28 февраля 2011, 03:20
ЛЫЖНЫЕ ВИДЫ
ЧЕМПИОНАТ МИРА
Сергей БУТОВ
из Осло
- Вы счастливы? - вопрос Вылегжанину.
- Очень счастлив! Готовился не зря. Медаль завоевал! Я ведь ехал сюда, поставив задачу-минимум: без медали не возвращаться. И в первой же гонке задачу выполнил. Дальше должно быть легче, груз ответственности спал.
- Каков был тактический план на гонку?
- Попасть в тройку призеров (улыбается). Вот и весь план.
- Скажите честно, кого-то персонально "пасли" на лыжне, Нортуга ли, Колонью, или ориентировались по ситуации?
- Смотрел за всеми - скажем так. Наблюдал, кто как себя ведет в подъемах, кто как на спуске работает. Хотя все равно больше прислушивался к самому себе, к организму. Делал для себя какие-то выводы. Скажем, "классикой" все шли достаточно ровно, и я катил в комфортной для себя зоне. В "коньке" интригу создал канадец Харви. Пришлось сдерживать себя, чтобы не броситься вдогонку.
- Было такое желание?
- Желания не было (улыбается). Была необходимость. Так, во всяком случае, мне какое-то время казалось. Но потом пораскинул мозгами и решил не дергаться. "Опять, - думал. - подтяну всех за собой, а потом заеду на финиш шестым. Оно мне надо?"
- Логично! Кстати, было видно, что в группе царила полная неразбериха. Никто не хотел догонять Харви.
- Еще бы! Лишние силы расходовать - кому это нужно? Никому не нужно. Тем более Нортугу. Он рассчитывал на свой финишный рывок и догонять никого не собирался. Видимо, полагался в этом вопросе на мою помощь.
- Хочется поблагодарить вас и Петю Седова за красивый жест, когда вы вышли перед пелотоном и тормозили его ход, чтобы упавший Легков мог догнать группу.
- Да, Петя сразу же подъехал: "Давай впереди встанем". Хватило нас с Петей, правда, ненадолго, другие люди вперед полезли. Но чем могли Саше помогли. Дали ему небольшую передышку.
- Вы всю гонку провели в лидерах. А был хотя бы один момент, когда засомневались в собственных силах?
- Наверное, только в самом начале гонки. Первый круг мы отработали в очень высоком темпе, было реально тяжело. И вот тогда я немножко заволновался - а выдержу ли? Но потом, проехав пару спусков, увидел, что лыжи работают замечательно - смазчики, братский привет вам! Так вот, стал экономить силы. Вперед на подъемах особенно не лез, к головке подъезжал в основном на спусках.
- Когда перед финишем в атаку пошли сначала Хеллнер, а потом и Нортуг, вы вцепились в них мертвой хваткой. Любо-дорого было посмотреть!
- Когда увидел рядом с Нортугом еще и Хеллнера, промелькнула мысль про спринт на финише. В таком варианте могло случиться все что угодно. Но в итоге мы остались вдвоем с Нортугом. Я пытался его достать, но он слишком мощно прошел участок между подъемом и мостиком, что вел на финишную прямую.
- Два года назад, в Либереце, вы точно так же уступили Петтеру на финише марафона, как и сегодня. Не надоело еще проигрывать норвежцу?
- Надоело! Но я рук не опускаю. Думаю, победить Нортуга реально. Во всяком случае, у него сегодня не было надо мной такого явного превосходства, как в том же Либереце. Я это чувствую.
Сергей БУТОВ
из Осло
Если имя Максима Вылегжанина хорошо знакомо любителям спорта, а вчерашнее серебро чемпионата мира - второе в его карьере, то Илья Черноусов пока известен меньше. Для 24-летнего гонщика бронза мирового первенства не просто первая индивидуальная награда турнира такого уровня - настоящий прорыв в результатах.
Черноусов далеко не новичок во взрослой сборной России, на чемпионате мира дебютировал еще в 2007-м в Саппоро. Но затем на какое-то время пропал из поля зрения тренеров главной команды страны. Пропустил Либерец-2009, затем оказался вне олимпийского состава, отправившегося в Ванкувер. Да и в Осло, так уж получилось, Черноусов отобрался фактически в последний момент, несмотря на неплохие результаты по ходу розыгрыша Кубка мира. Ему нужно было во что бы то ни стало выиграть дуатлон на январском этапе Кубка мира в Рыбинске, и победу на заказ Илья обеспечил.
Вот только вчера утром фамилия "Черноусов" была размашисто перечеркнута чьей-то рукой на расширенных стартовых протоколах, появившихся в пресс-центре до начала гонки. Оказывается, произошла техническая ошибка при жеребьевке. Черноусову вместо 8-й стартовой позиции, которая полагалась ему по результатам Кубка мира, достался 24-й стартовый номер.
- Да, меня по ошибке "посеяли" 24-м, - рассказал Черноусов. - Хорошо, что наш физиотерапевт Изабель Кнауте вовремя заметила ошибку и что нам вообще пошли навстречу, переиграв порядок стартовых позиций. В итоге я под 24-м номером стартовал с 8-й позиции.
- Это настолько важно перед 30-километровой дистанцией?
- В лыжах все складывается из мелочей.
- Почему лучше всего у вас получается именно дуатлон?
- Я на подсознательном уровне люблю контактные гонки. В этом сезоне подтянул и индивидуальные, которые у меня почему-то в последние годы не получались. Но масс-старты нравились всегда. Я получал удовольствие от борьбы на лыжне, любил просчитывать разные тактические ситуации. И сегодня на последнем круге оказался в своей стихии. Нужно было выходить вперед, искать для этого лазейки.
Когда мы уже докатили до стадиона, я принялся тыкаться то в одну сторону, то в другую. И всякий раз меня кто-нибудь обязательно "находил", прижимал к ограждениям. На последнем подъеме Хеллнер несколько раз зацепил мои лыжи, я крепко занервничал, сердце бешено колотилось, ведь до финиша было уже рукой подать. К счастью, удалось Хеллнера обойти на последней горе, но дотянуться до Нортуга и Вылегжанина было почти невозможно. Это финиш, все идут на максимуме, и те семь метров, что нас разделяли, были громадным отставанием. Когда выехал на последнюю прямую, понял, что Петтера и Максима уже не достать. "Но бронзу, - думаю, - никому не отдам!"
- Вы помните, когда в последний раз двое наших лыжников попадали на пьедестал почета крупных турниров?
- Ой, сейчас даже не вспомню. После гонки мысли разбегаются в разные стороны. Но, наверное, это было давно.
- После двух сегодняшних медалей сборная России превратилась в одного из явных фаворитов эстафетной гонки. Согласны?
- Эстафета всегда непредсказуема. Не буду скрывать, мы приехали сюда, чтобы биться за золото. Кто может нам в этом помешать? В первую очередь шведы и норвежцы.