Сезон у шорт-трекистов начинается очень рано. Первый этап Кубка мира стартует уже 28 сентября.
– Ничего страшного, – заверил Елистратов. – Если нужно, готов начинать хоть в августе.
– Ждете стартов с нетерпением? Биатлонисты, например, не любят сентябрь-октябрь. Монотонная работа надоедает, хочется поскорее соревноваться.
– Бедные биатлонисты! У меня ничего такого. Подстраиваюсь под то, что есть.
– Почему все-таки зимний сезон начинается у вас так рано? Сентябрь – это далеко еще не зима.
– По-моему, перед Олимпийскими играми в Сочи все было так же. Отборочный Кубок СКР в августе и начало международного сезона в октябре. Единственное отличие – длительность этапа Кубка мира. Раньше он шел три дня, а теперь будет четыре.
– С чем это связано?
– На Кубке мира мы будем завоевывать олимпийские квоты. И если, например, в прошлом году на одном этапе я мог бежать лишь две дистанции, то теперь имею право выступить на всех. Многие будут этим пользоваться, нужно больше времени на восстановление. Поэтому в четверг и пятницу будет квалификация, а в субботу-воскресенье – полуфиналы и финалы.
– В Пхенчхан пока не квалифицировался никто? Или прошлогодний сезон тоже учитывается?
– Схема такая: на каждую дистанцию отбираются те, кто будет входить в первую тридцатку по очкам по итогам первых трех этапов Кубка мира этого сезона. В эстафете нужно попадать в числе восьми первых команд, потому что в Пхенчхане этот вид программы начнется с полуфинала. От одной страны на дистанцию может квалифицироваться три человека.
ШЕСТИ СТАРТОВ ПЕРЕД ОЛИМПИАДОЙ ДОСТАТОЧНО
– В этом сезоне в шорт-треке всего четыре этапа Кубка мира. Не маловато?
– Помимо них в конце декабря у нас будет чемпионат России, а в январе – чемпионат Европы. Шести стартов вполне достаточно для подведения к Олимпийским играм.
– Кубок мира у вас закончится уже в середине ноября. А чемпионат Европы пройдет в середине января. Что вы будете делать целых два месяца без международных стартов?
– Такой перерыв всегда. Почему? Я не знаю. Не мы это решаем. Наше дело – привыкнуть к тому графику, который существует.
– То есть, весь этот период вы просто будете очень много тренироваться?
– Можно сказать и так.
– В легкой атлетике некоторые спортсмены набирают форму через старты. У вас такое невозможно в принципе?
– У нас другая специфика. За одни соревнования я могу на максимуме пробежать пять раз по 500 м, пять раз по 1000 м, пять раз по 1500 м и еще три раза эстафету. Все – на полную катушку. И это за три дня! Потом четыре дня перерыва – и следующий этап Кубка мира, на котором нужно все повторить. Это сильно изматывает.
– Как восстанавливаетесь? Неделю лежите на кровати?
– Как правило, после такого нас дней на пять-шесть отпускают домой. Полежать там, конечно, можно, но каждый день хотя бы по часу-два нужно делать легкие аэробные тренировки. Потом возвращаемся на сбор, пара втягивающих тренировок – и опять за работу. Организм ко всему привыкает.
ПОСЛЕ ИСТОРИИ С МЕЛЬДОНИЕМ СОН МНЕ ТОЛЬКО СНИЛСЯ
– Насколько показательны Кубок мира и чемпионат Европы в олимпийский сезон?
– Это абсолютно разные соревнования. В нынешнем сезоне они будут не показательными. На свои места все встанет только в Пхенчхане.
– В прошлом году вы "разнесли" всех на чемпионате Европы, выиграв общий зачет. Но на чемпионате мира остались без единой личной медали. Какие выводы сделали?
– Я действительно проиграл чемпионат мира. И решил кое-что для себя. Но выносить свои мысли на всеобщее обозрение не хочу.
– Прошлый сезон – самый сложный в вашей карьере?
– Однозначно. Наверное, вся эта история с мельдонием все-таки дала знать о себе. За первые четыре месяца после того, как меня оправдали, я практически забыл, что такое сон. Как говорится, он мне только снился. Этот период как раз пришелся на летнюю подготовку. И чемпионат Европы, который я потом выиграл, был для меня очень важным турниром в плане проверки себя на прочность. Тот сезон не забуду никогда. Но, думаю, я справился.
ЛУЧШИЙ СПЕЦИАЛИСТ ДЛЯ МЕНЯ – АНДРЕЙ МАКСИМОВ
– Сборную России сейчас возглавляет Андрей Максимов. Что-то в тренировочном плане по сравнению с временами Себастьяна Кроса изменилось?
– Конечно. Все ведь развиваются, скорости растут. Работать по одному плану бесперспективно.
– Вы, наверное, в восторге от того, что сборную возглавляет ваш личный тренер, под руководством которого вы прошли почти весь свой спортивный путь?
– Для меня Андрей Иванович – самый лучший специалист. Я же вырос под его руководством. Мы вместе пережили много тяжелых ситуаций, и он каждый раз меня вытаскивал. Что бы ни случилось – для меня он лучший в своем деле.
– С Кросом связь держите?
– Когда встречаемся на соревнованиях, конечно, здороваемся. Но такого, чтобы постоянно переписываться и созваниваться – нет.
– Расскажите вкратце о каждом из "золотой четверки", которая покорила всех в Сочи. Владимир Григорьев сконцентрирован только на 500 м и эстафете?
– Думаю, да. Он сосредоточен на этом, работает. А вот Виктор Ан планирует выступать на всех дистанциях. Он уже в хороших кондициях.
– Руслан Захаров ушел в коньки. Удивило?
– В какой-то степени – да. Руслан еще много лет назад говорил, что хочет попробовать, но все равно как-то неожиданно.
– Можете себе представить, чтобы кто-то из мужчин успешно совмещал коньки и шорт-трек, как это делает голландка Йорин Тер Морс?
– Были разные примеры. Вот кореец Ли Сын Хун перешел из шорт-трека в коньки за полгода до Олимпийских игр-2010, подготовился – и в Ванкувере стал вторым на 5000 м, а потом выиграл золото на 10000 м после того, как дисквалифицировали Свена Крамера.
– У вас нет мыслей попробовать себя в коньках нет?
– Нет. Вот с супругой смеялись, что можно в UFC выйти против Конора Макгрегора.
– Так вы лучше его вызовите на лед. Майкл Фелпс вон в бассейн уже позвал. Занимайте очередь.
– Да, можно. Макгрегор же такой – ему год на подготовку и все нормально будет. Правда, у нас столько, как в боксе, не заработать, поэтому он вряд ли согласится.
ХОЧУ БЕЖАТЬ ВСЕ ДИСТАНЦИИ
– В Сочи был триумф российского шорт-трека. Пять медалей! Могут ли корейцы допустить, чтобы какая-либо сборная, кроме их, так же выступила в Пхенчхане? Все-таки для них это национальный вид спорта.
– Олимпийские игры и медали там – такая штука, что прогнозы бессмысленны. В моей карьере много раз было такое, когда подготовка идет идеально, а потом за день до старта вдруг происходит что-то такое, что меняет все с ног на голову. Многие спортсмены выигрывали все подряд на этапах Кубка мира, а потом приезжали на Олимпиаду – и не могли ни на одной из дистанций даже выйти в финал.
– Самая успешная ваша дистанция – 1500 м. При подготовке к Пхенчхану будете делать акцент на ней?
– Я считаю, что в свои 27 лет способен бежать все дистанции. И я могу одновременно хорошо выступать как на 1500 м, так и на 500 м. Вот начнутся соревнования – и будет видно.
– Финал "полуторки" в Пхенчхане будет 10 февраля, а эстафеты и 500 м – 22 февраля. Комфортно выступать, когда турнир так растянут?
– Для меня это просто отлично! Чтобы подряд бежать все дистанции на таком уровне, нужно обладать лошадиным здоровьем. И мне олимпийская схема проведения соревнований очень нравится. Будет время перевести дух между дистанциями.
– А вот церемонию открытия вы, как и в Сочи, пропустите. Обидно?
– Ни капли! Мы же профессиональные спортсмены и для нас самое главное – отстаивать честь страны и флага на арене, показывать результат. Едем туда только за этим. А церемонии я обычно прошу посмотреть родителей и жену. Они потом мне рассказывают, как все красиво и красочно было. Так что ничего страшного.
ОЛИМПИЙСКИЙ СЕЗОН В ШОРТ-ТРЕКЕ
КУБОК МИРА
1 этап. 28 сентября – 1 октября. Будапешт.
2 этап. 5-8 октября. Дордрехт.
3 этап. 9-12 ноября. Шанхай.
4 этап. 16-19 ноября. Сеул.
ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ
12-14 января. Дрезден.