочно. И вот в эти моменты они должны понимать, что болельщики их любят, несмотря ни на что. Ко мне уже подходили американцы, итальянцы, израильтяне, благодарили за поддержку.
– Вы знакомы с Ириной Винер-Усмановой? Она после соревнований отмечала замечательную поддержку российского сектора, и вашу, в частности.
– Конечно, лично с ней я не знаком. Такая оценка очень приятна. Я, в свою очередь, хочу ее поблагодарить за то, что она делает для художественной гимнастики. И для спортсменок, и для болельщиков.
На футбол хожу. Но там свои заводящие
– Вы из Санкт-Петербурга. На футбол и хоккей ходите?
– Когда есть такая возможность – с удовольствием.
– Там тоже заводите трибуны?
– Ну нет, у нас есть "Вираж", там свои заводящие. Я просто хожу, поддерживаю "Зенит". Клубная атрибутика у меня тоже есть. Хотя там, наверное, я веду себя не так эмоционально. На хоккей иногда выбираюсь.
– А на художественную гимнастику? Или вы только во время крупных турниров за ней следите?
– Слежу постоянно. А если соревнования проходят у нас в Питере, и я в этот момент не работаю, обязательно буду на трибунах. Причем от статуса турнира это никак не зависит.
– За три года научились понимать вид спорта?
– Разумеется. Особенно с учетом того, что я часто общаюсь с тренерами и спрашиваю у них обо всяких нюансах. Я теперь вижу, где спортсменка сделала элемент, где она вытянула ногу, а где – согнула немного, а потому получила сбавку. Можно сделать красиво, но несложно. А можно сделать сложно, но некрасиво. Всегда нужно искать золотую середину. А вот болеть нужно каждый раз так, чтобы все силы оставить.