Генеральный директор ПФК ЦСКА в интервью корреспонденту "СЭ" подвел итоги 2014 года и рассказал о проблемах отечественного футбола
– Не вызывает сомнений, что упавший рубль ударит по российскому футболу. Насколько сильным может оказаться этот удар?
– Страдает не только футбол, но и все население страны, вся экономика. Такое падение было невозможно спрогнозировать. Хочется верить, руководство страны найдет выход. В начале недели (прошлой. – Прим. Д.С.) началась откровенная паника. Думаю, во многом с этой паникой и последовавшей скупкой валюты и связан обвал.
Футбол наверняка не станет исключением. 80 процентов договоров с футболистами заключено в привязке к иностранной валюте. При этом рублевые доходы клубов – тоже около 80 процентов. Получается, доходы формируются в рублях, а расходы – в евро или долларах. Перекос очевиден. Никто, уверен, к этому толком не готов. Все сейчас озадачены и пытаются, во-первых, пересчитать свои бюджеты, чтобы понять, насколько вырос дефицит. А во-вторых, все ждут, по какому, собственно, курсу пересчитывать.
Примерно тем же самым занимаемся и мы. Кричать, что все пропало, рано. Но тенденции тревожные. И до недавних пор не было видно дна, динамика ухудшается.
Многие клубы будут вынуждены отказаться от приобретений. Большинство трансферов – зарубежные, а цена – в евро. Значит, зимняя трансферная кампания будет одной из самых скудных.
Но есть и другая проблема, о которой, по-моему, еще не упоминали. Она касается клубов – участников еврокубков.
– Какая?
– Соблюдение финансового fair play. Дефицит бюджетов вырастет. Да, мы будем объяснять сотрудникам финансового департамента УЕФА, который проводит лицензирование, что причина – объективная, что налицо форс-мажор. Но убедить их, полагаю, будет проблематично. Остается надеяться на понимание. В общем и целом ситуация плачевная. Финансовый fair play так или иначе будет нарушен. Пойдут ли в УЕФА нам навстречу – или начнут наказывать?
– Я так понимаю, у клубов есть два пути. Либо увеличить бюджет, либо урезать расходы.
– Придется прибегнуть к обоим инструментам. Будет секвестирование – это нормально. В то же время станем изыскивать новые источники дохода, общаться с партнерами и спонсорами клуба. Да, вместе со всей страной они тоже переживают не лучшие времена. Но, надеюсь, выход из ситуации будет найден. Пока она безвыходной не выглядит.
ИГРОКОВ "УБИВАЮТ" КОНТРАКТАМИ С ШЕСТЬЮ НУЛЯМИ
– Нет худа без добра. Может быть, раз уж так сложилось, стоит вернуться к обсуждению потолка зарплат? – продолжил Бабаев. – Я являюсь сторонником этой концепции. По крайней мере на пользу нашему футболу точно пошел бы потолок зарплат для молодых российских игроков. Безотносительно финансовой ситуации в стране. Хотя молодые российские игроки со мной вряд ли согласятся.
Мы уже приняли новый лимит "10 + 15 в заявке". Считаю, что пришло время занять консолидированную позицию и ввести дополнительный комплекс мер для стимулирования профессионального роста и мастерства футболистов. Все недовольны количеством классных молодых игроков в России. Это видно и на примере сборной. Так вот одна из проблем – неадекватный уровень доходов в юном возрасте, когда, наоборот, необходима мотивация. А игроков в период становления личности "убивают" контрактами с шестью нулями.
-На какой высоте должен находиться потолок?
– Я бы ограничился 150 – 200 тысячами евро в год. Хотя… С учетом сегодняшнего курса евро трудно сказать. Те расчеты проводились "по старинке". В любом случае порог более или менее разумный.
Важный момент реформы: помимо фиксированного оклада должен предусматриваться бонус за участие в матчах за основную команду. И тогда футболист будет понимать: есть сумма Х, его гарантированная зарплата, и сумма Y (иногда даже больше суммы Х), которая подлежит выплате только при определенном количестве проведенных матчей. Особая система премиальных тоже будет подстегивать молодых.
– Предполагаемый возраст тех, кого накроет потолком?
– До 21 года. И только россияне.
– Однако россияне наверняка обидятся. Чем условный Базелюк хуже условного Мусы, почему первый попадет под потолок, а второй – нет?
– Просто у нас нет задачи перевоспитывать иностранцев. И потом, очевидно, что если молодой игрок приехал из-за границы, то, значит, уже чего-то добился, доказал определенный уровень таланта у себя в стране. Ограничивая зарплату иностранца, мы автоматически снизим качество, потому что за сто тысяч евро в год хорошего легионера к нам объективно не заманишь.
Давайте называть вещи своими именами. В Россию едут за деньгами. То есть получим низкосортного иностранца, а не условного Мусу, который в 19 лет уже был игроком первой сборной Нигерии. Ясно же, что из Голландии в Россию на меньшую зарплату никто не поедет.
Хотел бы еще раз озвучить цель. Потолок направлен на стимулирование профессионального роста именно российских игроков, повышение их уровня самоотдачи и так далее.
ЗДОРОВЬЯ РАСМУСУ
– Новый лимит на легионеров приняли на исполкоме РФС, но его должно одобрить Министерство спорта. Объясните процедуру. Может, к примеру, министерство взять и дополнить лимит "10+15 в заявке" ограничением на число иностранцев еще и на поле?
– Мы с уважением относимся к Министерству спорта, но это некое заблуждение. Ведь согласно статье 16 Федерального закона "О спорте" подобные ограничения устанавливают спортивные федерации по соответствующим видам спорта, то есть, например, РФС. Нет законодательного акта, где написано, что министерство устанавливает лимит.
Более того, такой закон был бы прямым вмешательством государства в проблемы футбола, что идет в разрез с линией ФИФА. Минспорта может рекомендовать и высказывать точку зрения, к которой мы прислушиваемся и ищем компромисс. Но говорить, что решение РФС требует законодательного одобрения, некорректно.
– И зачем тогда это нужно?
– Возможно, чтобы затянуть реализацию решения. Юридически оно вступает в силу с момента, когда его принимает исполком РФС. Иначе зачем было выносить его на повестку дня?
– В составе ЦСКА 11 легионеров, не считая играющих в аренде Нецида, Секу Олисе и Гонсалеса. Если формула "10+15" вступит в силу, со следующего сезона должно остаться только 10. 11-й лишний – по всему, получается, Эльм? Что сейчас происходит со шведом?
– Эльм – футболист высочайшего класса. Он внес большой вклад в феноменальный успех: ЦСКА стал двукратным чемпионом в момент, когда ни по финансовым, ни по кадровым показателям этого не ожидал никто. Но, увы, возникли проблемы со здоровьем. Наши врачи вместе с докторами сборной Швеции прилагают огромные усилия, чтобы Эльм вылечился. Однако ничего нового сказать не могу. Очередные анализы и тесты пройдут в самом конце декабря. После чего мы договорились, что примем решение.
Расмус – парень с характером, сильный человек. Мы верим, что на поле он вернется. Но нельзя исключать и другой сценарий…
– Когда Эльм в ноябре приезжал в Москву, он выглядел бледным, исхудавшим. Про его здоровье говорят: "проблемы с кишечником". Вы могли бы объяснить подробнее?
– Это будет неэтично с моей стороны. Есть врачебная тайна. Скажу лишь, что болезнь является критичной именно для профессиональных спортсменов, а не для обычных людей.
– ЦСКА знал, когда покупал Эльма, что болезнь есть – и будет прогрессировать?
– На ранней стадии были определенные симптомы. Но врачи не предполагали столь резкий прогресс болезни. Хочу пожелать Расмусу здоровья и позабыть этот сложный период.
– Год назад Евгений Гинер пришел в редакцию "СЭ" и заявил: матчей, мол, по весне осталось немного, еврокубков нет – следовательно усиление не требуется. Многие из нас тогда ухмыльнулись. А ЦСКА никого не купил – и все равно стал чемпионом, был в шаге от Кубка. Приходится признать: Гинер нас умыл. Сейчас идентичная ситуация: матчей мало, в евровесну клуб не попал. Выходит, покупок снова не ждать?
– Я бы сказал, что положение лучше, чем год назад, ведь у нас появились Натхо, Еременко, Панченко. При условии, что никто зимой из ЦСКА не уйдет, состав вполне боеспособный, чтобы отыграть 13 матчей плюс кубковые. Плюс экономическая ситуация, когда при любой трате денег нужно семь раз отмерить. Так что согласен с Евгением Ленноровичем.
– То есть новичков не будет?
– Нет, исключать их появления нельзя. Но это будет либо ну очень точечная покупка. Либо молодые игроки за разумный, минимальный бюджет.
ВИТИНЬЮ – РЕБЕНОК
– Насколько в клубе разочарованы в Витинью? Человек куплен за огромные по меркам ЦСКА деньги, он в команде уже полтора года, а толку чуть.
– Естественно, мы ожидали большего. Витинью входил в число номинантов премии Golden Foot. За ним охотился "Порту" – возможно, лучший в мире клуб по работе на латиноамериканском рынке. Я не помню другого такого случая, чтобы единодушное мнение выразили все, – селекционеры, тренеры, руководство клуба, а также независимые эксперты, агенты и ресурсы, которые помогают нам оценивать игроков. Все были убеждены: игрок сильный и поможет с самого начала, несмотря на возраст.
К сожалению, анализ проводился на основе короткого периода карьеры – по сути, одного года. Возникли проблемы ментального характера.
– Поясните.
– Витинью оказался не просто молод, а очень молод. Реакция на многие вещи – как у ребенка. Я вот такую метафору приведу: экзотический цветок рос себе в тепле, а его привезли в холодную Россию и растят на московских грядках.
Это наша проблема. Трансферы всегда сопряжены с риском. К тому же в ЦСКА очень высокий уровень конкуренции. Парадокс, но в команде, где на поле выходит максимум 11 игроков, человек 12-15 регулярно вызываются в сборные. Если бы Витинью играл регулярно, он набрал бы форму, но мы не можем позволить себе такие жертвы, когда его конкуренты попросту сильнее на данный момент.
Да, мы разочарованы. И все же верим, что Витинью заиграет. Ведь проблем с дисциплиной у него не было и нет. Ему нужно созреть. Вот только созреет ли в России – вопрос… Но он точно не должен опустить руки и заявит о себе через один-два сезона, когда сформируется как личность.
– В августе 2013-го Витинью рассказывал мне, что собирается перевезти в Россию семью. Я так понимаю, не срослось?
– Да, и это тоже проблема. Всех подробностей не знаю, но в сухом остатке семья живет сейчас далеко от него, что на Витинью отражается негативно.
РЕШЕНИЕ ПРОДАТЬ ВАГНЕРА ОКАЗАЛОСЬ ВЕРНЫМ
– Витинью – последний трансфер Антона Евменова. Сейчас бывший главный селекционер и спортивный директор ЦСКА устроил такой футбольный WikiLeaks: в своем блоге он выкладывает уйму информации о селекции, которая в любом клубе считается закрытой. Читателям невероятно интересно. Но вряд ли ЦСКА разделяет их радость.
– Евменов принес немало пользы клубу, хотя приходил мало кому известным специалистом из ФК "Москва". Мы ему благодарны. К сожалению, то, что происходит сейчас, не добавляет уважения к Антону. В его записях, кстати, нет ничего сверхсекретного или того, чего мы стесняемся. Но вот два важных аспекта.
Первое: перетягивать одеяло на себя и демонстративно показывать, что все делал один человек, – это некорректно по отношению к бывшим коллегам, которые активно участвовали в описываемых событиях, и к партнерам клуба, которые сотрудничают с ЦСКА со времен Вагнера и Карвалью. Второе: мне обидно за Антона, потому что его блог напоминает мемуары сбитого летчика. А ведь он молодой парень, учится в элитном американском вузе, и по идее у него все впереди.
Мемуары с конфиденциальной информацией и публикацией служебных записок пишут в преклонном возрасте, чтобы напомнить о своем былом величии. В случае с Антоном делать это преждевременно, а поведение может отпугнуть будущих работодателей. Есть общепринятая профессиональная этика.
– Неужели никто из ЦСКА не пытался отговорить Евменова от дальнейших публикаций?
– Знаю, что с ним общались его же коллеги из селекционного отдела. Как раз по поводу выпячивания себя. Проблема Антона известна. Но когда работа в клубе шла хорошо, на манию величия никто внимания не обращал. В общем, сказал – так сказал. Вступать в полемику, что-то опровергать или, как советуют отдельные болельщики, обращаться в суд даже мысли не возникает. Евменов немало сделал для клуба, а это пусть останется на его совести.
– Уходя из ЦСКА, Евменов взял на себя ответственность за, как тогда казалось, ошибочное решение расстаться с Вагнером Лав. Но время прошло, и ЦСКА даже без Вагнера завоевал золото. Как вы сейчас оцениваете неоднозначный трансфер?
– На тот исторический момент решение было верным. Вы правильно сказали, ЦСКА все равно стал чемпионом. И, главное, все забывают о том, что ключевым аспектом сделки была позиция Вагнера. Никто в Европе не предложил бы ему тех денег, что дал китайский клуб. Вагнеру не 20 лет, в Бразилии он содержит несколько семей, помогает всем родственникам – его не за что упрекнуть. Без пожелания Вагнера сделка состояться не могла.
А что Антон говорит, будто это он Вагнера продал… Могу лишь улыбнуться. Об этой новости Евменов узнал от меня. Я, конечно, тоже не ездил по Китаю и не искал, кому бы продать Вагнера: агенты из Китая вышли на агентов игрока. Те – на меня. Я связался с президентом и акционерами клуба… Антон обо всем узнал, когда уже было нужно, грубо говоря, составлять документы.
ПО ДУМБЬЯ И ДЗАГОЕВУ – НИКАКОЙ КОНКРЕТИКИ
– Насколько вероятен уход этой зимой кого-то из лидеров ЦСКА? Прежде всего, речь про Думбья, к которому появился интерес в Англии.
– Конкретики никакой, хотя не удивлюсь, если предложение поступит. Устроит оно нас и игрока – начнем общаться. Думбья забивает голы и обладает необычным футбольным стилем. В ЦСКА он уже пятый год, скорострельность – даже выше, чем у Вагнера. Любой легионер, приезжая в Россию, рано или поздно мечтает уехать. Но ЦСКА не ставит цели продать кого-то всеми правдами и неправдами.
– Говорят, что Дзагоев горит желанием испытать себя за рубежом.
– Разговаривал с Аланом. Самоцели – лишь бы перебраться в Европу, хоть куда, хоть в условную "Мальорку" – у него нет. Нужно предложение от хорошего, подчеркну это – хорошего европейского клуба. В остальном солидарен с Дзагоевым: плох тот солдат, который не мечтает стать генералом, его возраст еще позволяет уехать. Однако на данный момент конкретики нет.
– На возможном отъезде Акинфеева точно поставлен крест?
– Никогда не говори никогда. Но Игорь едва ли не с первого дня, как подписал свой первый контракт с ЦСКА, говорил: "Этот клуб для меня не пустой звук, и я никуда не хочу уходить". Наверное, если бы четыре-пять лет назад большой клуб из Европы к нам обратился, Акинфеев мог бы пересмотреть свои взгляды. Этого не произошло. Возможно, в том числе и потому, что скауты клубов изучают не только игру футболиста, но и его мнение, высказывания в прессе. Все понимали, что уговорить Акинфеева, который в принципе не стремится покинуть родной клуб, будет крайне сложно.
Поэтому уход Акинфеева сейчас еще менее вероятен, чем прежде. И мы этому рады. Игорь – один из лучших вратарей современности, искренне преданный команде человек, ее капитан. Надеюсь, он преодолел сложный период, который был у всех, кто переживает за сборную. Его характер и сила воли заставили забыть те мрачные прогнозы, которые делали некоторые "специалисты", говорившие о "закате карьеры".
– Нецид раззабивался в голландском "Зволле". Его возвращение в ЦСКА возможно?
– Мы рады за Томаша, ведь наряду с Гонсалесом это, пожалуй, самый обидный пример игрока, профессионала с большой буквы, которого травмы выбили из колеи. Сначала он получил один разрыв связок, затем второй. Это повлияло на его уровень. А ведь до травм Томаш был основным нападающим ЦСКА.
Допускаю, что зимние сборы Нецид начнет с командой, но если поступит предложение из той же Голландии, он, скорее всего, захочет продолжить играть там. Потому что, если останется у нас, ему трудно будет выиграть конкуренцию у Думбья и Мусы. Нециду неважно, сколько он получает, – ему хочется играть и выйти на былой уровень.
ПЫТАЛИСЬ ПОМОЧЬ ШУСТИКОВУ
– В начале 2014-го ЦСКА покинул Сергей Шустиков, после чего дал пару эпических интервью, где нелицеприятно говорил про Слуцкого. Отношения клуба и Сергея Викторовича разорваны?
– Нет. Мы общались и после того, как Сергей был уволен. Я предлагал варианты трудоустройства. Хотели ему помочь. Так заведено Евгением Гинером, что ЦСКА старается расставаться с игроками и тренерами без скандалов, цивилизованно. Вспомните и Хуанде Рамоса, и Артура Жорже. Ситуация с Сергеем была непростая. О причинах говорить не хочу. Кому нужно, тот знает.
Нашим предложением Шустиков воспользоваться не захотел. Сейчас он тренирует подмосковный клуб ПФЛ "Солярис". Ирония судьбы: там выступают несколько игроков из нашей школы. Так что косвенно Шустиков продолжает воспитывать армейскую молодежь. Сергей честно выполнял свою часть работы, за что ему спасибо. Претензии были не по поводу его функций. А другие.
– Жизнь продолжается, тренеры приходят и уходят. Но ведь для Слуцкого Шустиков был не просто ассистентом, но и другом.
– Конечно, Леониду Викторовичу пришлось непросто. Они шли рука об руку, друзья и в футболе, и вне футбола. Я никогда не видел, чтобы Слуцкий за кого-то настолько "впрягался". Он всегда стоял за Шустикова горой – думаю, так было и до их прихода в ЦСКА. Не понимаю, что заставило Сергея так нелицеприятно высказаться о Леониде Викторовиче. Иначе как ударом в спину это не назовешь.
Слуцкий – человек старой закваски, для него честь, дружба, человеческие отношения – не просто слова. Часть моего уважения Шустиков тогда потерял. Хотя давайте признаем: нельзя судить о человеке только по нескольким фразам, которые он себе позволил на эмоциях.
НОВЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ АКАДЕМИИ РАБОТАЛ СО СЛУЦКИМ
– В ЦСКА – новый руководитель академии. Аргентинца Андреса Лиллини сменил Сергей Никитин. Почему?
– Андрес работал в клубе больше трех лет. Под его началом были систематизированы тренировочный процесс и селекция. Проделана огромная работа. Внедренные методы оказались эффективны. Молодежная команда успешно выступает в первенстве России и в молодежной Лиге чемпионов. Молодые игроки привлекаются к основе, хотя мы ждем большего.
Отдельно скажу про защитника Караваева. Слава неплохо проявил себя в чешской "Дукле". Его несколько раз признавали игроком матча. К нему сейчас проявляет активный интерес "Спарта", флагман чешского футбола. Они были готовы прямо сейчас Караваева забрать. Но мы решили пока ничего не менять – пусть заканчивает сезон в "Дукле".
Другой важный показатель – процент выпускников, кто остается в футболе. Семь-восемь лет назад 70 % ребят завязывали с профессиональным футболом! Мы поставили задачу увеличить процент оставшихся. Удалось, он вырос в разы. Чудес, впрочем, не бывает. Понятно, что хочется, чтобы Костя Базелюк рано или поздно вытеснил Думбья, но конкуренция-то высочайшая.
В целом системный подход принес плоды. И все-таки летом мы поняли: нужно что-то менять. Сегодня стоят новые задачи вместо старой, уже решенной. Андрес и ЦСКА отдали друг другу все, что могли. Лиллини влюбился в Россию – у него даже появилась русская жена. Решение о расставании было непростым.
Сергея Ивановича Никитина, приглашенного на место Лиллини, мы знали давно и следили за его карьерой. Он возглавлял тольяттинскую академию футбола, в свое время сильнейшую в стране по инфраструктуре и системе подготовки. Затем Никитин в одно время со Слуцким работал в "Крыльях Советов", в молодежной команде. А в последнее время работал в академии "Анжи", где тоже добился успехов. Мы посчитали: когда налажен так называемый процесс производства, нужен человек другого склада, нежели Лиллини. Российский специалист. Андрес отчасти с нами согласился.
– Никитина рекомендовал Слуцкий?
– Нам было важно мнение Леонида Викторовича. Но не только это сыграло роль. Положительные отзывы шли и от коллег из "Анжи", и из Тольятти. Надеюсь, мы не ошиблись.
ПОЧЕМУ ШИРОКОВ НЕ ПЕРЕШЕЛ В ЦСКА
– Самым неоднозначным трансфером уходящего года стал переход Романа Широкова в "Спартак". А ведь существовала возможность, что Широков окажется в ЦСКА, не так ли?
-Не буду скрывать: с ним разговаривали. Хотелось, чтобы Роман, наш воспитанник и высококлассный игрок, вернулся.
– Почему не удалось договориться?
– Это не связано с тем, что Рома запросил какие-то неадекватные деньги. Просто ЦСКА объективно находится в несколько иной финансовой весовой категории, чем некоторые клубы. Не потому, что не можем. А потому, что понимаем: учитывая качество российского футбола и его доходность, с одной стороны, и затраты на него, с другой, платить больше определенных сумм неправильно. Должен быть хоть какой-то здравый смысл! А в других командах ему такие деньги предложить могли. Запросы Широкова не были неадекватными. Просто мы в силу своей философии не могли их удовлетворить.
– Правдивы ли данные, что в ЦСКА негласный потолок зарплат находится примерно на уровне 2,5 миллиона евро?
– Нет, он на порядок ниже. Я видел так называемый рейтинг зарплат российского футбола. Про другие клубы сказать не могу, но некоторые цифры по нашим игрокам не соответствуют действительности. Они завышены.
ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ С ФАНАТАМИ НЕ ХОТИМ
– Теперь – о Лиге чемпионов и матчах без зрителей. Сколько составили общие потери ЦСКА от проведения трех игр на пустой "Арене Химки"?
– Порядка 6 миллионов долларов.
– Вы говорили про черный список, куда попали болельщики, хулиганившие в Риме. Им якобы запрещено ходить на матчи ЦСКА. Не понимаю, как это возможно.
– У нас действует закон – кодекс об административных правонарушениях. В нем содержится данная норма. Спортивный клуб может ей воспользоваться и ограничить доступ болельщику на стадион.
– Запретить-то можно. Как не пустить на практике?
– Согласен, реализация закона, как это часто у нас бывает, пока хромает. Но под лежачий камень вода не течет. И мы создаем режим наименьшего благоприятствования для нарушителей. Да, он может пройти по чужому билету или загримироваться. Если ему так хочется – вперед и с песней. Но когда норма заработает в полную силу и к делу подключатся правоохранительные органы, подобное удовольствие может дорого обойтись.
Проведу аналогию: если у водителя отняли права, а он снова сел за руль уже без них, повторное наказание будет гораздо строже. А на нашем новом стадионе будет проще фиксировать подобные случаи. Кроме того, мы разослали информацию о нарушителях в правоохранительные органы на местах.
– Говорилось про 13 человек в черном списке. С тех пор число не изменилось?
– Нет. Их по-прежнему 13. Все мужского пола. У нас нет прав, чтобы добиться от итальянской полиции полного списка нарушителей. Про тех 13 узнали через свои источники. А официально полиция Италии может ответить на запрос коллег из России. Вот сейчас эти запросы где-то путешествуют из кабинета в кабинет…
Вообще матчи без зрителей – очень болезненная тема. Сказать, что мы озадачены и расстроены, – это не сказать ничего. Провокация болельщиков в Риме могла закончиться катастрофой. Я как юрист понимал: последствия могли быть очень жесткими. Просто беспрецедентная ситуация, что апелляционный комитет УЕФА ослабил решение КДК УЕФА и "скостил" нам один матч.
Многие говорят, что, мол, УЕФА предвзято относится к клубам из Восточной Европы. На мой взгляд, это не так. Просто фанаты из Восточной Европы позволяют себе больше нарушений. Хотя западных европейцев тоже наказывают: даже у "Баварии" сектор закрывали в прошлом сезоне.
Другое дело, что меры УЕФА я считаю неадекватными. Степень наказания намного выше степени проступка. А самое главное, мера – бездейственная. Штрафы клубов и закрытые сектора не искоренят беспорядки на стадионе. Только неотвратимость наказания совершившего нарушение является эффективной мерой. Но в чужой монастырь со своим уставом не лезут. И либо мы принимаем правила УЕФА, нулевую терпимость к хулиганству на трибунах, либо смотрим Лигу чемпионов по телевизору.
– Вы говорите, что запреты не работают. Соответственно, и ваш черный список не панацея.
– Конечно. ЦСКА им не ограничится. Мы встречались с болельщиками. Состоялся очень тяжелый разговор. У нас всегда были открытые, хорошие отношения – и никаких разборок.
– А тут вас "кинули" на 6 миллионов.
– Потери были не только денежные, но и репутационные, и спортивные. Я убежден, на заполненной "Арене Химки" мы могли зацепить еще одно-два очка, которых в итоге не хватило для выхода из группы. Команды, приезжавшие в гости, говорили, что они как будто не на выезде играли. Мы лишились козыря – своего 12-го игрока.
На встрече ребята адекватно оценили ситуацию. Никто не гордится случившимся, все всё понимают. Мы не хотим холодной войны. Надо было сесть и договориться о правилах игры. Надеюсь, нам это удалось. Были даны определенные гарантии. Болельщики хотят присутствовать на играх ЦСКА.
СТАДИОН – ОСЕНЬЮ 2015-го
– Давайте поговорим о хорошем. Про стадион. Как у него дела?
– Работа не просто идет, а кипит. Прямо у меня на глазах, в режиме онлайн, – Бабаев показывает на монитор. – В скором времени сможем транслировать и на сайте. Очертания стадиона уже есть, скоро начнутся фасадные работы.
– Сроки не меняются?
– Пока да, хотя на фоне всего происходящего сложно что-либо прогнозировать. Надеемся, осенью 2015 года спортивная часть стадиона будет готова.
– Новый стадион "Спартака" сравнивают по дизайну с "Алльянц Ареной". На что будет похож стадион ЦСКА?
– Это будет уникальный объект. Благодаря башням, интегрированным в здание стадиона. По форме это классический английский прямоугольный стадион. Без беговых дорожек, поле очень близко от трибун, чтобы эмоциональный градус был максимально высоким. А строения на углах не имеют аналогов в мире.
– Вопрос из интернета: а подогрев сидений будет?
– По всему стадиону – нет. Этого себе не может позволить ни одна арена. Очень дорогое удовольствие. Прежде всего, из-за эксплуатационных расходов. Но на некоторых секторах подогрев, возможно, будет.
ПОЧЕМУ БОЛЕЛЬЩИК ОБЛЕНИЛСЯ
– Еще один вопрос из интернета, от болельщика ЦСКА Максима. "В Москве и Подмосковье полмиллиона человек так или иначе симпатизируют ЦСКА. Есть ли понимание, как использовать этот ресурс?" Дополню вопрос своим: почему ЦСКА, команда-чемпион, недобирает болельщиков?
– Безусловно, недобирает. Объяснение на поверхности. Даже на старый стадион "Динамо" на матчи нашей команды приходило больше болельщиков, чем в Химки. Первая проблема – добраться туда, особенно вечером в будние дни. Вторая – в принципе уровень комфорта на стадионах, проблемы с входом и выходом с трибун.
Теперь обращусь к болельщику, который задал вопрос. Может, он предложит, как еще клуб способен уговорить оторваться от диванов и телевизоров и хотя бы в хорошую погоду чаще ходить на стадион? Вот "Спартак" построил отличную современную арену, в Москве – и все равно посещаемость оставляет желать лучшего! В среднем 15-16 тысяч человек.
– Они, наверное, рассчитывали на большее.
– Конечно. Об этом однозначно заявил Леонид Арнольдович Федун. Наверное, болельщик обленился. Я не хочу никого конкретно обидеть, но такая тенденция есть. Мы живем в эпоху потребления, когда все доступно. Кто мог подумать несколько лет назад, что матчи можно смотреть по телефону? Мы становимся тяжелыми на подъем. Да, есть обратный пример – Германия, где даже на ничего не значащем для "Баварии" матче с ЦСКА был аншлаг. Но там это культура, религия, которая передается с молоком матери. За абонементом несколько лет стоят в очереди. У нас нет таких традиций. А поменять ситуацию не получается. Никто не хочет отходить далеко от дивана.
– Вы, кстати, согласны с болельщиком по поводу полумиллиона человек, переживающих за ЦСКА в московском регионе?
– Цифры видел разные. Забавно наблюдать, как у нас сменяют друг друга новости: "Самый популярный клуб России – "Зенит" и "Самый популярный клуб России – "Спартак". Что касается нас, то активных болельщиков ЦСКА, которые регулярно интересуются новостями клуба (увы, не тех, кто регулярно ходит на стадион), – действительно около полумиллиона. А тех, кто просто считает себя армейцами, гораздо, гораздо больше. Особенно по стране.
– Вы упомянули "Спартак". Какое-то время назад вы чуть ли не главным врагом клуба считались, после истории про Акинфеева, Веллитона и рубль, который "Спартак" у вас отсудил за жесткое высказывание. Какие сейчас отношения с "народной командой"?
– Абсолютно нормальный контакт и был, и остается. И с Валерием Карпиным, и с Романом Асхабадзе.
– Вас не "троллят" этой историей?
– Даже не вспомню, когда до вас ее кто-то мне припоминал. Тема исчерпана. По форме, наверное, я был чересчур эмоционален. А по сути время все расставило на свои места. Веллитон больше запомнился количеством травм, которые нанес российским вратарям. Хороший футболист, спору нет. Но почему-то бросил играть – и ушел из "Спартака".
СУДЬИ НЕ ДОЛЖНЫ МОЛЧАТЬ
– В нынешнем сезоне Гинер несколько раз выражал бурное недовольство судейством. Вы считаете, что иногда вашу команду действительно судили предвзято?
– Я не считаю себя вправе говорить о предвзятости. Нужны объективные доказательства, у нас же презумпция невиновности в стране. Но то, что судейство было непоследовательным, – факт. Ошибиться могут футболисты, тренеры, менеджеры – и судьи тоже. Арбитр – профессия неблагодарная, потому что проигравший всегда останется недоволен, а оплошности всегда на поверхности.
Однако ошибка ошибке рознь. Вот судья в матче с "Динамо" видит игру рукой со стороны динамовца в их штрафной и не указывает на точку – предположим, он избрал такую манеру. А когда в идентичной ситуации назначается пенальти в ворота ЦСКА – очевидно, что рефери необъективен к одной из команд. Хочется понимать стиль и принципы судей. Есть английский стиль судейства, дозволяющий жесткую борьбу. А у нас у каждого арбитра свой стиль. Который иногда меняется в рамках одного матча. Что наталкивает на определенные мысли. Нельзя молчать о таких вещах. Хотя валить все на судей ЦСКА не собирается.
Еще принято считать, что судьи должны молчать. Я с таким мнением не согласен. В нашей стране это не работает! Недосказанность вызывает подозрения. Поддерживаю Валентина Иванова, когда он высказывается на важные темы, признает судейские ошибки. Хорошо бы еще делались выводы.
– Вас раздражало, когда ЦСКА, наоборот, попрекали ласковым судейством? Был период, из матча в матч пенальти назначались в ворота ваших соперников.
– Раздражало. Но не отношение журналистов, которые иногда могут поиграть фактами на темы, вызывающие интерес. Неприятным было поведение некоторых коллег по цеху. Помните, перед матчем с нами тренер "Зенита" сказал, что ЦСКА не может выиграть без пенальти. Получается, существовал чуть ли не некий заговор против Виллаш-Боаша лично! С другой стороны, такие споры – это, наверное, элемент шоу. Пусть и сомнительный.
КАКИЕ КРАСНО-СИНИЕ САМЫЕ СИЛЬНЫЕ
– Подведем итоги 2014 года. Что помимо чемпионства стало для вас самым радостным событием в жизни ЦСКА?
– Пожалуй, с золотом ничего не сравнится. Даже для нас самих чемпионство-2014 – чудо. Десять побед подряд, при том что было серьезное отставание от первого места, – кому еще удастся повторить? А ведь после 2:4 с "Динамо" казалось – это фиаско. До последнего не верилось в успех, да еще и развязка наступила в заключительном туре, в матче с прямым конкурентом. Все ребята придерживаются мнения: это чемпионство будет стоять в истории ЦСКА особняком.
Могу еще выделить матч в Манчестере. Тоже достижение! Обыграли чемпиона Англии – на его поле, по делу, когда на нас уже поставили крест.
– Это лучший матч ЦСКА в 2014 году по вашей версии?
– По эмоциональной составляющей, антуражу, значимости – безусловно! С точки зрения качества футбола Леонид Викторович, может, со мной и поспорит. Допустим, игру с "Кубанью" (6:0) назовет. Но победа над "Ман Сити" – историческая.
– За вашей спиной на стене – фотографии всех золотых армейских команд, к которым вы причастны. Какие красно-синие были самыми сильными?
– Хороший и сложный вопрос… Знаете, невозможно забыть 2005 год, когда нам удался хет-трик. Как минимум с точки зрения титулов та команда Валерия Газзаева была самой сильной. В ней блистали и те, кто до сих пор продолжает добывать для ЦСКА золото, и ребята, которые давно ушли, но по-прежнему остаются с нами на связи. Даниэл Карвалью, Ивица Олич, Вагнер Лав, несколько раз провернувший трюк с возвращением…
ОДИА – БИЗНЕСМЕН, РАМОН ВЕСИТ 100 КГ
– В той команде играл Чиди Одиа. Африканец как карьеру завершил, совсем исчез с радаров.
– Отнюдь. Мы поддерживаем связь. Он в Нигерии. Несколько раз обращался за помощью в оформлении российской визы. Мы помогали. Хотя Чиди с футболом не связан. Бизнесом занимается. Но каким – не уточнял.
– А с антигероями – Рамоном, Янчиком, Маазу – клуб не поддерживает связь?
– Я бы не назвал их антигероями. Давайте скажем: "Не сложилось". Мы иногда общаемся с Маазу. Он пылит в Португалии. Необычный человек. Рамон сам выбрал свой путь. Там все печально. Он играл в бразильском клубе первого дивизиона. Весил под 100 кг. Напомнил мне другого бразильца, Адриану.
– А у Янчика, говорят, проблемы с алкоголем.
– Слышал про это, но не могу подтвердить. Он, кстати, внес свою лепту в историю ЦСКА – забил знаменитый гол и частично оправдал свой трансфер.
– Что вас разочаровало в 2014 году?
– Лига чемпионов. В момент жеребьевки. Мы пытались подбадривать ребят, но объективно шансы оставались минимальными. Обидно, ведь путевку в групповой этап Лиги мы вырвали в умопомрачительной борьбе. С другой стороны, мы пережили Манчестер.
– После ЧМ-2014 и поздней осенью болельщики и эксперты говорили о том, что если Фабио Капелло отправят восвояси, то сборную должен возглавить Слуцкий. Вас тревожили эти разговоры?
– Волей-неволей приходилось задумываться. Но у нас с Леонидом Викторовичем честные, открытые отношения. Он не мог прийти и сказать: "Спасибо, до свидания!"
– Но это сборная, дело государственной важности. Партия сказала надо, комсомол ответил есть. Слуцкому могли спустить приказ: "Спасайте сборную".
– Не думаю, что политики стали бы диктовать Слуцкому, что ему делать. Наверное, когда-нибудь Леонид Викторович должен к этому прийти. Хотя заметьте: лучшие "молодые" тренеры мира, за исключением Йоахима Лева, сейчас работают в клубах. При всем уважении к действующим тренерам сборных. Впрочем, это мое дилетантское мнение.
РОССИЙСКОМУ ФУТБОЛУ НЕ ХВАТАЕТ ЕДИНСТВА
– Что вам сейчас больше всего не нравится в российском футболе?
– Самая, наверное, большая проблема – стратегическая. Ее не видно, в отличие от проблем с болельщиками, судейством, качеством полей, инфраструктурой…
– Озвучьте.
– Единства у нас нет. Имею в виду РФС, РФПЛ и клубы. На поле соперничают футболисты. А когда мы собираемся в кабинетах, то ЦСКА, "Спартак", "Зенит" и все остальные – уже не оппоненты. Мы должны быть единомышленниками. А этого нет.
Причем на клубном уровне вроде стало появляться. Но отношения между федерацией и лигой, федерацией и клубами оставляют желать лучшего. О чем говорить, если ведущие клубы России являются статистами на конференции РФС. Наши голоса находятся в соотношении 25 % против 75 % у остальных членов РФС. Федерация футбола Чукотки, например, "весит" больше, чем все клубы, поставляющие игроков в сборную и защищающие честь страны в еврокубках.
– А если единство будет, то тогда…
…тогда эта несчастная стратегия, по поводу которой столько копий сломано, долгожданные реформы – все наконец-то заработает. Все участники явления под названием "российский футбол" станут двигаться к общей цели.
– Кто MVP 2014 года в составе ЦСКА по версии Романа Бабаева?
– Года или сезона? Это важно. Я бы предпочел разделить. MVP первой части сезона-2014/15 пускай будет Натхо. А вот в весенней части чемпионата-2013/14 выберу команду ЦСКА. Потому что в одиночку совершить такой подвиг невозможно.
Dolphin75
Сам такой 24 Декабря 2014 | 12:45 Зато эпическую победу над Чемпионом Англии, которая правда в турнирном смысле вам ничего не дала, будете вспоминать дольше, чем Народные свои многочисленные былые трофеи :) ______________________ Та неееее, не больше календарного года, до следующей ЛЧ. Пока свежачок, такскать. Тухлятины из 90-х не будет)))
24.12.2014
Нефан
Гаттузо крут!!!! 24 Декабря 2014 | 10:09 ------------------------------------------- Посмотрел расписание того же "Рубина": 13 тур. 10 ноября (понедельник) Краснодар - Рубин 19:00. 16 тур. 3 декабря (среда) Рубин – Зенит 17:45 Заодно попались и гостевые, и других команд: Тур 2. 8 августа 2014 года, пятница 18:00 Амкар – Уфа Тур 3. 13 августа 2014 года, среда 17:00 Урал – Зенит 14 августа 2014 года, четверг 15:00 Уфа – Динамо 11 тур. 27 октября (понедельник) Динамо-Москва - Рубин 18:00. 13 тур. 10 ноября (понедельник) Краснодар - Рубин 19:00. 17 тур. 8 декабря (понедельник) Мордовия - Рубин 17:00 Ну и т.д. Если учесть, что, как минимум, половина болельщиков работает до 19.00... И даже если не учитывать, то как в будние дни идти на футбол в 15.00 или 17.00? Про футбол в выходные в 13.30 вообще молчу: только отоспаться можно за неделю, а тут опять с утра пораньше... Так что тут Бабаев ерунду несет про ленивых болельщиков - клубы ни черта делать не хотят. Правда, сам ЦСКА тут белый и пушистый - надо отдать должное... Только вот работа с болельщиками тоже не ахти - их просто на стадионы не пускают...
24.12.2014
spadin
Вью хорошее, аналитическое.Но хочется подметить некоторые моменты.Потолок зарплат для молодых российских игроков необходим и в рублях но в нижних комментариях предлагали разные диапазоны 50-100 тыс руб в месяц.Интересно а как вы удержите талантливого игрока у себя предлагая такую з.п.Поэтому нужен потолок с системой бонуса.Тогда и правила будут едины для всех(правда существует черная касса но это тоже как скрытый бонус для игрока)Также непонятно почему контракты даже у россиян в у.е-мы не страна евросоюза-черные вторники и обвалы курса у нас были-так зачем клуб ставить в зависимость.В целом понравилось что ни накого из ушедших из клуба не выливаются помои и пожалуй главное-есть понимание что только объединившись клубам в стратегии развития футбола есть шанс измениться к лучшему.Осталось сделать это на практике.
24.12.2014
Кайса "Вата-ушаталово" Мякяряйнен!)))
бабайка, ты лучше поведай нам, можно ли отскочить в половине матчей, и при этом оказаться одновременно в космосе и на дне!?)))))
24.12.2014
Uncle Бенсий_
Сам такой24 Декабря 2014 | 13:05 -------------- Ваш Флагман-токмо в Маркизовой луже Флагман! А в Порту Семи Морей он дажж на каноэ не тянет.)))
24.12.2014
Сам такой
Адекватный зритель... 24 Декабря 2014 | 12:50 просто шоры на ваших конских мордах вам не позволяют увидеть першпективу ;) порадуйтесь пока паре-тройке нежданно свалившихся на голову чашек, ибо в обозримом будущем оне у вас не предвидятся. зато настоящий Флагман с берегов Невы, после проведения рекогносцировки и перестроения, надолго оккупирует первую строчку турнирной таблицы, по праву ему принадлежащую :)
24.12.2014
Сам такой
Гаттузо крут!!!! 24 Декабря 2014 | 12:35 ну каждому свое. будут и за Халка болеть, коли результат будет признаться, я тоже тогда в октябре подорвался на Петрович поглорить на нашу звезду :) к счастью, был то не Терек, а Ростов. выиграли с грехом пополам, Широков в компенсированное забил. а Халк ничем выдающимся не запомнился. в первом тайме бегал по противоположной от меня бровке, а во втором потянул заднюю поверхность и ушел с поля :( условия конечно нужны. да и даже этого мало. репутация у нашего ногомяча сейчас никудышняя людей заманивать нужно на трибуны, хоть бы в гипермаркетах на кассе билеты предлагать
24.12.2014
Uncle Бенсий_
Сам такой24 Декабря 2014 | 12:45 ------- Дык вам покупка ХалкоШницелей и ГарсиоГараев тожж ничего не дала...Если мы про ТУРНИРНЫЕ смыслы...)))
24.12.2014
Сам такой
Адекватный зритель... 24 Декабря 2014 | 12:27 Савелич, про ваши методы можешь не рассказывать А главное, результаты прекрасно видны в таблице. Свой "чемпионский класс" вы только с аутсайдерами и способны демонстрировать. Средняков еще обыгрываете, особенно если судья пеналь поставит на последней добавленной. А вот с теми, кто выше 8го места, результаты мягко говоря, не очень впечатляющие... Зато эпическую победу над Чемпионом Англии, которая правда в турнирном смысле вам ничего не дала, будете вспоминать дольше, чем Народные свои многочисленные былые трофеи :)
24.12.2014
Гаттузо крут!!!
Сам такой Да какое -15, то был на моей памяти самый холодный матч, все -18 и еще колючий сильный ветер, я сам на своей шкуре испытал. И да тот матч с Андерлехтом уже ничего не решал. А теперь на решающем и последнем матче с Бенфикой было не больше 17 тыс. Вот вот. Я никогда не буду также сильно болеть за Халка или Гарсию, как болел за Кержа, Шаву, Горшкова, Зырянова(пусть они как бы не совсем свои). Но если мы хотим создать качественный продукт, то надо что-то делать, а не только цифры лимита туда сюда двигать. Ведь довольно большая часть болел, хочет за свои кровные получить и хорошую игру и хорошие условия, а не борьбу с холодом, дождем и просмотров того как футболисты пытаются не упасть на скользком мерзлом поле, как допустим на хоккее теперь! Там посещаемость 13 тыс, при вместимости около 14.5. И эту часть болел уверенно отшивают.
24.12.2014
Uncle Бенсий_
4bars424 Декабря 2014 | 12:25 ----- Ну да...Когда в хоккее вводят сии,или похожие ограничения-это почему-то клоунадой не выглядит... А определённые ограничения есть в любой сфере деятельности-и о дискриминации никто и не заикается.
24.12.2014
glazun.de
"Получается, доходы формируются в рублях, а расходы – в евро или долларах. Перекос очевиден." Вопрос к тебе, Бабай, как к руководителю: а почему ты допустил этот перекос?
24.12.2014
Uncle Бенсий_
Сам такой24 Декабря 2014 | 12:25 ---- Мы по Лозаннам,в отличии от неких сутяг-крючкотворов не шаримся... Мы в Химкинский лес с лопатой и в багажнике сумлевающихся в нашей честности вывозим..
24.12.2014
4bars4
– Предполагаемый возраст тех, кого накроет потолком? – До 21 года. И только россияне. ____________________________________ Это дискриминация по гражданству и возрасту.Пусть примут это правило и в очередной раз выставят себя клоунами.
24.12.2014
Сам такой
Адекватный зритель... 24 Декабря 2014 | 12:05 последний или не последний - это вы в Лозанне будете рассказывать
24.12.2014
Сам такой
Гаттузо крут!!!! 24 Декабря 2014 | 11:53 а когда откроют новый стадик - кол-во продаваемых абонов точно не увеличится, скорее только уменьшится несколько лет назад на маленький Петровский было сложно достать билет. многие мои друзья покупали абоны из-за этого, а когда сами не могли попасть на стадио - отдавали кому-то на большом стадике проблем с билетами не будет, да и абоны именные. может будет всплеск в первые туры, а потом... смотря как играть будут ну и вообще, большинство наших клубов судя по всему не особо и парится с посещаемостью вот и Бабай тоже - признает факт снижения посещаемости, как данность. надеется на новый стадион. вот и все
24.12.2014
Сам такой
Гаттузо крут!!!! 24 Декабря 2014 | 11:53 400 - это на Амкары с Мордовиями. да и то, за ворота по-моему нет в свободной продажи билетов по абикам перестали ходить скорее из-за разборок клуба с болельщиками ну и вообще получается, в 00х ходили на Кержаковых-Аршавиных, на красивую игру, золота любой ценой никто не требовал. после 08 стали ходить на чемпионов и обладателей КУЕФА. при Спале по началу была шикарная игра, а главное, было единство команды и болельщиков сейчас по совокупности всех этих факторов посещаемость падает. игра чаще не слишком феерична (Краснодар исключение, да и то половина из тумана или офсайда), русских игроков почти нет, не говоря уж о местных воспитанниках, да еще разборки с фанами (хотя казалось бы, сами виноваты) пустой вираж - уже четверть стадика. а в 2010 17 тыщ было на ничего не решавшем матче ЛЕ в минус 15
24.12.2014
Uncle Бенсий_
Сам такой24 Декабря 2014 | 12:01 ------ Матч в Казани-первый и последний транш за Ерёму с Бибой.
24.12.2014
Сам такой
Адекватный зритель... 24 Декабря 2014 | 11:38 ну как не конкуренты, Савелич? вот вы без тени сомнения заявляете, что отставание 7 очков от первого места - это вовсе даже не много. что вы не притормозили на пути к вершине, а лишь берете разбег а обворованные вами татары от вас отстали на те же 7 очков. да и результаты матча в Казани как бы тоже никак не подтверждают превосходства Чемпиона ;)
24.12.2014
Uncle Бенсий_
Gerych Zt24 Декабря 2014 | 11:50 ------- А это всё и не к чему,коли только "заходишь на ветки срач разводить" (с) )))
24.12.2014
Гаттузо крут!!!
Сам такой Ну вот ты привел ряд причин почему стали меньше ходить. А то вон Героиныч в оптимизме пребывает. А я скажу, что у нас тоже, что и у Локо .только не так заметно, т.к. один город, одна команда пока еще работает. Цены на билеты не самые страшные. За ворота или виражи по 450-500. Но вот то , что перестают ходить абонементы .т.е. те кто за них уже заплатил, вот это показатель. Кроме того на этот сезон в моем секторе(рядом со мной 6 человек не продлили и места пустуют или на них иногда кто-то покупает билеты). И эта тенденция уже не первый год. Настоящего битка я уже и не помню. Думаю, что на Распил нашу Арену будет продано тоже к-во абонов, что и на славный, но маленький Петрович. Порядка 15-17 тыс. Сейчас продано 13, в прошлом сезоне 14.5. А место, то я тоже знаю, оно там в дворах уже недалеко от стадио. Хотя мы берем заранее.
24.12.2014
Gerych Zt
Адекватный зритель...24 Декабря 2014 | 11:41 Да ладно по ящику, я еще и СЭ в бумажном варианте в количестве 16 страниц не читаю по дороге на работу, от корки до корки..)) Здарова!
24.12.2014
Сам такой
Гаттузо крут!!!! 24 Декабря 2014 | 11:10 привет! дык с нынешними ценниками на билеты еще б с ними были проблемы! и вообще поход на футбол по нынешним временам конечно не назовешь чем-то экстремальным, но все же... - приехать нужно заранее, так как сложно спрогнозировать, каков будет предматчевый шмон (особливо на матчах с москвичами) - алкоголь не продают не только на стадионе, но и в его окресностях (хотя я знаю местечко недалеко от Петровича) - после матча выходить со стадиона можно довольно долго, причем еще ближайшее метро закрыто для большинства людей куда удобней сходить например в спортбар антураж конечно не как на стадионе, но и не дома на диване. без проблем приехал и уехал, попил пивка или водочки, покушал, посидел в тепле, посмотрел хорошую трансляцию по ТВ что еще надо?
24.12.2014
Сейчас,когда наступил экономический кризис,самое время закрыть в России годика на 3-4 "профессиональный'российский футбол,а оставить лишь любительский.На ЧМ18 в России это никак не повлияет-она из группы выйдет в любом случае в стадию плэй-офф даже с любителями.Пусть российские профи и легионеры разъезжаются по всему миру играть,а в России пусть играет российская молодёжь.Для возрождения футбола в России это будет самый оптимальный,на мой взгляд,вариант.Пусть ребята получают по 50-60 тысяч рублей в месяц при каких-нибудь предприятиях,как это было в застойные времена.Для 19-20-летних ребят это немалые деньги.
24.12.2014
ну я
Предсказуемо было что сейчас вылезет целая кошелка гениальных спортивных менеджеров и начнут Бабая учить как работать надо. И иногда ощущение, что больше всех ноют по поводу беспредела на трибунах или те кто там не разу не был или те кто безобразия там нарушает. Хожу с женой и сыном. С телевизионной картинкой вообще не сравнимо: и скорости и техника и тактика все как на ладошке
24.12.2014
Uncle Бенсий_
Gerych Zt24 Декабря 2014 | 11:30 -------------- ...То-то у тя познания в ногомяче... ммммм...,коли ты его дажж по ящику не смотришь..))) Здарова!
24.12.2014
Uncle Бенсий_
Сам такой24 Декабря 2014 | 11:25 ----- Ну,какие же оне НАМ конкуренты? Так,береговая охрана,мазута сухопутная...Выслужились на "отлично"-появляется шанец на ФлагманА попасть..Разве не?
24.12.2014
Uncle Бенсий_
Гаттузо крут!!!!24 Декабря 2014 | 11:16 -------------- Ну,когда сопливых берут-Витюшу,Маджида,Родича-всегда есть риски,что не заиграют.. А вот с Бариосом-это сильно,каэшно...
24.12.2014
Gerych Zt
Slim Taller24 Декабря 2014 | 11:16 Шел бы ты... в бухгалтерию!)
24.12.2014
Gerych Zt
Гаттузо крут!!!!24 Декабря 2014 | 11:10 Это конечно плохо, что ты преисполнен пессимизма и это не правильно )) На Локо не ходят в большом количестве видимо потому, что болельщиков у них и так не много, а после всего бардака, что творился в последнее время и у тех желания поубавилось. Вот почему на СпаМ не собирается хотя бы 3/4 мне непонятно, учитывая его мега популярность на просторах Москвы и окрестностей..) Ну а я хожу, но редко. В Питере сейчас не часто, да и из конторы могут дернуть в любой момент. По телеку-то не всегда удается глянуть...
24.12.2014
Сам такой
Адекватный зритель... 24 Декабря 2014 | 11:09 отмечу однако, что сии молодые ногомячисты, выходют в плов деццкой ЛЧ почаще, чем их взрослые и опытные товарищи а Гинеру понятное дело молодежь ни к чему. он Мусей и Витиний накупит, пятачок за пучок или нахаляву уведет лидера у конкурентов, прикрывшись позорным 17м пунктом, будто листочком фИговым
24.12.2014
Slim Taller
Прочитал первые строчки и всё,дальше можно не читать. " Страдает не только футбол, но и все население страны, вся экономика. Такое падение было невозможно спрогнозировать. Хочется верить, руководство страны найдет выход".Так развязав необъявленную войну против соседнего государства,руководство и ввергло страну в экономический хаос.Что значит невозможно спрогнозировать?Санкции за оккупацию Крыма вводились не мгновенно а постепенно.Цена на нефть тоже обвалилась не за один день.
24.12.2014
Гаттузо крут!!!
Адекватный зритель... Ну что мега пупер супер Витек подсидел таки молодое отечественное дарование Бацилюка! Я бы еще вот за таких Витьков, уРодичей, Бариозов с Маджидами клубы бы крупно штрафовал. Приехали игрочишки и ничем наш футбол не подняли, а даже наоборот. В первый сезон сидения на банке на 200 тыс евро. Во второй на 500 тыс, тогда Поповы с Евменовыми и прочими Корнеевыми Беерсдорферами задумались, а точнее владельцы клубов, а как так получилось....и глядишь из их кармана и штрафы бы стали брать. Так глядишь и прекратился бы поток пупер Цуберов с Лковками.
24.12.2014
Гаттузо крут!!!
Gerych Zt Это конечно хорошо, что ты преисполнен оптимизма и это даже правильно. Но вот есть у Локо вполне себе стадион и что там мега посещаемость? Была когда-то, когда команда играла при Семине. Новые стадики при том подходе к болелам, что есть только в первое время дадут скачок, т.к. многие придут как бы на экскурсию, а потом цифры съедут к примерно 15-16 тыс в среднем на матче. В лучшие годы при живой луже было 13.5. Так что новые стадионы- это не панацея, а так пилюлька продлевающая агонию. Если не сменить на 90% чинуш при футболе. Ты кстати почему не ходишь на Петрович в будни и холод с билетами сейчас никаких проблем! И вообще даже в выходные и когда тепло? Бедный Маркиз(король перекупщиков на Петровиче совсем в прогаре).
24.12.2014
Uncle Бенсий_
Сам такой24 Декабря 2014 | 11:03 ------ Здарова! Именуя молодых рассейских ногомячистов, по твоему определению "третьим сортом",им безбожно льстят,имхо.
24.12.2014
Сам такой
я только все-таки одного не понял: почему ВитиньЯ по определению считается гением ногомяча, хотя за такое количество игрового времени ничего толкового пока не показал, а Базелюк должен рвать ж..у за три копейки лишь потому, что у него российский паспорт? и какой при таком подходе будет стимул у молодых футболистов, которых по определению считают третьим сортом?
24.12.2014
Жорик Вартанов
если самая высокая зарплата в ЦСКА не превышает 2,5 млн то честь и хвала, но чет сомневаюсь я, или там миллионные бонусы или Бабаев врет
24.12.2014
Gerych Zt
Гаттузо крут!!!!24 Декабря 2014 | 10:43 Не логично все же, но ладно, спорить не буду ) А что до чемпа, то по мне так нормальный чемп. По качеству если и уступает итальянскому, то совсем немного, а уж про французский и говорить нечего. А года через 3, когда стадики отстроят, так вообще по смотрибельности в четверочку-пятерочку войдет...
24.12.2014
Гаттузо крут!!!
Gerych Zt Привет. Тогда бы этот матч игрался в выходной и не 3 декабря, а 11-12 ноября! Впрочем можешь глянуть посещаемость матчей последних 3-4 туров, там все станет понятно. И если честно, то мне уже даже почти все равно, пусть играют хоть в январе. Просто я себе выставил довольно жесткие рамки(в соответствии с результатами Зенита) при которых я продлю абон на следующий сезон. Мне дерьмецо в которое превратился за три года чемп уже надоело, мы вернулись в 90-е ,да еще и свои деньги за это плати.
24.12.2014
Uncle Бенсий_
SVA24 Декабря 2014 | 09:53 ------ Ты на футбол берёшь билеты от 5 косарей и выше-и исключительно в фанатский сектор?
24.12.2014
Gerych Zt
Гаттузо крут!!!!24 Декабря 2014 | 10:09 А ты всё о своём, любимом..)) А если бы этот матч игрался в это же время года, но при системе "весна-осень" народу бы больше пришло?)
24.12.2014
Гаттузо крут!!!
captain flynt Ты откуда вылез? Небось ужо рома насосался из бочонка..... И да. Ты игру-то хоть смотрел или только фрагменты в ютубе?!
24.12.2014
captain flynt
Гаттузо крут!!!!24 Декабря 2014 | 10:09 Если ты не в курсе, то на матче Рубин-Зенит было 14,5 тысяч зрителей, а не то, что ты сочинил.
24.12.2014
SVA
kossross 24 Декабря 2014 | 10:07 Молодец! Толково и грамотно высказался...присоеденяюсь!
24.12.2014
Гаттузо крут!!!
На счет посещаемости Бабай можешь сказать шпасибо патрону своему! Даже невзирая на два новых отличных стадика она стремительно летит вниз- посещаемость. А как ты думаешь Рома почему на матч Рубин-Зенит на Казань-Арену пришло всего 5.5-6 тыс. зрителей. Хотя и матч с лидером и свои ребята есть в Зените(Рязанцев Рондон) и это последний был матч перед закрытием до осени в связи с ЧМ по водным видам...... Ответ прост, как дваждыдвачетыре! Матч был в будний день, при минус 10-12 градусах, да еще и начался в 17-00!!!!!!!!!!!!! В середине июля, в выходной и в 21-00 было бы не меньше 30-ти тыс. Это кстати относится к разговору о взаимодействии и взаимоотношениях рфсика и рфпеэлика. Где у последнего даже птичьих прав нет, только некий совещательный голос типа мы тута. мы еще существуем. ========================= А так затронул многие темы и болевые точки. Но все очень гладенько. Впрочем, а зачем ему лезть на рожон, когда есть злой Гинер.
24.12.2014
kossross
Я еще раз говорю. Хватит сюсюкаться с Футбольными Клубами. Лишить все клубы государственных денег. Ввести правила финансового Fair Play. Клуб должен быть частным и зарабатывать сам. Запретить тратить больше чем клуб зарабатывает. А государственные деньги отправить на строительство школьных стадионов. Молодежных футбольных центров. Самим клубам чтобы выжить нужно отказаться от приравнивание зарплат к евро. Закрепить контракт в рублях и курс будет он падать или опускаться не будет важно. Как пример умножить действующие контракты в евро на 10 и закрепить. Пример контракт Дзюбы 3 млн. евро. Закрепить 30 млн. рублей и все. Не устраивает до свидание. Не нравится такая зарплата, значит заканчивай с футболом и иди грузчиком работать. 19 летний игрок его контракт 200 000 евро. Еще раз повторюсь 12 млн. рублей и 1 млн в месяц. Когда у шахтера или хирурга зарплата 30000-60000 рублей. Зарплата не соизмерима с вкладом человека в свою страну. Когда юноша имеет такие деньги он не будет развиваться. Он будет гулять, покупать машины, дома. Ему футбол не нужен. Сделать зарплату 100 000 руб в месяц. Это очень хорошая зарплата. Плюс бонусы. Самое главное это перестать спонсировать клубы. Пусть учатся зарабатывать. Тогда и отношение к собственным болельщикам будет другое. Их на руках будут носить. А то получается ФК Томь в кризисе сразу пишут письмо президенту помогите. И Путин просит Роснефть помочь. С какого, почему. Идите и зарабатывайте. Не можете, закрывайте клуб. С таким спонсированием у нас все клубы убыточные. И пока им госкомпании будут давать большие деньги им будет плевать на болельщиков. Потому что для клубов главный доход не болельщик, а спонсорские выплаты. Ничего личного. Возьмем Зенит Петровский 22000 15 домашних игр 3 игры в лиге чемпионов. Пусть при полном заполнение трибун и билет будет стоить 1000 руб. Это будет 22 млн. рублей. Плюс бонус от лиги чемпионов 10млн. евро. Хорошо считаем грубо доход от продажи атрибутики 30 млн.руб. Считаем грубо доход 30 млн. евро. Вы скажите почему и какое право имеет клуб покупать двух игроков Халка и Витселя за 100 млн. евро. Откуда у клуба такие деньги. Поэтому у нас так и живут клубы и плевать на болельщиков. Спонсоры помогут. Лукойл поможет Спартаку, ВТБ Динамо, Россети ЦСКА, Газпром Зениту, РЖД Локомотиву и т.д. Пока сопнсоры будут давать большие деньги клубы не научаться зарабатывать и всегда будут стоять с протянутой рукой. И как всегда потом фанатским движением писать письма президенту чтоб помог клубу от банкротсва. Мне кажется что клубы используют фанатов для увеличения дотаций в клуб.
24.12.2014
SVA
Совсем неумный Бабаев...ЦСКА, Спартак и другие клубы недосчитывают своих болельщиков на трибунах не потому, что болельщику лень оторвать попу от дивана, а потому, что цены на билет под названием убогое зрелище и убогий уровень российского футбола не соответствуют действительности от ожидаемого и плюс ещё культура на стадионе...в советское время с детьми ходили на матчи...сейчас одному то страшно....убьют не за что конченные отморозки, особенно на фанатских секторах...
24.12.2014
kossross
Государству не давать деньги в регионы в бюджет для содержания футбольного клуба. На строительство школьных стадионов да. Но не на футбольный клуб. Пример ФК Ростов 75% акций принадлежит правительству Ростова. Запретить финансировать из бюджетов. Сделать чтоб футбольные клубы частными. Тогда чтоб заработать они будут ценить каждого болельщика. А сейчас им плевать есть болельщик или нет все равно деньги дадут. Или из бюджета или как пример РЖД даст. Госкомпаниям запретить финансировать футбольные клубы. Запретить футбольным клубам тратить больше чем оги заработали. Отменить приравнивание контрактов и трансферов к иностранной валюте. А то все мерят в евро или приравнивают к нему. Зарплата для 19 летнего пацана 200 000 евро. Но платят в руб. Это 12 млн. 1 млн руб в месяц. Как он будет развиваться. Да за такие деньги он будет кутить менять машины как перчатки. Установить зп в рублях. 50 60 тыс руб в месяц и все. Нужны ему евро чтоб поехать в Европу пусть сам меняет по курсу.
24.12.2014
Dolphin75
А Витинью - жеребёнок))
24.12.2014
Dolphin75
Тему "имперского мышления" сложно было ожидать в комментариях под этим вью. Но у кого чего болит ...
24.12.2014
Gerych Zt
alar 24 Декабря 2014 | 08:33 Ну да, они же только в процессе переговоров узнали, сколько лет Широкову.. Перл о руководстве страны у тебя получился много круче и главное эффектнее..)
24.12.2014
Helicopter
Наверное это лучшее, что я читал от Бабаева!
24.12.2014
AlAr
"Такое падение было невозможно спрогнозировать"? Да, ладно, если бы у нас было адекватное руководство страны без извращенного имперского мышления, такой ситуации в экономике не случилось бы! Еще один перл: "Широков неадекватных денег не просил"..., но... "платить больше определенных сумм неправильно" - бред какой-то и непонятки! Опять врушки, сказал бы сразу, что Широков старый ;-)
24.12.2014
SergAnt123
>> Наверное, болельщик обленился. Мы становимся тяжелыми на подъем. Да, есть обратный пример – Германия. Но там это культура, религия, которая передается с молоком матери. За абонементом несколько лет стоят в очереди. У нас нет таких традиций. А поменять ситуацию не получается. Никто не хочет отходить далеко от дивана. . Это не болельщик обленился, а футбольные деятели России демонстрируют полную незаинтересованность в болельщиках и делают все чтобы отвадить их от посещения стадиона. Перечислю некоторые действия: - непротивления хулиганам на стадионах - перенос матчей с лета на позднюю осень, зиму и раннюю весну - действия правоохранителей (вспомним обыски спартаковок в Казани) - засилье иностранных футболистов, отсутствие отечественной молодежи - перенос матчей подальше от болельщиков (ЦСКА, Динамо в Химки, Торпедо в Раменское, Уфа в Пермь) - отсутствие нормальных условий на стадионах и т. д. Традиции у нас кстати были, еще лет 30-40 назад на некоторые матчи собирались до 100000 болельщиков, другое дело, что клубам болельщики не нужны, не болельщики, а госкарман является главным источником дохода. И не нужно ссылаться на время и технологии. Просто в большинстве стран футбол популярней чем в России. Для примера, в маленькой Хорватии есть город Сплит (население всего чуть больше 200 тыс, примерно столько же в московском районе Медведково). Так вот в Сплите аж две команды - Хайдук со стадионом в 34 тыс мест, причем меньше 15-20 тыс на матчах не бывает и РНК 8 тыс. Для сравнения Москву 12 млн чел, стадион Локомотива 30 тыс мест, редко заполняется и на треть. Работать надо г. Бабаев, а не ссылаться на высосанные из пальца причины! Тогда и болельщики на стадионы будут ходить.
24.12.2014
kossross
Вот теперь и кусайте логти и разоряйтесь. Ведите бизнес в национальной валюте страны в которой вы живете. И не будет проблем. И не будет ситуаций что теперь Капелоо вместо 350 млн нужно уже 700 млн руб. из за падения курса. Быстрее бы клубы начали экономить. Тогда иностранцы массово побегут из России. И тогда клубам придется обращаться к собственной молодеже. Делать потолки зарплат и расчеты в рублях. Выживет сильнейший. Кто не успеет перестроится обонкротится
24.12.2014
kossross
Я не пойму как так можно не любить страну и свою национальную валюту. Даше молодым игрокам зарплату в евро. Вот теперь вы и в ж...е с курсом. А если бы сделали зарплату для игроков с российским пампортом в рублях. Проблем бы у вас сейчас было меньше. А молодым игрокам 17-18 лет зарплата 50000 руб в месяц а в год 600000 руб. Я считаю что зарплату иностранцам, европейские трансферы осуществлять в евро. А внутри России зарплаты российским игрокам и трансферы внутри страны за рубли.
24.12.2014
Dolphin75
Но теперь БУДЕТ сниться. В розовых (красно-белых) снах. Вай, угли махай, угли ...)))
24.12.2014
Dolphin75
Уфффф, начитался ... Ну и мастер же слова этот Бабайка. Коллеге шашлычнику-Ашкинази подобное видать и не снилось)))
24.12.2014
Новосибирецццц
Херасе 200 000 евро в год , т.е по нынешнему курсу больше миллиона рублей в месяц? для 19 летнего мальчишки? Они че там идиоты??? Нет, ну я бы понял, 200 000 рублей в год, ну ладно, не будем в крайности, ну пусть 50 000-100 000 в месяц ну нормальное ЗП, а так ваще пусть за доширак играют!!
24.12.2014
ну я
По поводу скандалов, интриг и расследований это вам в другие клубы надо
24.12.2014
indian1
Хорошее интервью, но , как всегда, ничего нового не рассказал...
24.12.2014
alex 2005
ай маладец!)) с условной майоркой хорошо карпушу приложил!))
24.12.2014