9 марта 2021, 15:15

Могут ли Клебо вернуть золото чемпионата мира? Варианты развития скандала

Олег Шамонаев
Шеф отдела спорта
При каких условиях Йоханнесу могут вернуть первое место в марафоне на чемпионате мира.

Спортивный директор сборной Норвегии Эспен Бьервик заявил, что норвежская сторона будет тянуть до последнего с апелляцией на решение о дисквалификации Йоханнеса Клебо в марафоне на чемпионате мира в Оберстдорфе. У норвежской стороны есть 48 часов, чтобы официально выразить несогласие с решением жюри, которое приняли в 18:00 по московскому времени 7 марта. Принципиально вопрос об обращении в FIS был положительно решен еще в воскресенье вечером, однако скандинавы консультируются с юристами, для того чтобы сделать свои аргументы максимально весомыми. Есть ли у них шансы добиться своего и чем это грозит Александру Большунову?

Чем недовольны норвежцы

Для тех, кто все пропустил, напоминаю контекст событий. Победитель 50-километрового мужского классического марафона в Оберстдорфе определялся на последних метрах дистанции. Незадолго до окончания гонки вперед вырвались четверо норвежцев и россиянин Александр Большунов. Наш лыжник первым вошел в финишный коридор и, согласно правилам, имел право выбирать траекторию, по которой он помчится к медали. Сразу за спиной у Большунова работал Йоханнес Клебо, который является сильнейшим спринтером мира и который чудом удержался за лидерами на такой непрофильной для себя дистанции, как марафон.

Поскольку для выхода на финишную прямую надо было повернуть налево, а Большунов двинулся по минимальному радиусу, то Клебо логично переместился вправо, намереваясь атаковать россиянина именно с этой стороны. Но и Александр, стремясь захлопнуть калитку для преследователя, начал смещаться вправо и даже вышел на снег из самой крайней лыжни. В результате накатывавший сзади норвежец едва не оказался выбит за пределы трассы. И в этот момент между двигавшимися на высокой скорости лыжниками произошел контакт.

Клебо, практически поравнявшийся с Большуновым, подтолкнул локоть россиянина, из-за чего правая рука нашего спортсмена дернулась, его палка вошла в снег под неправильным углом и в неправильном месте (между лыжами нашего спортсмена) и сломалась. После этого россиянин толкнул своей лыжей лыжу соперника и вернулся на лыжню. Но, поскольку без одной палки полноценно работать даблполлингом было уже невозможно, Большунов потерял скорость, и его в итоге обошел не только освобожденный из «тисков» Клебо, но и накативший сзади еще один норвежец Эмиль Иверсен.

После завершения гонки российская сторона подала протест, и жюри, изучив видео, пришло к выводу, что Клебо виновен в столкновении, которое повлияло на распределение медалей в марафоне. По правилам FIS за чистоту обгона отвечает спортсмен, который находится сзади. По мнению судей, чтобы избежать наказания, он должен был занять лыжню справа от Большунова, а не пытаться проскочить между правой лыжней и ограничителями трассы. В общем, Йоханнес получил дисквалификацию, золото перешло Иверсену, а россиянин унаследовал серебро, которым был крайне недоволен, справедливо полагая, что соперник из-за своего неосторожного поведения испортил ему гонку.

На что ссылаются норвежцы

Скандинавы тут же вспомнили историю со словенкой Аннамарией Лампич в спринтерской гонке на «Тур де Ски» 2 января этого года. Тогда Лампич финишировала второй, но была дисквалифицирована, поскольку ранее после контакта со словенкой на спуске упала Надин Фейндрих из Швейцарии. Однако после подачи апелляции эксперты пришли к выводу, что Фейндрих виновата сама, поскольку именно она перед столкновением находилась за спиной Аннамарии, а не наоборот. По большому счету ситуации в Валь-Мюстаире и Оберстдорфе разные. Но, поскольку Лампич после оправдания вернули серебряную медаль, норвежцы считают, что пересмотр результатов логичен и после завершения чемпионата мира.

Об инциденте между Большуновым и Клебо высказались уже все кому не лень. Поэтому вкратце — аргументы защитников норвежца.

— Действия Клебо было непредумышленными, он не планировал контакта с Большуновым, ему просто некуда было деваться после того, как Александр прижал его к ограничителям трассы. Столкновение в принципе могло привести к непредсказуемым результатам в том числе для экипировки Йоханнеса. Поэтому специально идти на контакт мог только самоубийца.

— Большунов специально блокировал норвежца и даже вышел ради этого за пределы лыжни. Вместо того чтобы убегать на финиш по кратчайшей траектории (по первой лыжне слева), россиянин пересек финишный коридор по диагонали, точно зная, что Клебо будет обгонять его справа (иначе бы норвежцу пришлось потерять несколько мгновений, перемещаясь за спиной Александра влево).

— В момент контакта Йоханнес успел поравняться с Александром, поэтому его нельзя называть «атакующим сзади».

— Клебо не касался злополучной палки Большунова — россиянин сломал ее сам, перед этим зацепившись за локоть норвежца.

— Йоханнесу столкновение было невыгодно, поскольку он уже успел набрать более высокую скорость, чем Большунов. Поэтому инициатором контакта мог стать именно россиянин.

— У Клебо практически безупречная репутация в плане поведения на трассе, в отличие от Большунова, на котором после инцидента с Йони Мяки на финише эстафете в Лахти висит предупреждение за «неспортивное поведение».

Каков будет вердикт FIS

Международная федерация в сложном положении, поскольку эпизод неоднозначный и речь идет о двух главных звездах мужского лыжного спорта. Решить что-либо, не вызвав гнев в Норвегии или России, уже невозможно. При этом однозначно, что вариант с двумя золотыми медалями крайне маловероятен. Если бы в деле не участвовал Иверсен или столкновение произошло у самой финишной черты, еще можно было бы рассчитывать на подобный исход. А вариант, про котором золото перейдет от Иверсена к Клебо, точно не вызовет восторга у наших болельщиков.

Большунову наверняка все равно, будет у него серебро или бронза. Он рассчитывал на титул, которого лишился в очень спорной ситуации. Александр уже превратил церемонию награждения на закрытии чемпионата в «похоронную процессию» и только этим может навлечь на себя новые беды. Отказ надевать медаль на подиуме тоже можно трактовать как «неспортивное поведение» и по совокупности наказаний влепить нашему лыжнику дисквал до конца сезона. Надеюсь, что FIS не станет этого делать, но и рассматривать вариант с передачей золота Александру в международной федерации тоже, видимо, не планируют.

7 марта. Оберстдорф. Александр Большунов и Йоханнес Клебо.

А вот вариант с двумя золотыми медалями Клебо и Иверсену теоретически возможен. Хотя изучение раскладов явно затягивается. Чемпионат мира завершен два дня назад, в ближайшую субботу уже начнется финал Кубка мира в швейцарском Энгадине (в котором примут участие и Большунов, и Клебо, но уже без Иверсена). А мы все еще не знаем результатов главного турнира двухлетия. Конечно, на трассе всякое может случиться, но нынешняя схема, позволяющая по-разному трактовать правила, явно ущербна. И чисто теоретически Клебо еще может подать на вердикт FIS апелляцию в Спортивный арбитражный суд в Лозанне. И тогда мы точно не получим решения по чемпионскому титулу в марафоне раньше 2022 года.

75
  • Вадим Моисеев

    По себе судишь, патриот? А если тебе денег насыпать, гордо откажешься? А если много? Правда, для тебя много - это 30 серебряников)).

    11.03.2021

  • Ольга Шишкина

    "— В момент контакта Йоханнес успел поравняться с Александром " Пытаться что-то выиграть и прямо подтверждать факт контакта, который вообще запрещен правилами ? Ну-ну ...

    11.03.2021

  • Non-profi

    А чё это ваших самостийных золотоносцев на небосклоне не видать? Вот бы и показали всем, как в честной борьбе впятером против одного завоевывать медали. Аль слабо?

    10.03.2021

  • Non-profi

    Не думаю, что ТАКАЯ реклама сильно помогает повысить рейтинги. Склоняюсь к тому, что всё оставят как есть. Иначе - множественных скандалов впоследствии не избежать.

    10.03.2021

  • Ryan Green

    да это у нас вечно боятся прецедентов. а на Западе прекрасно умеют делать морду кирпичем - и бессмертное "это другое, понимать надо" в комплекте

    10.03.2021

  • Ryan Green

    2 золота норвегам - это нечто)) давайте уж 6, они всей толпой Йохана 40 км тащили, порадуйте работяг, чем паравозик Иверсон лучше других? а еще лучше - 7, Терезе тоже выдайте, она так за Клебо переживала, что заслужила.

    10.03.2021

  • rregular

    Подытоживая большинство комментариев Секты свидетелей Клебо: Агент Кремля, росгвардеец и будущий депутат ГД от ЕР, поборник новых президентских сроков Темнейшего, из отсталой страны-бензоколонки, подрезал рукопожатного неполживого Розовощёкого лыжника с прогрессивного Запада, растоптав истинные спортивные норвежские ценности...

    10.03.2021

  • elgatitto

    Большунов сам виноват, поэтому и проиграл. Точка

    09.03.2021

  • Валерий Кичкаев

    пока слюни и слезы только от Большунова

    09.03.2021

  • Engineer

    Очень непрофессиональная статья- путать право и лево большунова и не посмотерть видео, где видно что палка отскочила от палки клэбо а не от руки...

    09.03.2021

  • Это в ваших упоротых глазах. Насыпь вам денег, вам Большунов станет отцом родным. Большунов показал себя настоящим мужиком и спортсменом! Со всеми эмоциями и искренностью. Чего вам неведомо! Настоящий наш король лыж и чемпион!

    09.03.2021

  • Поворот не туда

    Да вообще не понятно как он еще в финской тюрьме не сидит, за разбойное нападение с целью покалечить финна, представляю что было бы, если бы Мяки налетел на Большунова, тут бы все про смертную казнь и пожизненное финну визжали бы

    09.03.2021

  • TokTram

    Много русофобов. Боятся, как обычно.

    09.03.2021

  • TokTram

    Да, Саша стал лучшим в медальном зачёте индивидуальных гонок. Даже выступая во всех гонках.

    09.03.2021

  • TokTram

    Нет уверенности, что это поколение норвегов успеют дисквалифицировать. Скандал будет значительно, значительно позже.

    09.03.2021

  • TokTram

    Иверсену совсем не с руки сейчас выходить на этап КМ. Что скажут, когда он проиграет Саше в обеих гонках? Оно ему надо? На последних этапах, где Саша выступал в КМ, было ясно продемонстрировано, что Большунов восстанавливается значительно быстрее норгов. Если после Тур-де-Ски свежие норги имели преимущество над Сашей, то уже на следующем этапе Саша возил их, как хотел. Эмилю сейчас выступать тактически неверно, с точки зрения норвежцев.

    09.03.2021

  • TokTram

    Норвежский стиль. Не стоит своё поведение на Сашу примерять. Бессмысленно.

    09.03.2021

  • TokTram

    Всё набрасывают и набрасывают на вентилятор. Просто ждём решения FIS, все с своими позициями давно определились.

    09.03.2021

  • Вадим Моисеев

    С чего бы это? Большунов показал себя агрессивным, злобным истериком. Такого персонажа лицом лыж делать не интересно никому.

    09.03.2021

  • andy1962

    Нет. они вечно ноют и воняют по поводу и без

    09.03.2021

  • Вадим Моисеев

    Надо, но не вернут. Хотя Клебо ее заслужил.

    09.03.2021

  • Вадим Моисеев

    Ты норгоы с нашими не перепутал?

    09.03.2021

  • andy1962

    и это тоже!

    09.03.2021

  • Вадим Моисеев

    Умным ему надо быть. А наглости у него и так хватает.

    09.03.2021

  • meteorolog69

    Четко должно быть прописано в правилах: в коридоре может находится только один, никаких междукоридорьев быть не может, и двигаться можно только в лыжне

    09.03.2021

  • АбАкУмоВ

    Есть чёткий пункт правил.. Никто золото возвращать Клебо не будет иначе на лыжном ЧМ можно будет ставить крест...

    09.03.2021

  • andy1962

    Единственная ошибка Большунова в том, что он не закрыл коридор полностью как сделал для него Мяки. интересно было бы посмотреть на махающего палкой Клебо и его слезы после финиша) Саше точно надо быть не только сильным но и по-хорошему наглым. Без этого сейчас никак. он один, а их семеро

    09.03.2021

  • dolce100

    Ну ладно, пнул между ног и сломал палку, кстати верный способ как легко сломать, хорошо разыгранный спектакль получился на славу. Ведь пережить такого, что Клебо теперь уже не просто король а абсолютный король, психика Большунова не готова. Страшно за человека, что он следующий раз придумает. Зачем тренироваться если любую пакость Большунова кинутся оправдать пропагандисты, хоть для внешнего рынка, но все таки. Удивляет сколько адептов сопереживания осталось у человека подонка и патологического вруна (2. после Бородавко).

    09.03.2021

  • andy1962

    никаких шансов у Клебо и если норвежцы не хотят навредить сами себе, никуда обращаться не станут, Но!! обиженными будут еще ооочень долго и будут вонять по этому поводу до морковкиного заговенья!))

    09.03.2021

  • Hasan Ziganshin

    А почему никто тне обращает внимание на факт что Иверсен половину финишной прямой шел коньковым ходом, начав его еще до поворота под аркой и подолжая уже на прямой, не меняя направление движения и не переходя на параллельную лыжню. Это грубое нарушение, которое должно наказываться дисквалифыикацией. Все увлечены инцидентом с Клэбо и не обращаают вниания на этот факт.

    09.03.2021

  • andy1962

    Нет, не логично. Он видел, что Большой занял этот коридор и был ОБЯЗАН занять коридор левее

    09.03.2021

  • KlimA

    Я не знаю как это всё разрулят, но то что рейтинг лыж на олимпиаде в Пекине, особенно мужских, будет запредельным, это факт))

    09.03.2021

  • MVD1969

    У Клебо нет шансов. FIS не заинтересована в создании убийственного для себя прецедента.

    09.03.2021

  • zvovs

    А вот все высказывания в самой статье кроме авторских - адекватные.

    09.03.2021

  • KlimA

    Сейчас что не сделай,будет фигово..FIS своими дебильными правилами и лебездительством перед норгами, сама себе создала этот цугцванг..

    09.03.2021

  • Тогда серебро России в Лахти сперва!

    09.03.2021

  • Только после Большунова!

    09.03.2021

  • Пусть бегает спринты и дальше и учится Клебо

    09.03.2021

  • А кто король лыж если не Саня? Ты с себя сначала начни прежде чем взывать к правде!

    09.03.2021

  • Боженька не дал Клэбо ничего. Сопли и дорогу домой указал побыстрее.

    09.03.2021

  • Никто не заставлял Клэбо бежать не его дистанцию. Потому и Бог наказал!

    09.03.2021

  • Ну разумеется!

    09.03.2021

  • Ваших? Это кого?

    09.03.2021

  • $n10nep$

    И Спартаку еще.

    09.03.2021

  • Нет, ничего... Мяки нарушал, а Большунов нет!

    09.03.2021

  • Всему миру и ФИС выгодно золото Большунова, которое ему принадлежит по праву!

    09.03.2021

  • Владимир Шикалев

    Надо четко написать все в правилах. И это сделают точно, так как пострадал Клебо. Все сравнивают маневр Мяки и Большунова. А ничего, что Большунов менял направление в начале финишной прямой, а Мяки перед финишем.

    09.03.2021

  • erik.karnizov

    такое ощущение, что тут на ветке много норвегов, так переживают за розовощекого

    09.03.2021

  • erik.karnizov

    рюкзакам и астматикам скажем дружное нет!

    09.03.2021

  • Подрезал/заблокировал, конечно, но если вы обратите внимание на решение FIS по Мяки, то это легитимный маневр + Клебо финишировал без лыжни, как истинный "обочечник". Или вы из тех, кто считает, что россияне должны терпеть и впитывать? А может и по обочине гоняете, считая, что другие подождут?

    09.03.2021

  • erik.karnizov

    ну это-то как раз и не важно сейчас, у Большунова шансов получить золото на полтиннике будет еще очень много, а вот стареющие Иверсен, Рете, Крюгер вряд ли долго смогут таскать Клебо к финишу на полтиннике. а сам он рюкзак рюкзаком, к тому же не факт, что мышцы на финише полтахи будут работать так же как в спринте. свой шанс Клебо, походу, уже прос..ал

    09.03.2021

  • Алексей Бродников

    никто не застовлял бежать Большунова все гонки. за деньгами на КМ без норвегов погнались. а лыжный бог все в командном зачете расписал.

    09.03.2021

  • Так я и не отрицаю, что Большунов перекрыл путь более быстрому Клебо, но: 1) FIS рассказало, что так можно, на примере с Мяки. 2) "Путь" был без лыжни.

    09.03.2021

  • Алексей Бродников

    перекрыл...может и не надо было маневрировать. случайностей не бывает. а Иверсону фортануло

    09.03.2021

  • erik.karnizov

    В свое время Сундбю перекрыл путь Вылегжанину, Мякки Большунову, Клебо Устюгову, все трое оказалось действовали по правилам. Почему в случае с Большуновым и Клебо должно быть иначе? А Иверсену надо оставить золотую медаль за самоотверженность, именно он притащил розовощекого к финишу. Большунов пробежал все гонки на чемпионате в отличие от норвежцев, они же пропустили множество этапов кубка мира, Тур де Ски. Потому на полтиннике Сане может быть и не хватило его обычной дистанционной скорости. Шанс был у Клебо такой, которого может никогда больше и не будет. Но лыжный бог есть и он все решил правильно. Рюкзаки не пройдут.

    09.03.2021

  • инок

    Просто это самая оптимальная траектория и Саша по ней помчался, так-же как и Клэбо, но норг опоздал... Говорить про специальную помеху со стороны Саши - это вообще неправильно

    09.03.2021

  • "Международная федерация в сложном положении, поскольку эпизод неоднозначный" (с) СЭ В чём неоднозначность эпизода? FIS, на примере ситуации с Мяки, отчетливо показало, что "подленькие" манёвры легитимны. Пусть будут последовательны. P.S. Были бы правила "нормальными" (нормальность у каждого своя), то Мяки должен был получать дисквал за подрезку Большунова, а Клебо за финиш вне лыжни. А сейчас, Саша, который борется за себя и того парня, остался с носом на который пытаются все грехи мира повесить, т.к. он "агрессивный россиянин", который призывает к порядку и даёт сдачи, когда его кусают.

    09.03.2021

  • николай карпов

    Я удивляюсь, как не виноват Клебо? Не нужно быть специалистом, чтобы понять, что Клебо виновен.Виновен в том, что там где он бежал лыжни нет(!), справа от Большунова.Какие еще нужны доказательства виновности Клебо? По человечески его тоже жалко, но он нарушил(!) Правила обгона, он спровоцировал контакт, Большунов имел право перекрыть ему коридор в рамках правил!

    09.03.2021

  • echo2011

    Если учесть,что по допинговым делам распределение медалей пересматривается спустя годы,то говорить "затягивается" в данном контексте как-то смешно...

    09.03.2021

  • Ангелика Бюхер

    А почему Иверсен не приедет в швейцарский Энгадин ? На радостях, что получил левое золото, ушел в загул ? :-)))

    09.03.2021

  • MixK

    Клебо не виноват,Большунов хотел как фин с ним проделал,но не вышло:grinning:,надо учиться

    09.03.2021