ЧЕМПИОНАТ МИРА
Вчера в Осло 30-летняя Марит Бьорген из Норвегии вырвала победу в 10-километровой гонке с раздельным стартом классическим стилем у своей главной соперницы Юстины Ковальчик из Польши. Проигрывая Ковальчик 8,3 сек. на отметке 7 км, на финиш Бьорген пришла первой с преимуществом в 4,1 сек. Третья победа подряд (при трех оставшихся в программе Осло-2011 гонках) позволила норвежке продолжить погоню за рекордом Елены Вяльбе, которая в Тронхейме-1997 выиграла пять гонок из пяти.
Сергей БУТОВ
из Осло
Марит Бьорген представлялась безоговорочным фаворитом разделки. Шансы Юстины Ковальчик рассматривались как теоретические - специалистами, букмекерами, даже польскими журналистами, всегда настроенными предельно патриотично.
Елена Вяльбе, которая в Осло оказалась в центре внимания мировой прессы ввиду похода Бьорген за ее рекордом 14-летней давности, настроена к норвежке доброжелательно (что видно по ее интервью "СЭ", опубликованному во вчерашнем номере), но болеет все же за Ковальчик.
- Не думаю, что у Юстины будет много шансов обыграть здесь Марит, - говорила мне Вяльбе после женского дуатлона, в котором Бьорген нанесла Ковальчик уже второе, после индивидуального спринта, поражение. - На "десятке", тем более классической, обыграть Марит будет невероятно трудно. Остается субботняя "тридцатка", и на месте Юстины я приняла бы решение сосредоточиться на подготовке к этой гонке и даже пропустила бы эстафету: у сборной Польши там все равно нет шансов.
Но, видимо, многие позабыли о том, что 28-летняя Юстина Ковальчик сделана из стали. Первая же отсечка внесла сумасшедшую интригу: полька опережала норвежку на 9,6 сек. Это была еще не победа: Ковальчик всегда начинает мощно, тем более на холмистой трассе, как вчера, да и Бьорген позже сказала, что преимущества Ковальчик на первой части дистанции она не просто ожидала - была в нем уверена. Но пришло время 7-километровой отсечки, и там Ковальчик продолжала выигрывать 8,3 сек. В воздухе запахло сенсацией.
Интрига жила до последнего. Бьорген, без сил распластавшись на снегу, прямо у финишной черты ждала прихода Ковальчик. Диктор по стадиону отсчитывал секунды… Три, две, одна. "Золото - у Марит Бьорген!" Ковальчик финишировала спустя 4,1 сек. А потом заявила польским журналистам, что ее вчерашнее серебро равноценно золоту. "Во всяком случае, в эпоху астматиков", - добавила Ковальчик.
* * *
Это заявление стало эхом грандиозного скандала, разразившегося между двумя лучшими лыжницами мира годом ранее в Ванкувере. После одной из проигранных ею на Играх гонок Ковальчик дала залп из всех орудий: "Для астматиков вроде Бьорген надо проводить отдельные соревнования!"
- Норвежцы много говорят на тему допинга в России, - сказала тогда Ковальчик. - Допинг это плохо, его не должно быть. Но не лучше ли взглянуть на себя со стороны? Норвежцы сами принимают допинг, только в качестве лекарства. И разница лишь в том, что у одних есть на то разрешение, а у других его нет. Бьорген не смогла бы добиться тех результатов, которых добилась, без препаратов, которые ей прописали.
Впервые Бьорген стала чемпионкой мира, выиграв спринт в итальянском Валь-ди-Фьемме в 2003-м. Два года спустя в Оберст-дорфе выиграла еще три золота. Олимпийские игры в Турине должны были стать звездным часом норвежки, но не стали. Все, что смогла привезти Бьорген оттуда, - серебро 10-километрой разделки, и это было равносильно неудаче. Практически на весь следующий олимпийский цикл Марит ушла в тень, частично провалив Саппоро-2007 и полностью - Либерец-2009, где героинями стали Ковальчик и Айно Кайса Сааринен из Финляндии. Говорили, что Бьорген страдает от "эффекта перетренированности", да и сама норвежка признает, что перебарщивала в тот момент с интервальными тренировками.
Поворотным моментом ее карьеры стало разрешение, полученное от WADA и FIS, на использование сильнодействующего препарата - симбикорта (symbicort), содержащего входящий в запрещенный список WADA сальбутамол. В первой же гонке сезона-2009/10, в ноябре на этапе Кубка мира в Бейтостолене, Бьорген привезла соперницам полминуты на 10-километровой разделке. Победа настолько диссонировала с результатом ее предыдущей официальной гонки в марте 2009-го, где она финишировала 20-й с отставанием почти в две с половиной минуты от Ковальчик, что это многим пришлось не по душе. Но Бьорген продолжала набирать форму, и в Ванкувере выиграла три олимпийских титула, позволив Ковальчик опередить себя лишь в 30-километровом масс-старте.
Никто в стане норвежской сборной никогда не скрывал, что прорыв в результатах напрямую связан с препаратами, позволяющими расширять дыхательные пути. Главный тренер сборной Норвегии Эгиль Кристиансен говорил в начале прошлого сезона: "Марит сильно прибавила с точки зрения техники и психологии. Но - самое важное - она получила разрешение принимать новое лекарство от астмы, которой ей необходимо". Ему вторил врач сборной Норвегии Ханс Петтер Штокке: "Новое лекарство лучше расширяет дыхательные пути. Марит получает больше кислорода, и это напрямую влияет на ее мышцы - они становятся сильнее".
* * *
Яростные дискуссии о том, имеет ли право Бьорген (или, если поставить вопрос шире, все астматики) легально принимать допинг, идут по всему спортивному миру. Врач Штокке несколько дней назад обнародовал результаты последнего обследования Бьорген, согласно которому она ограничена в дыхании на 20 процентов по сравнению с лыжницей, не страдающей астмой, а сальбутамол помогает, и то лишь частично, компенсировать этот пробел.
Проблема в том, что словам врача верят только те, кто хочет в них верить. Никаких официальных заявлений по поводу Бьорген ни WADA, ни FIS никогда не делали - скорее всего потому, что в случае астмы установленный диагноз считается врачебной тайной. Но там, где фигурирует какая-то тайна, подспудно возникает недоверие. Почему одним можно принимать то, что запрещено остальным?
Ситуация усугубляется тем, что астма по-прежнему остается малоизученным заболеванием. До сих пор не существует единых подходов к ее лечению. Практически не изучена и тема астматиков в профессиональном спорте. Продолжай Бьорген со своей болезнью и разрешением на сальбутамол занимать места в третьем десятке, это ни у кого не вызвало бы ни подозрений, ни раздражения. Но астматик Бьорген вот уже второй сезон почти непобедима и идет на абсолютный рекорд по числу побед на одном чемпионате мира. Совершенно очевидно, что ее феномену пора дать официальное медицинское разъяснение. Это будет лучше для всех, в том числе и для самой Бьорген, которая вынуждена чуть ли не ежедневно оправдываться.
- Можно ли считать, что одним из залогов ваших нынешних побед являются противоастматические лекарства? - поинтересовались у Марит после победного дуатлона.
- Я ждала этого вопроса. У меня астма. И у меня есть официальное разрешение на использование специальных препаратов. Считаю, что залогом моих нынешних побед прежде всего является упорный труд на тренировках. Я много работала и над своей техникой. Уверена, если бы я не страдала астмой, выступала бы сегодня еще сильнее...
В отсутствие какой-либо однозначной, расставляющей все точки над i информации остается верить в то, что WADA и FIS знали, на что шли, давая Бьорген и другим астматикам разрешение легально принимать допинг.
- Мне кажется, в вопросе о Бьорген каждый должен определиться: либо он доверяет экспертам WADA, либо нет, - сказал мне известный шведский журналист Клас Берглунд, освещающий лыжные гонки не один десяток лет. - Лично я доверяю. Если кто-то другой не хочет этого делать - значит, на него не подействуют никакие аргументы. Мне хорошо известен этот тип никому и ничему не доверяющих людей. В Швеции, как и в любой другой стране, достаточно подозрительных идиотов, которые пишут в интернете все, что им взбредет в голову.
- В сборной Швеции есть спортсмены-астматики?
- Да. Анна Хааг (два серебра Ванкувера-2010. - Прим. С.Б.) и Даниэль Рикардссон (золото Ванкувера в эстафете. - Прим. С.Б.). Оба имеют разрешение на прием точно таких же препаратов, что и Бьорген. Видите ли, кому-то разрешено принимать лекарства от астмы, а у других спортсменов есть заверенная в FIS справка о высоком природном уровне гемоглобина в крови. Давайте тогда не доверять и этому документу только по той причине, что у одних он есть, а у других - нет!
Вчера я был на пресс-конференции Максима Вылегжанина и слышал, как его спрашивали о гемоглобине, из-за которого он пропустил "Тур де Ски", - продолжил Берглунд. - Если у Вылегжанина высокий гемо-глобин от природы, как он сам утверждает, то непонятно, почему российские официальные лица не сделают ему официальную справку? Когда она появится, ему перестанут задавать такие вопросы. Есть некие правила игры, а справка от FIS - официальный документ, как ни крути.
* * *
Тем временем в самой Норвегии Бьорген обожают. Все болельщики, шутят сами норвежцы, делятся на две группы: те, кто не скрывает свою любовь к Марит, и те, кто скрывает.
- Марит действительно суперпопулярна в Норвегии, - рассказал мне Уле Кристиан Стрем, журналист крупной норвежской газеты VG и постоянный автор "СЭ". - Недавно на сайте нашего издания был опрос, и за Бьорген проголосовало больше людей, чем за Петтера Нортуга. Я это объясняю не только результатами - а побед у Марит пока побольше, чем у Петтера, - но и ее человеческими качествами. Нортуг порой высокомерен, говорит много лишнего, а Марит - славная девушка. Журналистам с ней приятно работать.
О Бьорген помимо ее достижений в России мало что известно. В Норвегии, на самом деле, немногим больше - Марит была вынуждена закрыться от общественности. Это прежде ей нравилось купаться в лучах славы, но она быстро почувствовала побочный эффект публичной жизни.
Бьорген тогда только-только сошлась со своим бойфрендом Борре Лундбергом, знаменитым в прошлом двоеборцем, двукратным олимпийским чемпионом Лиллехаммера и Нагано. В газетах много писали о большой разнице в возрасте - Лундберг старше Бьорген на 11 лет. Но они до сих пор вместе. И, к слову, не женаты.
Нет у Бьорген и детей, хотя 21 марта ей исполнится 31 год. Большинство российских лыжниц в таком возрасте уже побывали в декрете, обычно его берут в начале очередного олимпийского цикла (свежий пример - бронзовый призер Ванкувера Ирина Хазова, пропускающая нынешний сезон), но Марит с семьей явно не спешит.
Впрочем, для самой спортсменки это вообще не тема для разговора - в Норвегии до 30 лет рожают относительно редко. И коль скоро Бьорген заявила о твердом решении остаться в спорте до Сочи, с детьми ей придется повременить еще минимум три года.
Чемпионат мира. Оcло (Норвегия). Женщины. 10 км (К) с раздельного старта. 1. Бьорген (Норвегия) - 27.39,3. 2. Ковальчик (Польша) - отставание 4,1. 3. Сааринен (Финляндия) - 9,7. 4. Йохауг (Норвегия) - 23,7. 5. Лахтемяки (Финляндия) - 23,9. 6. Муранен (Финляндия) - 26,8… 12. ЧЕКАЛЕВА - 1.12,5… 19. ИКСАНОВА - 1.48,4… 21. НОВИКОВА - 1.57,5… 26. НИКОЛАЕВА - 2.13,0.