14 ноября 2013, 15:30
В прошлые выходные кенийцы Уилсон Кипсанг стал победителем голосования, которое проводила Международная ассоциация марафонов и дистанционного бега (AIMS), и был признан лучшим марафонцем мира в 2013 году. “СЭ” отвлекается от рекордных цифр атлета, и пытается за рекордными минутами разглядеть уникальную личность.
Планка для всех
Мировой рекорд в Берлинском марафоне, установленный кенийцем Кипсангом, многих шокировал. Настолько это казалось невероятным. 31-летний спортсмен на 15 секунд превзошел достижение другого кенийца – Патрика Макау, который также стал рекордсменом мира на берлинской трассе. Это случилось два года назад. Берлинский марафон – признанное место для побития рекордов. Здесь было установлено девять высших мировых достижений.
После этого результата всколыхнулась вся беговая общественность. Американские журналисты принялись считать, кто в теории может соперничать с кенийцем, и сколько метров по силам пробежать разным группам людей в том темпе, в котором преодолел 42 километра 195 метров в Берлине Кипсанг за 2.03,23 часа.
Лучшие марафонцы мира взяли его результат за основу, пытаясь превзойти или ставя его как ориентир, цель, к которой нужно стремиться. Лучший бегун на средние дистанции последних лет британец Мо Фара даже решил сменить специализацию на марафон, чтобы уже в сентябре на Лондонском марафоне бросить Кипсангу вызов.
В тени цифр
Однако во всей этой истории, за громким результатом 2.03,23 часа скрывается имя самого рекордсмена. И действительно, русский и англоязычный Интернет при введении в поисковике имени и фамилии атлета пестрит только цифрами, графиками, составленными специалистами, расчетами медиков и теориями журналистов. За основу взяты цифры, но не человек, который их показал. А о человеке как раз всего пару слов. Талантливый, способный, быстрый…
Впрочем, такое можно сказать практически о каждом успешном атлете, даже том, у которого нет мирового рекорда. А что по существу знала мировая общественность о Кипсанге до тех пор, пока он не побил рекорд? Ровно столько же, сколько о любом другом африканском бегуне, который выигрывает один марафон за другим. То есть практически ничего..
Мы восхищаемся Усэйном Болтом, который пишет историю. Почти досконально знаем все детали его биографии. Но стайерские дистанции остаются как бы в стороне. Хотя по факту, результат Кипсанга по своей значимости уступает как раз только рекордам Болта и соответствует 1283 очкам по таблице IAAF Scoring Tables. Это приравнивается к результату 9,78 в беге на 100 метров или 19,61 на дистанции вдвое длиннее.
В технических видах рекорд африканца соответствует высоте 6.09 в прыжке с шестом или сумме 9122 очков в десятиборье. Хотя бы этих фактов должно быть достаточно, чтобы признать, что перед нами особенная личность, но куда сильнее проявляется его уникальность, если все же обратиться к биографии атлета.
Из фермеров в спортсмены
Кипсанг родился в местечке Кейо в Кении, и вплоть до 25 лет никогда не задумывался о том, чтобы стать спортсменом.
Он не подходит под стереотипное мнение о том, что кенийские дети каждый день бегают по 10 километров под раскаленным солнцем в школу и столько же обратно. Школа была у него практически под домом, а бег его не привлекал вовсе. До 25 лет Кипсанг был фермером, продолжая дело семьи, и по словам соседей и знакомых, довольно успешным коммерсантом. Он занимался торговлей, всегда был уважаемым человеком в своем районе и не знал бедности. Над ним не пошутишь, что бегать он начал ради удобной экипировки или смешных призовых. Он начал бегать осознанно, в зрелом возрасте, потому что ему захотелось поставить перед собой новые цели.
Мечта о рекорде Тергата
Судьбоносной стала встреча в 2006 году с человеком по имени Жерар ван де Вин, который в последствии стал его менеджером. Уже к тому времени Кипсанг знал и восхищался рекордом своего соотечественника Пола Тергата и задавал себе вопрос: "Может, если этот простой парень из небольшой кенийской деревни Риво смог стать известным на весь мира, и у меня получится прославить свое имя?". В конце концов, по признанию самого Кипсанга, решающим фактором стали деньги, о которых говорил менеджер. Спортсмен даже не мог предположить, что за победу на 10-километровой дистанции он может получить такие призовые, которые потом успешно вложит в хозяйство и станет самым богатым фермером в округе. Да-да, поначалу, Кипсангом двигал именно коммерческий интерес. Он хотел развить и увеличить свою сельско-хозяйственную ферму и ему были нужны деньги.
Первыми крупными соревнованиями, в которых он принял участие, стал 10-километровый пробег Tegia Loroupe Peace Bace в 2006 году в Найроби, где он финишировал вторым.
- Меня тогда поразила его реакция, - говорит ван де Вин. – Я никогда не видел настолько расслабленного человека перед стартом. И настолько же он был невозмутим после финиша. Правда, уже тогда я увидел, что в его глазах зажегся огонек. Он больше не хотел бегать просто так, ради призовых. Тогда на первый план вышло желание прославиться, как Тергат, который всегда был для него кумиром. Он шел к этой цели долго и упорно. Но и, давайте честно, его ферма год за годом также планомерно увеличивалась и развивалась, как и его результаты. Он очень умный парень. Отличный коммерсант!
На сегодняшний день на счету спортсмена, помимо феноменального рекорда, бронза Олимпийских игр в Лондоне и десятки побед на крупнейших марафонах мира, но совсем нет той славы, которой заслуживает человек с этими результатами. Он мечтал быть, как Пол Тергат, и цифры сделали свое дело, оставив в тени самого человека, который, как удалось выяснить отличный парень, да еще и коммерсант!