Футбол

15 октября 2014, 20:18

Страховой случай-2018. Как защитят ЧМ в России

Дмитрий Зеленов
Обозреватель

В среду в Российском экономическом университете им. Плеханова состоялось заседание дискуссионного клуба по теме "Социально-экономический эффект от проведения чемпионата мира по футболу". Перед аудиторией в числе прочих выступали президент РФС Николай Толстых и генеральный директор оргкомитета "Россия-2018" Алексей Сорокин.

Дмитрий ЗЕЛЕНОВ
из Москвы

В РФС настаивали, что мероприятие не носит официальный характер. Основная цель – обмен мнениями с представителями научного сообщества и студенчества. И заседание, которое длилось почти 4 часа, действительно прошло в формате дискуссии. Было несколько докладчиков, каждому из которых собравшиеся могли задать любые вопросы, а заодно выступить с собственной репликой.

Однако учитывая тему и имена гостей, к этому событию было приковано повышенное внимание. Пусть программных заявлений не прозвучало, кое-что важное мы все же услышали.

После приветственного слова научного руководителя университета Сергея Валентея состоялась презентация, посвященная финансовым итогам ЧМ-2014 в Бразилии. Директор НОЦ Стратегических исследований в области спорта Илья Солнцев поделился данными, исходя из которых, назвать мировое первенство прибыльным делом достаточно сложно.

Не отрицая очевидных вещей, вроде всплеска туризма, появления инфраструктуры и рабочих мест, докладчик высказал следующие тезисы:

– Макроэкономический эффект есть, но он краткосрочный. 11 миллиардов дохода – деньги, которые быстро растворятся в бюджете объемом более 2 триллионов.

– Новые вакансии специфичны и краткосрочны. Они оттягивают рабочую силу из других секторов экономики.

– Увеличение совокупного туристического потока без полноценного развития региона невозможно.

– Часто не учитывается альтернативная стоимость инвестиционных проектов, вложения могли быть направлены в другие отрасли.

– Инфраструктурное наследие рассчитано на пиковый спрос. После турнира инфраструктура становится избыточной.

– Игнорируется концепция наиболее эффективного использования земельных участков.

В общем, выступление получилось трезвым, если не сказать скептическим. Точно таким же выглядел и доклад от команды из МГУ о наследии Сочи-2014. Мол, неясно назначение объектов, неизвестна судьба многомиллиардных кредитов, а гостиничный фонд, например, в недавней олимпийской столице теперь больше, чем в Москве.

На этом фоне речь Сорокина, конечно, звучала более оптимистично. Со многими мыслями, приведенными выше, генеральный директор оргкомитета "Россия-2018" был готов поспорить, а кое-что, по его мнению, и вовсе нельзя измерить деньгами.

– К таким событиям, как чемпионат мира, не стоит подходить по-аптекарски, – сказал Сорокин. – Формировать мнение на основе возможных заработков нельзя. Есть еще нематериальное наследие. И такие вещи, как имидж, здоровый образ жизни, инвестиционный климат, косвенный и долгосрочный доход. Как это все оценить?

Ответа на этот вопрос никто не дал. Однако один из профессоров университета задал свой:

Бюджет ЧМ-2018 сверстан в рублях, он составляет 664 миллиарда. В последнее время рубль сильно слабеет. Если по курсу 2012 года бюджет составлял примерно 22 миллиарда долларов, то сейчас он значительно выше. Будет ли корректировка?

– Небольшая коррекция, наверное, будет. Есть вещи, которые можно приобрести только за рубежом, это очевидно. Но глобально корректировать бюджет никто, думаю, не будет. Насколько я знаю, нет ни желания, ни возможности. Вам известно, что сейчас идет тенденция к импортозамещению, к экономии. Из этого и будем исходить.

При этом Сорокин заметил, что и сокращать бюджет нельзя. По его словам, сумма в свое время была сильно урезана, и нынешние цифры оптимальны.

– Надо понимать, что страна тратит деньги на себя, – заметил Сорокин. – Я говорю о модернизации инфраструктуры: стадионы, мосты, дороги – всего 298 инфраструктурных проектов. Чемпионат мира – катализатор развития. А все операционные расходы понесет ФИФА. Радикальных сокращений мы не ожидаем. Мое личное мнение – дальше сокращать просто некуда.

– А проводится ли антикоррупционный контроль?

– Да. И, на мой взгляд, есть перекос в сторону тотального контроля. Получается, что один человек делает, а три контролируют. Еще ни копейки не потратили, а к тебе уже пришли. Во всем нужно знать меру.

Также Сорокин дал понять, что оргкомитет не находится в стороне от внешнеполитических событий и учитывает все существующие риски. Мировое первенство, вероятно, будет застраховано:

– Мы обязаны застраховать чемпионат мира. Это требование ФИФА, и мы это сделаем. Методика простая. Берется страховой брокер с мировым именем, он формирует задание. Затем к тендеру привлекаются страховые компании. Страховая премия большая, поэтому критерии серьезные. Страхуются риски отмены самого чемпионата. Каким будет мир через четыре года, мы не знаем. Но пока глобальных угроз проведению турнира я не вижу.

Важной частью заседания было выступление Николая Толстых, однако перед тем как выслушать долгую речь о проблемах российского футбола, публика ознакомилась с поэтичным докладом Анатолия Воробьева.

Генеральный секретарь РФС начал с цитаты викторианского премьер-министра Бенджамина Дизраэли про мрак перед рассветом и показал много слайдов, правда, почему-то – на английском языке. Все они касались Стратегии развития футбола, о которой мы уже немало писали.

Затем настала очередь Толстых. Поскольку речь была достаточно долгой, имеет смысл привести лишь тезисы:

– Любую федерацию нужно оценивать по спортивным результатам. В 2013 году они были лучшими за много лет. РФС поставил во главу угла спортивный блок.

– Никто не снимал с РФС задач, поставленных государством – пропаганда здорового образа жизни, развитие физической культуры и спорта, обеспечение досуга населения.

– Важно, чтобы в таком виде спорта, как футбол, применялся государственный подход.

– В российском футболе крутится более 2 миллиардов долларов, однако не все они расходуются правильно.

– В 2012 году клубы РФПЛ и ФНЛ выплатили футбольным агентам 2 миллиарда 215 миллионов рублей. Эта сумма равняется годовому бюджету 23 сборных команд. Детские тренеры в среднем получают 15 тысяч рублей в месяц.

– Беда, когда талантливый футболист попадает к ловкому агенту.

– Нужно очертить круг спортсменов и специалистов, которые обеспечат успешное выступление сборной в 2018 году. Возможно, следует рассмотреть тему натурализации. С повестки дня она не снята.

– В стратегическом плане РФС против лимита на легионеров, но отменить сейчас его нельзя, лучше – ужесточить. Поменять подход можно только после запуска полноценного процесса подготовки резерва. Положительные примеры – академии "Краснодара" и "Спартака" в Москве.

– Идеологию в футболе нужно исправлять. Этим и занимается нынешнее руководство РФС, поэтому вызывает определенное напряжение в футбольном сообществе.

Студенты расходились полные впечатлений, то же можно сказать и про профессорский состав. Один из экономистов даже пожертвовал собственным выступлением, чтобы дать Толстых еще 10 минут.