11 августа 2015, 09:00
СЛОН ЗА МИЛЛИОН
Роман Бабаев: "ЦСКА не обводил "Рому" вокруг пальца"
Свой импровизированный хит-парад мы логично начнем с виновника торжества Сейду Думбья. Ивуарийский форвард попал бы на одну из вершин рейтинга даже если бы не вернулся из Рима, потому что некогда лучший снайпер швейцарской лиги с лихвой отработал вложенные в его покупку у "Янг Бойз" 11 миллионов евро. Думбья приносил ЦСКА титулы и помогал зарабатывать солидные деньги в Лиге чемпионов, да и на имидж армейского клуба бомбардир поработал отменно. Плюс, его продажа в "Рому" изначально выглядела коммерчески успешной сделкой и принесла красно-синим особенно ценные в эпоху кризиса 15 миллионов. Однако последние события вывели менеджмент ЦСКА на совершенно невероятную орбиту. Суметь настоять на своем, и уговорить мечтавшую о продаже Думбья "Рому" на аренду на более чем выгодных условиях – это мастерство и искусство в одном флаконе. 1 миллионе евро выглядит символической суммой с учетом класса игрока и его адаптированностью к схемам Леонида Слуцкого.
ОБОРОНА НА ГОДЫ
В случае с братьями Березуцкими часть лавров стоит отдать Валерию Газзаеву. Именно тренер вырастил из просто талантливых игроков лучших защитников России, доверяя им вопреки шквалу критики и позволяя расти, набивая синяки и шишки. Василий пришел в ЦСКА напрямую из "Торпедо-ЗИЛ". Алексей – транзитом через новороссийский "Черноморец". Их приобретение по определению не могло стоить больших денег, а вскоре в армейском клубе появился многолетний напарник близнецов Сергей Игнашевич. В данном случае красно-синие приглашали уже сложившегося игрока сборной России, успевшего выиграть с "Локомотивом" чемпионский титул и набраться опыта в Лиге чемпионов. Из той семинской команды мало кто уходил по своему желанию, однако ЦСКА не только сумел заинтересовать Игнашевича, но и получил его в качестве свободного агента.
ИСТОРИЯ БОЛЬШОЙ LOVE
Звезд с простым характером не бывает в принципе. А если речь идет о склонных к ностальгии бразильских футболистах – возможные проблемы можно возводить в квадрат, а то и в куб. Тем ценнее потрясающая история взаимоотношений ЦСКА и Вагнера Лав. Евгений Гинер позволял одному из лучших форвардов в истории клуба иногда задерживаться в отпуске, не отправлял, а отпускал в аренду на родину решать многочисленные семейные проблемы. Вагнер же называл президента папой, ЦСКА родным домом, и уже на поле с лихвой отрабатывал особое отношение к собственной персоне. Он помог красно-синим выиграть Кубок УЕФА и стал лучшим снайпером того триумфального турнира. Не менее сказочным, чем дебют, получилось и второе возвращение в Москву, увенчавшееся сенсационным для многих чемпионским титулом. Вагнер первым доказал, что из российского чемпионата можно попасть в сборную Бразилии. Да и коммерческую составляющую из песни не выбросить. ЦСКА дважды покупал форварда и дважды же продавал на более выгодных условиях. Только на трансферных сделках Вагнер принес армейцам порядка 10 миллионов евро.
БОСНИЙСКИЙ ПАПА
Когда-то Евгений Гинер сказал Элверу Рахимичу: "Оставайся в ЦСКА на всю жизнь!". Эта фраза лучше всего характеризует значимость боснийца для армейского клуба. Когда хавбек только перебрался в Москву из "Анжи", его хвалили за умение таскать рояль, на котором играли другие, и ругали за излишнюю любовь к тактическим фолам. Менялись составы и тренеры, продавались и покупались звезды и звездочки, а Рахимич был вечным. Почти как Акинфеев в воротах и Березуцкии с Игнашевичем в обороне. Его уважительно прозвали папой и предложили остаться в клубе по окончании карьеры. История Рахимича даже в трансферном рейтинге – это не про деньги, а про нечто большее. Про то, что делает человека командной легендой.
КОМУ ГОРЯЧЕГО ФОРВАРДА?
Умение продать игрока на высшей точке его карьеры за максимально возможные деньги– один из краеугольных камней политики ЦСКА. Да, в случае с Даниэлом Карвалью плод перезрел, но красно-синие учились на таких ошибках, когда не отпущенный на сторону игрок теряет мотивацию, а вместе с ней и интерес к футболу. В случае с бразильцем Жо все было сделано идеально. О сложном характере дважды лучшего армейского бомбардира сезона и его неладах с дисциплиной мы стали узнавать уже после того, как форвард был продан в "Манчестер Сити" за 24 миллиона евро. Сумму почти в пять раз превысившую затраты на приобретение игрока у "Коринтианса". После расставания с ЦСКА Жо пережил два фантастических взлета в виде побед на Кубке конфедераций и в Кубке Либертадорес, однако падений в его карьере было на порядок больше.
КРАСИЧ, ЖИРКОВ, ЯРОШИК
Это трио объединяет как принадлежность к одной футбольной эпохе, так и солидные средства, заработанные ЦСКА на их трансферах. Из общего ряда по одному пункту выбивается Иржи Ярошик. Чех не смог отказать "Челси", отправился в Лондон за 8 миллионов евро и в итоге не стал обладателем Кубка УЕФА. Юрий Жирков и Милош Красич в том историческом сезоне были по-настоящему хороши. Один приехал в Москву из Тамбова, покупка второго у "Войводины" обошлась в 2,2 миллиона евро. В ЦСКА они провели лучшие годы своей карьеры. Жирков, принесший в клубную кассу 21 миллион от "Челси", держит марку, но так ярко не играл ни в Лондоне, ни в "Анжи", ни в "Динамо". Красич, проданный в "Ювентус" за 15 миллионов, и вовсе ограничился одним ярким сезоном в Турине и вот же четыре сезона толком нигде не играет. Эти истории – наглядное пособие о том, что в футбольном бизнесе все надо делать вовремя.
ДУПЛЕТОМ ПО КРИЗИСУ
Умение считать деньги ценится в любом виде деятельности, а в кризис наличие этого качества может спасти проект и сохранить его на плаву. Менеджмент ЦСКА даже с поправкой на редкие холостые выстрелы вроде покупок Рамона и Витинью может давать другим клубам мастер-классы по организации трансферных сделок. История о том, как армейцы заполучили на правах свободных агентов уже сыгранный тандем в лице Романа Еременко и Бибраса Натхо заслуживает места в учебниках по ведению футбольного бизнеса в России. Да, за финна в итоге придется заплатить "Рубину", но речь идет о более чем разумной компенсации для игрока такого уровня.
ДЕНЬГАМИ НЕ ИЗМЕРИТЬ
Попытка составить хит-парад лучших армейских трансферов эпохи Гинера, ограничившись какими-то жесткими рамками, изначально представлялась нереальной. Их было слишком много. Плюс, многие покупки и продажи игроков нельзя оценивать математически. Скажем, Ивица Олич своей игрой и отношением к делу влюбил в себя армейских болельщиков, и отпустить его в "Гамбург" за символические 2 миллиона евро было абсолютно правильным решением с моральной точки зрения. А проблемы со здоровьем Расмуса Эльма изначально предполагали, что уплаченные АЗ 6 миллионов "отбить" напрямую не удастся, но разве можно измерить деньгами вклад шведа в долгожданный чемпионский титул? Риторическими выглядят вопросы и о возможности заработать на Зоране Тошиче, и о том, какую часть из переведенных на счета "МЮ" 9,5 миллионов евро "отбил" его золотой гол "Локомотиву". А какие-то сделки можно будет оценить только годы спустя, когда мы поймем, сколько можно заработать на доросшем до приглашения в сборную Бразилии Мариу Фернандесе, и сделала ли российская футбольная армия настоящую звезду из Ахмеда Мусы.