3 апреля 2015, 13:30
Это в три раза больше, чем ФИФА заплатила клубам за участие их игроков в чемпионате мира-2014 в Бразилии, – тогда сумма равнялась 70 миллионам долларов. За турнир 2010 года в ЮАР организация раскошелилась на 40 миллионов. Правда, стоит отметить, что речь идет о "грязных" деньгах – до уплаты соответствующих налогов.
Выплата подобных отчислений – результат деятельности почившей ныне в бозе группы G-14, в которую, напомним, входили самые богатые и влиятельные европейские клубы. В середине прошлого десятилетия G-14 вела борьбу с ФИФА и УЕФА. И в первую очередь речь шла тогда как раз о компенсациях за участие футболистов в турнирах сборных команд.
Так, в 2004-м G-14 подала жалобу в швейцарскую комиссию по конкуренции на то, что ФИФА забирает игроков для участия в своих соревнованиях без всяких отчислений клубам. А в 2005-м G-14 обратилась в суд с иском к ФИФА после того, как футболист бельгийского "Шарлеруа" Абдельмаджид Ольмер получил травму и выбыл на восемь месяцев, играя за сборную Марокко.
В итоге группа добилась своего: в январе 2008 года было достигнуто соглашение с ФИФА и УЕФА. Клубы стали получать компенсации от этих организаций в случае, если их футболист травмировался в расположении национальной команды, а также за участие игроков в чемпионатах мира и Европы. После чего G-14 объявила о своем роспуске, а на смену ей пришло другое, куда более масштабное объединение – Европейская ассоциация клубов (ЕСА), председателем которой стал Карл-Хайнц Румменигге из "Баварии".
Разумеется, в ЕСА довольны решением, вынесенным исполкомом ФИФА.
"В ходе серьезных и честных переговоров ЕСА и ФИФА пришли к соглашению по вопросам экономического сотрудничества на прозрачной основе. Впервые европейские клубы будут иметь право голоса при составлении международного календаря, и лично для меня это очень важно, – подчеркнул Румменигге. – Что касается выплаты компенсаций, то достигнутое соглашение также является большим успехом. Оно знаменует начало новой эры для клубного футбола".
Напомним предысторию: чуть ранее ФИФА решила провести ЧМ-2022 в Катаре не летом, а в декабре, когда температура в этой стране позволяет нормально играть в футбол. Была названа и ориентировочная дата финала – 23 декабря, на которой настаивал УЕФА.
Но против этого резко выступили представители Англии. По той простой причине, что под угрозой оказалась бы одна из старейших местных футбольных традиций – играть в рождественские и новогодние дни. Глава английской футбольной ассоциации Грег Дайк и исполнительный директор премьер-лиги Ричард Скудамор сделали все, чтобы повлиять на ФИФА, – и им это удалось: в итоге исполком принял решение, что финал пройдет 18 декабря.
Но ЕСА и Румменигге волновали другие, куда более глобальные заботы. Состоится финал 18 декабря или 23-го, им по большому счету было без разницы. В любом случае предстоит более чем на месяц прерывать национальные чемпионаты, проводящиеся по системе "осень – весна".
Румменигге тут же заявил, что возглавляемая им организация будет требовать от ФИФА дополнительных выплат за нарушение привычного календаря. Однако генеральный секретарь ФИФА Жером Вальке очень быстро дал понять, что никаких компенсаций в связи с этим клубам выплачиваться не будет.
"Да, ситуация неидеальна, и мы знаем об этом. Но почему кое-кто говорит о каких-то компенсациях? Мы же не разрушаем футбол. Почему мы должны извиняться перед клубами? У нас есть соглашение с ними, и они получают часть прибыли от проведения чемпионата мира. В 2010-м получили 40 миллионов долларов, в 2014-м – 70 миллионов", – сказал он.
В течение месяца между сторонами шли тяжелые переговоры, заключительный раунд которых состоялся непосредственно на исполкоме в Цюрихе. И компромисс был найден. Никаких дополнительных выплат от ФИФА не последует. Зато те выплаты, договоренность о которых уже существовала, увеличены в три раза. Неплохо, если вспомнить, что на ЧМ-2014 по сравнению с ЧМ-2010 они выросли чуть менее чем в два раза.
А уже во вторник появилась информация, что ЕСА достигла новых договоренностей и с УЕФА, рассчитанных до 2022 года. Согласно им клубы – члены организации получат от Европейского союза футбольных ассоциаций 150 миллионов евро за участие игроков в финальном турнире Euro-2016 и как минимум 200 миллионов за участие в Euro-2020. Стоит напомнить: из российских клубов в ЕСА входят "Спартак", "Локомотив", ЦСКА, "Зенит" и "Рубин".