5 октября 2011, 01:00

Почему корейские тренеры уволены из сборной России?

На предсезонном сборе главной команды России по шорт-треку, проходившем в Солт-Лейк-Сити, произошел инцидент, поставивший точку в сотрудничестве Союза конькобежцев России и корейских специалистов - тренеров Чанг Гвон Оука (известного как Джимми Джен), Гван Бук Чоя и массажиста Ким Джи Хо.

Подробности инцидента сообщил президент Союза конькобежцев России Алексей Кравцов.

- После традиционно тяжелой тренировки (к тому же на высоте) Гван Бук Чой объявил одному молодому спортсмену штраф за неправильную позу во время отдыха - пробежать дополнительно 30 кругов, - рассказал Кравцов агентству "Весь спорт". - Старший тренер сборной России Анатолий Брасалин отменил это наказание, которое могло привести к печальным последствиям. В ответ Джимми Джен тут же заявил, что больше работать с командой не будет. И, приказав Гван Бук Чою и Ким Джи Хо следовать за собой, покинул каток. Кстати, уехали корейцы на большом командном автобусе, а спортсмены потом добирались до гостиницы, набившись в маленькие машины сопровождения.

Я оперативно вмешался в ситуацию - связался с Джимми Дженом, пытался образумить его, призывал не нагнетать обстановку, провести сбор до конца, а потом спокойно все обсудить. Но он объявил ультиматум - заявил, что продолжит работу со сборной России, только если будет уволен старший тренер Анатолий Брасалин. Это было совершенно неприемлемое условие - и я объявил об увольнении самому Джимми Джену. Гван Бук Чой и Ким Джи Хо послушно последовали за ним.

Поведение Джимми Джена и его помощников я расценил как предательство интересов коллектива в важнейший момент - накануне старта международного сезона. И так как попытки цивилизованно обсудить и решить проблему успеха не принесли, вынужден был принять кадровые решения.

На самом деле напряженная ситуация в сборной нагнеталась уже продолжительное время. Корейские специалисты намеренно провоцировали конфликты с руководством СКР и своими российскими коллегами. В частности, несмотря на многочисленные травмы спортсменов, продолжали работать по традиционной корейской схеме - на выживание, и категорически отказывались делиться с российскими тренерами секретами подготовки инвентаря, который в шорт-треке имеет колоссальное значение.

- Глупо отрицать вклад корейцев в технический и тактический прогресс членов сборной России, - продолжил Кравцов. - Но субъективные оценки, которые Джимми Джен давал физическому состоянию и перспективам наших спортсменов, далеко не всегда совпадали с результатами биохимического контроля, других медицинских и научных тестов. При этом рекомендации врача сборной и руководителя комплексной группы сопровождения корейские тренеры постоянно игнорировали.

Вынужден констатировать, что за год работы с российской сборной Джимми Джен так и не смог подстроиться к нашим реалиям. При грубом переносе корейской методики на нашу почву мы рисковали из-за травм и проблем со здоровьем потерять всех талантливых спортсменов. Про эмоциональную невыдержанность Джимми Джена и Гван Бук Чоя, о жестоком отношении которого к спортсменам много писали корейские газеты, и говорить излишне… Наши многочисленные беседы, мои просьбы изменить методику и стиль поведения, к сожалению, результата не принесли.

После увольнения корейцев во главе сборной России остается наш известнейший и уважаемый специалист Анатолий Брасалин и в недавнем прошлом действующий спортсмен Александр Герциков...

А вот что тот же Кравцов сказал корреспонденту "СЭ":

- С именем Брасалина связаны самые первые успехи российского шорт-трека. Его воспитанница Анастасия Разина выигрывала медали чемпионатов мира, Татьяна Бородулина становилась абсолютной чемпионкой Европы, женская эстафетная команда побеждала на этапе Кубка мира. Именно его спортсмены - та же Бородулина, вернувшаяся в Россию из Австралии, Нина Евтеева и Сергей Пранкевич - и сейчас на ведущих ролях в сборной.

Что же касается корейских специалистов, привлеченных в свое время к работе со сборной России, то их репутация на самом деле была отнюдь не идеальной. Прежде всего это касается Гван Бук Чоя, которого в 2004-м за жестокое обращение со спортсменами уволили из корейской сборной. Уж если корейцы сочли его методы жестокими, то что говорить о России...

- Почему же, в таком случае, именно эти люди были привлечены к работе сборной, а не тот же Брасалин?

- Дело в том, что у Брасалина был конфликт с руководством Федерации шорт-трека России и тогдашним главным тренером Андреем Минцевым, который всячески рекламировал и продвигал Джимми Джена. Напомню, что в июле прошлого года эта федерация попала под юрисдикцию Союза конькобежцев России, так что Джен с партнерами фактически достались СКР в наследство.

В тот момент делать резкие шаги было нельзя: это был самый разгар подготовки к сезону, а коней на переправе, как известно, не меняют. Да и альтернативы у нас тогда не было. Приходилось принимать действительность такой, какая она есть.

Позже я тщательно изучил ситуацию в шорт-треке, и стало ясно, что Джимми Джен по большому счету никакой не тренер, он никогда и ни с кем не работал самостоятельно, а был лишь ассистентом, помощником, занимавшимся определенным кругом вопросов. Более того - при ближайшем контакте возникло впечатление о нем как о человеке, необразованном с точки зрения тренерской профессии. Именно по этой причине я в свое время настоял на введении в сборную Брасалина в роли и.о. главного тренера вместо уволенного Минцева.

- Честно говоря, привлечение корейцев к работе в России выглядело довольно странно. Никто не ставит под сомнение выдающиеся достижения этой страны в шорт-треке, но было изначально ясно, что у наших спортсменов и корейцев существует колоссальная разница в психологии...

- Согласен. В Корее привыкли работать на выживание. К тому же шорт-треком там начинают заниматься с трех - четырех лет и занимающихся десятки, если не сотни тысяч. Богатый ресурс, особенности национальной философии и склада ума позволяют строить систему отбора именно таким образом: выжил - стал чемпионом. Но обратите внимание: спортивная жизнь ведущих спортсменов в сборной Кореи значительно короче, чем в любой другой команде мира.

Мы не могли себе такого позволить. Ведь у нас в шорт-треке в основном выступают очень молодые спортсмены, и для нас предельно важным было не позволять корейским тренерам манипулировать их сознанием, грубо говоря - зомбировать их. Иначе в команде культивировалась бы атмосфера страха и полного подчинения воле тренера: мы - корейцы, мы - великие.

- После последних печальных событий у вас не возникнет "аллергии" на привлечение к работе со сборными страны иностранных специалистов вообще и корейских в частности?

- Ни в коем случае! Главное здесь - иностранцам нельзя отдавать важнейшие роли. Главными тренерами всегда должны оставаться россияне, иностранцы - только старшими, на вспомогательных, так сказать, позициях. В шорт-треке роль корейцев незаменима, к примеру, при подготовке инвентаря, что здесь играет во многом определяющую роль, в тактике проведения забегов, что тоже важно. Но на руководящих постах, повторяю, должны находиться отечественные специалисты.

- Как увольнение Джимми Джена и Гван Бук Чоя отразилось на обстановке в сборной?

- Конечно, ребята были в шоке. Они искренне верили в то, что раз корейцы - самые сильные, то обязательно приведут их в победам. Пусть даже любой ценой. Но сейчас обстановка уже более спокойная, рабочая. Я бы сказал, она постепенно оздоравливается.

- Как отразится конфликт с тренерами на положении трехкратного олимпийского чемпиона Турина-2006 и пятикратного чемпиона мира Ан Хён Су, который сейчас тренируется в России и ждет решения вопроса о российском гражданстве?

- Приезд в Россию Ан Хён Су и работа в сборной Джимми Джена никак между собой не связаны. Су изначально тренировался по индивидуальной программе. Сейчас с ним в Новогорске работает еще один кореец - Ли Ён Сам, в прошлом году и в межсезонье тренировавший нашу молодежную команду. На днях прилетел известный корейский физиотерапевт и мануальщик, занимавшийся реабилитацией Ан Хён Су после тяжелейшей травмы колена в 2008 году. Он поможет своему титулованному подопечному как следует подготовиться к декабрьскому чемпионату России. Надеемся, что к тому же моменту решится и вопрос с гражданством спортсмена.

Ольга ЛИНДЕ