На недавнем Кубке России пал рекорд страны на 100-метровке среди девушек до 18 лет, который был установлен... в 1968 году.
Легкоатлетический спринт – традиционно не наша дисциплина. Да, исключения бывают. То яркой вспышкой пронесется двукратный олимпийский чемпион Валерий Борзов, то случится невероятный день, и США с Ямайкой одновременно намудрят с эстафетными палочками. Но эпизоды, окрашенные золотом, все-таки случаются с нашими бегунами гораздо реже, чем хотелось бы, и каждый из них хранится в памяти особо бережно. С редкими успехами всегда так.
На "королевских" 100 м у нас их минимум, поэтому каждый раз, когда на горизонте появляется спринтер, потенциально имеющий хоть какие-то шансы составить конкуренцию сильнейшим атлетами мира, у всех, начиная от простых болельщиков и заканчивая тренерами сборной, оживает надежда.
Не так давно эпицентром ожиданий был Андрей Епишин. Пиком спортсмена стал 2006 год, когда он сначала занял второе место на чемпионате мира в закрытых помещениях в Москве на дистанции 60 м, а затем повторил серебряный успех на чемпионате Европы на стометровке. Но тот год оказался лишь скачком в карьере Епишина. Ни до – на Олимпиаде в Афинах, ни после – в Пекине, дальше четвертьфинала он не убежал.
С того самого 2006 года страна ждет яркого спринтера. У нас был прекрасный женский эстафетный квартет в 2008-м, но тогда в основе олимпийской победы лежал именно командный дух. А вот индивидуально сильные и харизматичные бегуны в России в последнее время появляются лишь на дистанциях от 400 м и выше.
И вот, 10 июля на Кубке России в Ерино 17-летняя Кристина Сивкова победила с лучшим результатом сезона в стране, включая взрослых – 11,38. Ни одна из ее европейских сверстниц так в нынешнем году не бегала, а во всем мире 100 м быстрее россиянки преодолевали лишь три американки! В том числе Кейлин Уитни, умудрившаяся показать феноменальные 11,10, что является мировым рекордом для данной возрастной категории.
Свой рекорд установила и Сивкова. Не только личный – с этим-то понятно, на Кубке страны был побит рекорд России для девушек до 18 лет, который стоял с... 1968 года. Интересно, что принадлежал он Людмиле Маслаковой – жене главного тренера сборной Валентина Маслакова.
Сейчас Людмила Ильинична – старший тренер сборной по спринту и знает Сивкову не понаслышке.
– Давно было пора превзойти мой результат, – улыбнулась экс-рекордсменка. – Сама я только пару лет назад случайно узнала, что юношеский рекорд страны до сих пор принадлежит мне. Даже стыдно стало. Вроде бы, секунды не заоблачные, а 46 лет никто не мог пробежать быстрее. Здорово, что Кристина наконец сделала это. Она целеустремленная и настойчивая девочка. Но уверенно говорить о больших победах пока рано – только время покажет, каков ее потенциал. Для Сивковой самое главное сейчас – удержаться. Все-таки спортсменке 17 лет, а для девушек это непростой возраст. Если справится со всеми соблазнами, будет толк.
Что касается невысокого роста, то для бега на 60 и 100 м – это не принципиально, – считает Маслакова. – В истории были примеры как высоких, так и низких выдающихся спринтеров. Куда важнее то, что Кристина от природы здорово выбегает со старта. У Сивковой и ее тренера Виктора Васяткина пока вырисовываются отличные перспективы. Боюсь сглазить, но у нас есть надежды, что юная звездочка, которая зажглась в Ерино, может светить очень ярко. Всерьез рассматривается вариант, при котором она выступит на чемпионате Европы в Цюрихе в эстафете.
Сама 17-летняя спортсменка особенной себя не считает. Сразу после рекордного забега Кристина отправилась в родной Кормиловский район Омской области повидаться с родителями. Несколько лет назад учиться и тренироваться в Москву ее пригласил тренер Виктор Васяткин. Мама плакала и не хотела отпускать дочку, но отец настоял, что нужно рискнуть и попробовать зацепиться за свой шанс. Сегодня в семье Сивковых правильность того решения под сомнение уже никто не ставит.
– Родители – мои главные болельщики, – уведомила Кристина. – Хотя, наверное, у всех так. Они, конечно, порадовались за мой рекорд, но заверили, что потом будет еще лучше. А я им верю.
– Сами-то свыклись с мыслью, что превзошли достижение, которое простояло почти полвека?
– Сначала я была в шоке. Мы готовились к тому старту, надеялись на лучшее, но чтобы вышло так хорошо... Я настраивалась побить личный рекорд, который был 11,64, а когда после финиша увидела 11,38, то сначала даже не поверила! Только спустя несколько дней осознала, что это случилось на самом деле. А теперь уже хочется новых рекордов.
– Если бы 10 дней назад вас спросили, каков юношеский рекорд России, вы бы ответили?
– В позапрошлом году мой тренер настраивал меня побить юношеский рекорд страны на 60 м, принадлежавший Ирине Приваловой. Он тоже стоял давно – с 1985 года. Олимпийская чемпионка пробежала тогда за 7,43, а мне прошлой зимой удалось за 7,41. Сразу после этого тренер начал говорить про рекорд России на 100 м. В прошлом году мне помешала травма и, если честно, не думала, что удастся побить его в этом. Но мы смогли!
– Знаете, что в этом году в Европе никто так быстро не бегал?
– Мне уже сказали. Оказывается, мой результат – одиннадцатый в сезоне в мире среди юниоров. Хотя американская девочка 1998 года рождения пробежала за 11,10.
– Это юношеский рекорд мира. А вот 11,38 – на 0,01 быстрее, чем у четырехкратной олимпийской чемпионки Сани Ричардс-Росс в вашем возрасте.
– Мне больше нравится ямайская спортсменка Шелли-Энн Фрейзер-Прайс. Она маленькая, но так быстро бежит! Хочется быть такой же.
– Понимаете, что для этого нужно делать?
– Больше тренироваться. Если честно, я ленивая. Последние полгода не очень прилежно работала. А нужно много пахать, отрабатывать технику до автоматизма. Есть очень много мелочей! Мне кажется, самое главное, что я люблю бегать спринт с самого детства. И мне нравится это до сих пор.
– Ваш следующий старт – чемпионат России?
– Да. На юношескую Олимпиаду я не отобралась – была в плохой форме. С юниорским чемпионатом мира тоже не получилось. Теперь выступлю в Казани, и если удастся повторить свой недавний результат – меня возьмут на чемпионат Европы. Еще пару месяцев назад даже помыслить о таком не могла! Сейчас я в хорошей форме, поэтому постараюсь сделать свое дело как надо, но ничего загадывать не хочу. Научена горьким опытом.
– Ваш тренер Виктор Васяткин сначала говорил о юношеском рекорде на 60 м, потом на 100 м. На что он нацеливает вас теперь?
– Следующая наша цифра – 7,25 на 60 м. Хотелось бы выполнить норматив мастера спорта международного класса.