21 декабря 2010, 03:20

Павел Карелин: летающий питон

Главный герой этапа Кубка мира в швейцарском Энгельберге Павел Карелин позволил затеплиться надежде, что у знаменитых Владимира Белоусова и Гария Напалкова наконец-то появился достойный преемник.

На включившем в себя три старта этапе Кубка в Энгельберге 20-летний нижегородец ни разу не выпал из десятки сильнейших, а в воскресенье и вовсе был как никогда близок к первому в карьере личному пьедесталу. Но и четвертое место вкупе с титулом Man of the day и признанием мирового прыжкового сообщества - неплохой задел на будущее.

За плечами молодого российского прыгуна три сезона в Кубке мира и олимпийский опыт. Главный тренер сборной России Александр Святов на своего подопечного не нарадуется: Карелин стремительно прогрессирует и в ближайшем будущем вполне способен превратиться в одного из лидеров прыжков с трамплина. Внутри своей команды он таким лидером уже стал.

- Спасибо за поздравления, - обрадовался Карелин звонку корреспондента "СЭ". - Настроение, что и говорить, отменное. На протяжении этих трех дней все складывалось замечательно.

- Попробуете сформулировать ключевые составляющие успеха?

- Уверен, тренировки дают о себе знать. Непросто же так я время летом и осенью проводил.

- До призовой тройки вы малость не дотянули. Расстроились?

- Обиднее всего становиться четвертым или вторым. В первом случае крайне близок пьедестал, во втором - победа. Знаете, мне ведь всего-то пять очков до бронзы не хватило.

- По итогам первой попытки вы сенсационно шли третьим. Перед исполнением второго прыжка сильно нервничали?

- Когда поднялся на трамплин, волнение немножко присутствовало. Но затем успокоился - и вообще ни о чем не думал. В общем, не напрягался.

- Показалось, что, когда во второй сессии прыжков наступил ваш черед, ветер усилился.

- До того дул встречный ветер, а тут появился, как мы говорим, выдув. Мне, кстати, и в первой попытке с ветром очень не повезло.

- Прежде второй прыжок зачастую получался у вас хуже, чем первый.

- Теперь я вроде бы подтянулся в этом плане, и прыжки стали получаться.

- Второй прыжок всегда сложнее?

- Да. При исполнении первого ответственность не слишком давит. А когда удачно прыгнул, получил шанс на высокий общий результат - начинаешь нервничать, боишься ошибиться. Одни с волнением справляться умеют, другие - не очень. Прыжки с трамплина - это постоянная борьба с самим собой, с охватывающим тебя волнением. Когда я только начинал выступать в Кубке мира, признаться, много нервничал. А сейчас уже привык, конечно.

- В прежние времена частенько доводилось наблюдать, что судьи не слишком порядочно обходились с российскими прыгунами при выставлении оценок, а при прочих равных отдавали предпочтение, скажем, австрийцам. Нынче ситуация меняется?

- Думаю, да. Но нужно и жюри понять: австрийцы - лидеры, если у кого-то и случились огрехи, ему могут накинуть баллов. В такой ситуации наша задача - показывать себя с лучшей стороны, быть в обойме.

- К не выпадающему из первой десятки спортсмену отношение более предпочтительное, нежели к наглому выскочке?

- Вот вам пример: на заре карьеры Диме Васильеву ставили плохие оценки. А когда он отметился медалями на "Турне четырех трамплинов", его заметили и даже при среднем исполнении прыжка выставляли совершенно иные баллы.

* * *

- По итогам воскресного турнира вы были признаны Man of the day. Что подразумевает эта номинация?

- Награждение денежным призом.

- 28 декабря в Оберстдорфе стартует "Турне четырех трамплинов". Готовы навязать борьбу грандам?

- Недостатков у меня пока хватает. Есть, в общем, над чем работать. И тем не менее на "Турне" намерения самые серьезные. Хочу как минимум быть в пятерке сильнейших по итогам турнира.

- После неудачной для нас Олимпиады в Ванкувере Вольфганга Штайерта у руля сборной сменил Александр Святов. С кем из этих специалистов вам работать легче?

- Со Святовым. Знаете, у нас с Александром Николаевичем идеальное взаимопонимание: он четко обозначает, чего от меня хочет. А со Штайертом мы не очень понимали друг друга, да и почти не общались - с немецким у меня проблемы.

- Святов рассказывал, что кардинальным образом поменял тренировочный процесс. Действительно ли его методика так отличается от прежней?

- Приведу пример: за долгое время работы со Штайертом я по большому счету серьезно выстрелил лишь один раз, а при Святове удалось стабилизировать результаты. Мы больше внимания уделяем техническим упражнениям, имитации посадки, а прежде акцент делался на "физику". Также подробнейшим образом разбираем такой сложный элемент, как отталкивание. Заниматься стало легче и интереснее.

- По словам Святова, по степени невозмутимости вас в команде сравнивают с питоном Каа.

- Считаю, ко многим вещам надо относиться спокойно. Меня очень трудно вывести из себя, но если уж это кому-то удалось, остановить меня сложно.

- Довольны своими выступлениями на ноябрьских и декабрьских этапах в целом?

- Прыгал, считаю, неплохо. Но немного потерялся в таком техническом элементе, как приземление. В данный момент все еще набираю форму, настраиваюсь на "Турне" и чемпионат мира. Но до сих пор чувствую себя не на все сто, да и два лишних килограмма после лета набрал.

- Вы финишировали десятым в генеральной классификации летнего "Гран-при". Некоторые специалисты полагают, что летние и зимние прыжки - два абсолютно разных вида спорта. У других иное мнение: мол, кто в ходе "Гран-при" был в ударе, у того и в Кубке мира дело пойдет. А как вы считаете?

- Различия действительно существуют. Правда, незначительные. Летом сел на разгон - и скорость сохраняется до фазы прыжка. А зимой она меняется, можно невзначай и притормозить. Но если был в десятке по итогам "Гран-при", то и зимой должен такой же результат демонстрировать.

- Главное отличие зимних прыжков и летних?

- Зимой воздух поплотнее, а при снегопаде скольжение хуже.

* * *

- Несмотря на молодость, вы начали уже четвертый сезон в Кубке мира. Можно ли сказать, что стали своим в когорте лидеров мирового спорта?

- Думаю, что неплохо себя показываю. Взять хотя бы прошедшее лето.

- Турнир, о прыжках на котором приятно вспоминать?

- Опять-таки минувшее "Гран-при" в целом. Шел на старт с удовольствием, с улыбкой. Был уверен в себе. А как отдельный эпизод - финальный этап "Гран-при"-2007 в Клингентале, где занял второе место. (На трамплине К-125 Карелин уступил только Грегору Шлиренцауэру, а в первой попытке улетел на гроссмейстерские 140,5 метра. - Прим. Д.О.)

- Где сегодня ваше место?

- В первой десятке.

- Многолетний лидер сборной России Дмитрий Васильев из-за травмы почти год не выступает в Кубке мира. Кто в его отсутствие выполняет капитанские функции?

- Я - в качестве исполняющего обязанности. В нашей команде всегда капитанит ее лидер, а в данный момент это я.

- В начале прошлого года вы дважды стояли на призовом пьедестале по итогам командного турнира. В отсутствие Васильева команда не слишком дееспособна?

- Сложно сказать что-то определенное. Все, в том числе и Дмитрий, тренируются, набирают форму.

- Васильева в сборной не хватает?

- Конечно. Все ребята к нему очень привязаны.

- Прежде Васильев был у иностранных журналистов нарасхват. Теперь вы заняли эту нишу?

- Вовсе нет. Более того, вашим зарубежным коллегам никогда интервью не давал. Просто иностранными языками совсем не владею.

- Нынешняя сборная России - дружный коллектив?

- У нас никогда не было напряженных отношений. В любых ситуациях поддерживаем друг друга. Многие, кстати, удивляются: как же так, индивидуальный вид спорта - и никто никого не "ест". Но у нас не тот случай. Напротив, помогаем друг другу, чем только можем. Если у одного прыжки не получаются, стараемся вместе понять, в чем причина.

* * *

- Кажется, четырехкратный олимпийский чемпион Симон Амманн в последнее время несколько сник. Заметили?

- Прошлый сезон выдался очень тяжелым, и у него начались проблемы со спиной. По себе знаю, как тяготит подобная проблема. У меня была межпозвоночная грыжа - так я не мог ни согнуться, ни разогнуться. Было очень больно.

- Ваш именитый ровесник Грегор Шлиренцауэр из-за повреждения колена, по всей видимости, пропустит "Турне". Или успеет восстановиться?

- Я, если честно, не интересовался.

- Иными словами, вам не важно, кто находится на трамплине?

- Не то чтобы все равно… Просто я знаю возможности соперников, кто как прыгает. За ними особенно не надо следить: главное, самому качественно тренироваться и доверять тренеру.

- А относиться к вам теперь стали иначе?

- Думаю, мнение оппонентов обо мне изменилось в лучшую сторону. Видят же, что начинаю наступать им на пятки.

- Что дала вам Олимпиада в Ванкувере?

- Она стала стимулом для продолжения карьеры. На Игры попадает далеко не каждый, и в плане жизненного и спортивного опыта они бесценны.

- Позвольте провокационный вопрос: когда-нибудь жалели о своем профессиональном выборе?

- Никогда.

- А где стоит искать предел ваших карьерных притязаний?

- Высоко. Хочу завоевать олимпийскую медаль.

- В личном турнире или в командном?

- И там, и там.

- Подавляющее большинство любителей спорта между тем твердо убеждено: пока в России не появятся трамплины, наши прыгуны будут оставаться, что называется, не у дел…

- Как нам говорят, уже следующим летом будем прыгать в Нижнем Тагиле. Приходится много времени проводить вдали от дома, но что поделаешь. На заре карьеры непривычно, потом привыкаешь. Когда прыжки не получаются - тянет домой. А если лыжи летят - никаких проблем.

- И очередной Новый год вы, как всегда, встретите на трамплине.

- Это неотъемлемая часть профессии.

Дмитрий ОКУНЕВ

3