26 февраля 2013, 00:12

Никита Крюков: "Нортуг сказал, что устал мне проигрывать"

ЧЕМПИОНАТ МИРА

Вчера герой чемпионата мира-2013 вместе со всей спринтерской командой вернулся в Россию. А уже сегодня он улетит на сбор в Сочи, перебросив тем самым символический мостик между нынешним успехом и будущим, олимпийским. Накануне отъезда с Крюковым встретился спецкор "СЭ".

Сергей БУТОВ
из Валь-ди-Фьемме

ЕХАЛ В ИТАЛИЮ ЗА ЗОЛОТОМ

- Давайте по-честному: вы ехали сюда за золотыми медалями?

- Да.

- И заранее знали, что они вам достанутся?

- Ничего не знал. Просто верил. Настраивался. Кроме физической формы есть такой фактор, как волнение, чувство обязанности.

- Перед кем?

- Перед страной. Это большая ответственность, между прочим. Люди смотрели, надеялись.

- А вы этому подвержены? Есть же спортсмены, которые говорят: "Да меня это вообще не касается".

- В этом и проявляется характер. Кто-то может легко выиграть этап Кубка мира, а на главном старте ничего не показать. Хороший пример - швед Эмиль Йонссон, лидер общего зачета Кубка мира, с которым на чемпионатах мира все время что-нибудь происходило (в индивидуальном спринте Йонссон остался без медали. - Прим. С.Б.). Я рад, что он взял серебро в эстафете и доказал, что способен в себе разобраться.

- Точно такие же слова вы сказали в его адрес на пресс-конференции. Мне показалось, Йонссон был растроган.

- Может быть. Мы стали тесно общаться с этого года, прямо с первого этапа. Я с ним часто встречаюсь в финалах, а когда бегаешь друг против друга, волей-неволей начинаешь общаться. Если язык позволяет.

- В какой момент вы поняли, что это "ваш" чемпионат?

- Мы тут сидели 17 дней на сборе. Проводили скоростные тренировки. Я чувствовал, что готов неплохо. Но вот это неплохо - пальцем в небо, надо было сравнить себя с соперниками. В прологе бежалось как-то непонятно. Во всю силу не "мочил", ехал себе, ехал, вроде ничего особенного, а потом - бах! - выиграл. Тогда и появился кураж.

- Вы слышали о том, что король лыж Петтер Нортуг назвал вас главным фаворитом чемпионата?

- Последние дней десять я вообще прессу не читал. Мне это не надо, лишние мысли. Одна девочка из нашей команды спросила: "Никита, ты слышал, что Нортуг назвал тебя главным фаворитом?" Я ответил, что не слышал, а про себя подумал: "Зачем ты мне вообще это сказала?"

- А что вы почувствовали в этот момент?

- Ничего. Просто ближе к началу чемпионата усиливается волнение. И такими поступками вообще-то соперников вышибают.

- Не совсем понял. То есть можно сказать Сидорову: "Тебя Нортуг главным фаворитом чемпионата назвал". И у Сидорова колени задрожат?

- Именно так и бывает, поэтому я был недоволен, когда мне рассказали о словах Нортуга. Как будто не понимают, что такими жестами можно своего же подкосить.

- Победный финиш против Нортуга часто вспоминаете?

- Времени не было - нужно было к эстафете готовиться. Сейчас, конечно, повспоминаю немножко.

- Нортуг бросился вас обнимать на финише. Лично я был поражен такой реакцией норвежца, ведь он относится к тем спортсменам, которые признают одно свое поражение из десяти.

- Когда мы поехали круг по стадиону, Нортуг сказал: "Никита, все-таки ты лучший". Я ответил: "Перестань, я человек одной гонки, а ты всю программу бегаешь". Посмеялись. Он говорит: "Иди ты! На следующий чемпионат я не выйду, устал тебе проигрывать". Очень тепло с ним пообщались. Мне показалось, он был доволен серебру.

- Он правда пригласил вас выступить вместе с ним в марте в показательной гонке в Осло?

- Ну, не лично он. Организаторы пригласили, да. Я посмотрел видео в youtube, мне понравилось, как все это у них проходит. Это такой спринт по стадиону в Осло. Побежим на лыжах сначала 100 метров, затем 500. Мы были на сборе в Сочи, и я уже там подтвердил свое участие. Так что скоро увидимся с Петтером в Осло.

РАД, ЧТО БЕЖАЛ ИМЕННО С ПЕТУХОВЫМ

- Вы чувствуете, что отношение соперников к вам вышло на принципиально новый уровень?

- Не знаю даже. Здесь, в Италии, меня действительно как-то выделили из общей массы. В принципе после золота в Ванкувере меня стали считать за серьезного соперника. Я ведь после Игр еще выиграл спринт в Стокгольме. Почувствовал, что, да, отношение изменилось.

- А вы в курсе, что с вашим тренером Юрием Каминским норвежцы до Ванкувера вообще не здоровались?

- Понятия не имел. Ну, норвежцы с нами, бывает, и сейчас не здороваются. И не только норвежцы, шведы еще. В один день здороваемся, все вроде нормально, а на следующий идем навстречу друг другу, взглядами соприкасаемся, а они голову отворачивают. Это было и до Олимпиады, есть и сейчас.

- Переживаете из-за этого?

- Не-а.

- А вы догадываетесь, откуда растут ноги у такого отношения?

- Нет.

- А я догадываюсь. Вспомните допинговые скандалы в России в 2009-м.

- Возможно. Я даже не задумывался. В принципе мы своей спринтерской группой еще до 2010-го на всех углах кричали, что мы за чистый спорт. Тот же Нортуг говорил в интервью после Ванкувера, дескать, он уверен, что ребята бежали чистыми. Ребята - это мы с Сашкой Панжинским.

- Для вас это было важно?

- Очень. Спринтерская команда пыталась доказать, что можно бежать быстро без допинга, а тут, в 2009-м, скандал за скандалом. Конечно, все это было некрасиво. Когда ловили кого-то из иностранцев, мы уже смотрели на них иначе. И в какой-то момент поймали себя на мысли, что ровно так же, должно быть, смотрят и на всех нас. Ловят одного спортсмена, а косятся на всю команду.

- Если бы Каминский в начале сезона не ушел с поста главного тренера сборной, этих двух золотых медалей могло не быть?

- Ох… Не знаю. Но в любом случае рад, что он ушел. Лично мне было заметно, что он очень сильно распыляется. А когда вернулся только в спринт, стал уделять нам гораздо больше времени. И в конце концов добился здесь того, чего сам хотел.

- Сейчас в Норвегии много разговоров о вашей технике отталкивания. Вы смеялись, что эталонной считают технику того, кто побеждает. И тем не менее что-то в ней, очевидно, есть, раз норвежцы так взволновались. Вот только что?

- У каждого лыжника своя, особенная техника. Одни руки выше ставят, другие ниже. Кто-то голову кладет. Особенности есть у каждого, поверьте. Я свою технику эталонной не считаю, там есть еще что подправить. Если норвежцы вплотную этим занялись, значит, увидели нечто полезное для себя. Ну, пожалуйста…

- Технику вам ставил Каминский или это от природы?

- Конечно, Каминский. Он же меня учил на лыжах бегать.

- Ну, да, логично, люди ведь не рождаются с готовой техникой отталкивания.

- Вот именно. Когда начал выступать на серьезном уровне, что-то стал подсматривать у соперников. Добавлял чего-то своего. Так что это наша с Каминским техника.

- Вы знали, что у Алексея Петухова болит спина?

- Да, знал. Но на этом чемпионате он на боль не жаловался, хотя мы с ним жили в одной комнате.

- Вас это обстоятельство не тревожило?

- Знаете, я в последнее время к спринтерским эстафетам отношусь легко. Понял просто, что все зависит от эффективности работы обоих спортсменов. Если у кого-то из двоих форма хуже, чем у напарника, золотой медали не видать. Я надеялся и верил, что с Алексеем все будет хорошо. Перед эстафетой тренеры даже провели специальную контрольную тренировку между Петуховым и Николаем Мориловым, чтобы определить, кто из них должен бежать. Лишний раз заставили Алексея испытать на себе этот стресс. Я очень рад, что бежал именно с Петуховым. Честное слово, рад за него больше, чем за себя.

- Как вы делили с ним финиш? Какие-то дискуссии вообще были?

- Не помню, чтобы были какие-то разговоры. По ходу сезона было видно, что финиш у меня неплохо получался.

P.S. Вчера на чемпионате мира был выходной. Сегодня состоится женская 10-километровая гонка с раздельным стартом коньковым ходом. Состав сборной России: Юлия Чекалева, Анастасия Доценко, Мария Гущина, Наталья Жукова. Известно также, что на старт не выйдет полька Юстина Ковальчик, которая решила сосредоточиться на подготовке к субботней 30-километровой гонке.

КРЮКОВ УСТАНОВИЛ МУЖСКОЙ РЕКОРД РОССИИ

Выиграв индивидуальный и командный спринт, Никита Крюков стал первым российским лыжником, завоевавшим на одном чемпионате мира две золотые медали. Более того: до нынешнего ЧМ мужская сборная России одержала на мировых первенствах лишь две победы - в 1995 году Алексей Прокуроров выиграл 30 км свободным стилем, а в 2005-м Василий Рочев победил в индивидуальном спринте "классикой".

Всего же в истории отечественной сборной это лишь третий случай, чтобы одному лыжнику удалось завоевать два золота на одном чемпионате мира. Ранее подобного успеха добивались советские лыжники - Владимир Кузин (ЧМ-1954) и Вячеслав Веденин (ЧМ-1970). Интересно, что женским рекордом владеет нынешний президент федерации лыжного спорта России Елена Вяльбе: на чемпионате мира-1997 она завоевала 5 золотых медалей. (Виталий ОРЛОВ)

Лыжники СССР/России, завоевавшие на одном чемпионате мира две золотые медали

Лыжник

ЧМ

Дистанции

Владимир КУЗИН СССР

1954

30 км, 50 км

Вячеслав ВЕДЕНИН СССР

1970

30 км, эстафета 4х10 км

Никита КРЮКОВ Россия

2013

1,5 км, эстафета 6х1,5км