ЭКСПРЕСС НА СОЧИ
23-летний спортсмен – первый в истории отечественного шорт-трека победитель этапов Кубка мира – менее чем за месяц до Игр-2014 в Сочи добавил в свое резюме и первый в карьере титул чемпиона Европы на личной дистанции (1500 м)
– В прошлом году вы уже становились чемпионом Европы в эстафете. Что для вас значит личное золото?
– Даже не знаю, как объяснить. Я, конечно, ему очень обрадовался. Тем более что у меня получилось так красиво выиграть! Но радость длилась 3 минуты – пока награждали и поздравляли. На следующий день проснулся – и забыл. Я такой человек, живу сегодняшним днем. Цель в этом сезоне одна – Олимпийские игры. И она меня переполняет.
– В этой связи вы никогда не боялись в мыслях начать Олимпиаду раньше времени, что иногда случается со спортсменами?
– Я по этому поводу не переживаю. Нет такого, чтобы я засыпал каждую ночь с мыслями об Играх, и меня от этого трясло. Понимаю, что да, будут Олимпийские игры в Сочи, это здорово и круто! Но могу всех удивить: и после Сочи жизнь будет продолжаться! Тем более я молодой, все еще впереди. Я из тех спортсменов, которые любят свое дело и получают от него удовольствие. У меня есть опыт тренировок с командой Голландии. И могу точно сказать: те условия для подготовки, какие есть сейчас у нас, им даже не снились. Например, там нет такой базы, как у нас в Новогорске. Они сами себе готовят кушать, полы моют, туалет. Мне первые месяцы пришлось привыкать. Звонил маме со словами: твой сын ничего не умеет, спасай! (Смеется).
– Какое коронное блюдо освоили за время голландской стажировки?
– Самое легкое, быстрое и вкусное: гречка и мясо. Берешь хороший такой кусок говядины и варишь его в кастрюле. Желательно сразу приготовить побольше – на несколько дней вперед. Также и с гречкой – варишь в выходной большую кастрюлю, а потом ешь.
– Невкусно же каждый день есть одно и то же!
– Да нормально! С тренировки приходишь – и такая еда просто замечательно идет. А если серьезно, самое вкусное, что я сам готовил, – это борщ. Открывал скайп и консультировался в процессе со своей девушкой Юлей. Или созванивался с мамой.
– Расскажите, как и зачем вы оказались в Голландии?
– У меня с детства была мечта – попробовать тренироваться по другой системе. И тогда, в 2012 году, все как-то сложилось. Это было наше совместное решение с тренером Андреем Ивановичем Максимовым. Считаю, мне это пошло на пользу, дало толчок результатам. Там, конечно, все совсем по-другому, не как у нас.
– Сейчас, когда командой руководит француз Себастьян Крос, не стало похоже?
– Абсолютно нет. У каждого специалиста свой подход, свои методики.
– Мыслей остаться тренироваться в Голландии не было?
– Изначально я хотел пройти там летнюю подготовку и заложить определенную базу. Известно, что голландцы умеют делать это, как никто другой. Например, в течение 11 дней у нас был велосипед. Каждый день мы проезжали по 180 километров. Это очень тяжело. Дай вам бог никогда не пережить этот опыт на себе.
– Вас не раздражает, что все постоянно спрашивают про Виктора Ана?
– Меня это совершенно не задевает. Каждый заслуживает того, чего заслуживает. Ан – трехкратный олимпийский чемпион и многократный чемпион мира. Это справедливо, что ему уделяется такое большое внимание. Понятно, что и в Сочи от него очень многого ждут, на него надеются. Виктор – хороший человек. Он всегда тебя поддержит. Но, когда выходим на дорожку, сделает все, чтобы ты остался вторым. Просто он очень хочет выиграть, о каких бы соревнованиях ни шла речь. Однако даже Виктор Ан на последних кругах, бывает, начинает уставать. Он тоже человек. Хотя многие в это не верили.
– А вы?
– Да я с самого начала относился к его приезду спокойно. Главное – чтобы команда росла. Сейчас именно это и происходит. Когда объявили, что приедет Ан, я обрадовался. Подумал: значит, будет конкуренция. Без нее ведь никак, я так считаю.
– Вам, первому российскому победителю этапов Кубка мира, в определенном смысле легко было рассуждать. Ведь и у самого был уже определенный авторитет.
– Да ладно вам! Чтобы говорить об авторитете, нужно выиграть чемпионат мира или Олимпийские игры. А про Кубок мира пошумят и забудут.
– Вы любите машины. Водить по ходу сезона вам разрешают?
– Конечно. Мы же все с головой и ездим аккуратно. Я свою машину даже в Москву перегнал, чтобы удобнее было перемещаться по городу. Правда, в итоге мы практически никуда и не ездим.
– Вообще на какие-то увлечения время в олимпийский сезон остается?
– Социальные сети я вообще не очень люблю. Знаете, есть такая штука – Instagram? Недавно я наконец с ней разобрался, опубликовал несколько фотографий – и надоело. Мы выполняем такой объем работы, что когда выпадает свободное время, хочется заняться чем-то для себя полезным. Поспать, почитать книжку, погулять. Поделать какие-то дополнительные упражнения.
– Вы не думали, по примеру тех же корейцев, однажды попробовать себя в конькобежном спорте?
– Посмотрим, как сложится. Загадывать я не люблю. Нужно радоваться сегодняшнему дню.
– Вы оптимист по жизни?
– Я – да! Стараюсь им быть. В нынешнем сезоне в Кубке мира у меня были досадные падения, дисквалификации в ситуациях, когда реально было выйти дальше. Это несколько прибивает к земле. Но потом все проходит. Может быть, потому, что есть родители, которые всегда поддерживают, тренер Андрей Иванович, который дает верные напутствия. И все негативное забываешь. Что было, то было. И прошло. Хочется, конечно, что-то после себя в шорт-треке оставить, чтобы тебя помнили.
– Вы бы хотели, чтобы шорт-трек догнал по популярности, например, биатлон?
– Я бы хотел, чтобы шорт-трек по популярности был, как хоккей (улыбается). Но я понимаю, что в ближайшие лет 10 такое невозможно. Тем не менее надеюсь, что вид спорта будет расти, дети пойдут в секции.
– Вы хоккейный болельщик?
– Скорее да. Это зрелищный вид спорта, тем более – с такой историей. Футбол – не мое. Я к нему спокойно отношусь. Из ледовых видов спорта помимо хоккея нравится, разумеется, шорт-трек. Еще назову фигурное катание и коньки, а то обидятся. Мне нравится общаться с людьми, которые многого добились в спорте.
– Кто произвел на вас наибольшее впечатление?
– Виктор Ан! (смеется.) Не то чтобы я много с кем общался, скорее, читал разные интервью. Например, Елены Исинбаевой. У меня не получилось посмотреть ее выступления на чемпионате мира, но потом много чего прочитал – и на меня произвело впечатление! Это очень тяжело: уйти из спорта после таких результатов, опуститься вниз, а потом снова подняться. Это достойно большого уважения. С Аном ведь было примерно так же. Только представьте: вы много лет жили и дышали своим спортом, и вдруг – падаете, ничего не получается, вы никому не нужны… И так несколько лет. А он после всего этого смог вернуться.