14 января 2012, 00:21

Николай Морилов: "Победа над Нортугом была полновесной"

В преддверии стартующего в субботу в Милане первого после "Тур де Ски" этапа Кубка мира интервью "СЭ" дал 25-летний российский лыжник Николай Морилов, который в последнее время набрал великолепную форму. Подтверждением тому стала его победа над знаменитым Петтером Нортугом на финише шестого этапа "Тура".

- Я хорошо помню наш ноябрьский разговор в Куусамо. После предсезонной подготовки в составе дистанционной группы Олега Перевозчикова вы, по вашим собственным словам, не знали, чего ожидать от себя в нынешнем сезоне.

- Да нет, я как раз знал, чего от себя ожидать. Был уверен, что выше средних результатов не поднимусь. Поверьте, для меня эти мои успехи стали большим сюрпризом. Форма улучшается - значит, организм сумел переварить ту работу, которую я проделал летом. Очень этому рад.

- Главный тренер сборной Юрий Каминский считает, что не случись с вами нескольких неудач в начале сезона, вы сейчас боролись бы с Петуховым и шведом Петерсоном за лидерство в спринтерском зачете Кубка мира.

- Возможно, так и было бы. Я себя с самого начала сезона чувствую отлично. Просто результат прорезался только к Новому году.

- Это ведь не первый ваш "Тур де Ски"?

- Третий. В первый раз прошел его до конца. Выиграл тогда спринт в Праге. В прошлом году "Тур" у меня получился неудачным: заболел - и сошел в Тоблахе. На этот раз тоже сошел как раз в Тоблахе, но по другим причинам - нужно было готовиться к дальнейшим гонкам Кубка мира. А вообще "Тур" получился для меня очень удачным, просто классным.

- Уже по первому спринту в Оберстдорфе многим стало понятно, что своего вы не упустите. Стали третьим в непрофильном для себя спринте классикой, в том самом финале, где первые четыре места оказались у россиян, а Нортуг с Колоньей остались позади.

- Возможно, по телевизору картинка смотрелась классно. Но по ощущениям это был ужасный день. С утра до вечера шел проливной дождь. Каждый из нас замерз до костей и хотел побыстрее все закончить, чтобы уехать в отель отогреваться.

- Первые четыре места за россиянами - большой успех?

- Безусловно. Конечно, это спринт на "Туре", а не на этапе Кубка мира, но все равно для России достижение приличное. Раньше себе такое могли позволить разве что норвежцы.

- Я понимаю, о чем идет речь, когда вы говорите о разнице между "Туром" и гонками Кубка мира, но хочу, чтобы ее сформулировали вы.

- Все очень просто. Во-первых, в "Туре" участвуют далеко не все элитные спринтеры, что сказывается на уровне конкуренции. Во-вторых, те, что участвуют, испытывают сильные перегрузки, банально устают. Особенно это касается дистанционщиков-универсалов, которые не берегут силы во время длинных гонок.

- По словам Каминского, усталость особенно бросилась в глаза в Тоблахе, где у большинства спринтеров не осталось запасов взрывной скорости. В толкотне, которую устроили финалисты, вы сумели предъявить свой главный козырь - грамотную тактическую борьбу.

- Спринт там действительно получился необычный. Никто не рвался вперед, никто не хотел со старта задавать высокий темп. Шли на средней скорости, с массой тактической борьбы на дистанции. И в конце - очень быстрый финиш. Мне в тот день, как это ни странно, бежалось достаточно легко. Хотя я заметил, что многие ребята, те же Нортуг с Колоньей, были прилично уставшими. Видно было, что им тяжело давался каждый забег.

- В спринтерской разборке вы опередили Нортуга, который проигрывал финиш считанное количество раз. Что значит для вас эта победа?

- То, что я двигаюсь в правильном направлении. Я доволен, конечно. Очень доволен.

- Считаете ли вы эту победу над Нортугом полновесной - с учетом того, о чем мы говорили ранее?

- Считаю. К моменту того спринта я провел ровно то же количество гонок, что и Нортуг. И поблажек себе не давал. Пожалуй, только 5-километровую разделку накануне спринта бежал на 95 процентов возможностей. А во всех остальных гонках отдавал себя на все сто.

- Вы единственный в сборной России лыжник с упором на спринт, который прошел предсезонку как дистанционщик. Как оцениваете прогресс, которого добились в длинных гонках?

- В этом году бегаю их намного лучше, чем раньше. Это, правда, пока далеко от того уровня, которого я хотел бы достичь, но тем не менее. По ходу "Тура" чувствовал себя на лыжне достаточно уверенно, пусть на отдельных участках и получал приличное отставание от лидеров. В целом свои задачи я выполнил.

- Каким вам видится будущее лыж: сохранятся разные специализации или все будут выступать в спринте и на дистанции вперемешку?

- Думаю, нас ждет персонализация тренировочного процесса. Не стоит вешать на спортсмена клише: вот ему нужно готовиться со спринтерами, а другому - с дистанционщиками. Каждый должен будет сам решать, какая подготовка ему нужна и какую дистанцию он сможет бегать.

- Какого уровня в дистанционных гонках вы хотели бы достичь уже в этом сезоне?

- Про Кубок мира говорить, пожалуй, рановато. А на чемпионате России посчитаю неплохим место в числе первых пятнадцати. Если попаду в десятку, и вовсе будет отлично.

Сергей БУТОВ

1