ЛЫЖИ
Старший тренер мужской дистанционной команды рассказал "СЭ" о том, какие выводы были сделаны по итогам предолимпийского сезона и что поменялось в подготовке его подопечных в этом году.
Как уже сообщал "СЭ", в этом году мужскую дистанционную команду для более качественной подготовки к Сочи-2014 поделили на две части. Под началом Олега Перевозчикова остались Евгений Белов, Александр Бессмертных, Максим Вылегжанин, Константин Главатских, Андрей Ларьков, Николай Морилов, Глеб Ретивых, Сергей Устюгов и Дмитрий Япаров. Еще семеро попали в группу многолетнего помощника Перевозчикова Эдуарда Михайлова. С этого мы и начали разговор.
- Состав основной группы А, насколько я знаю, определяли лично вы. Сложно было сделать выбор?
- Сердце кровью не обливалось. Во-первых, это было сделано на благо команде и спортсменам - чтобы работа в каждой группе велась более качественно. Такое разделение должно в лучшую сторону отразиться и на технической стороне подготовки, и на функциональном состоянии лыжников, так как подразумевает более индивидуальный подход. Группу из 9 человек, конечно, тоже не назовешь небольшой, но в плане работы это намного удобнее, чем 16. Во-вторых, с теми, кто попал в группу В, работает очень опытный тренер и мой давний коллега Эдуард Михайлов, которому я полностью доверяю. За ребят я спокоен.
- Подводя итоги прошлого сезона, и вы, и ваш ученик Максим Вылегжанин говорили о необходимости внести некие коррективы в связи с тем, что на чемпионате мира в Италии получилось показать не все, что планировали. Речь шла о чем-то глобальном?
- Мы постарались учесть все недоработки, которые были в прошлом году. Поэтому изменения в сравнении с прошлым сезоном действительно существенные.
- Но конкретизировать их...
- Не хотелось бы (улыбается). По крайне мере пока.
- Президент федерации лыжных гонок Елена Вяльбе, говоря о Вылегжанине, упомянула, что для него характерно постоянное желание перерабатывать на тренировках. И далеко не всегда это идет на пользу.
- Максим действительно фанат своей работы! Есть понятие разумного фанатизма, но у него он такой... временами, чрезмерный. Если с ним рядом не стоять и на поводке, что называется, не держать - сто процентов переберет. Максим все время хочет сделать чуть-чуть больше, чуть-чуть качественнее. Поэтому по окончании сезона мы с ним сели и поговорили. Я сказал: Макс, так дело не пойдет! Толку от этого не будет. Ты - спортсмен возрастной, нужно уделять больше времени восстановлению. Базовой работы и так выполнено предостаточно. Он позитивно воспринял мои замечания и что-то в себе поменял.
- Но другие спортсмены, глядя на Вылегжанина, наверняка тянулись за ним?
- Конечно. Во-первых, это хороший пример. Во-вторых, отличный раздражитель. Потому что для них Максим - прежде всего конкурент. Все отлично понимают: приблизившись к нему по каким-то показателям, они приближаются к элите мировых лыжных гонок.
- По вашим личным ощущениям, Вылегжанин остался доволен прошлым сезоном или нет?
- Сезон у нас получился неоднозначный. Мы ставили перед собой три задачи. Первая - борьба за призовое место на "Тур-де-ски". С этим справились. Максим впервые в карьере попал в первую тройку итоговой классификации многодневки. Вторая задача - успешное выступление на предолимпийской неделе в Сочи. Мы хотели хотя бы частично смоделировать подводку к будущим Играм, чтобы следующей зимой можно было что-то принять на вооружение. В этом смысле я удовлетворен не только выступлением Вылегжанина, но и тем, как показала себя в Сочи вся команда. И, наконец, третья и самая главная задача - это чемпионат мира. С ней мы не справились. Видно было, что спортсмены приехали туда какие-то загруженные. Подводились к этому старту вроде бы по плану, но восстановиться все-таки не успели. Сейчас мы определили несколько причин, почему так получилось. И будем их устранять.
- Утомление, на ваш взгляд, было заметно у всей команды?
- Там были и другие причины, не только эта. Например, зря мы после предолимпийской недели в Сочи решили участвовать на этапе Кубка мира в Давосе - все эти манипуляции с перепадом высот в итоге не пошли на пользу.
- Спринтер Николай Морилов, для которого сезон тоже получился неоднозначным, продолжает работать в вашей группе. Наверняка вы обсуждали, что в прошлом году было сделано правильно, а что нет. К каким выводам пришли?
- Конечно, обсуждали. И до сих пор обсуждаем, как лучше построить работу в подготовительный период для их группы, куда также входит Глеб Ретивых и, по всей вероятности, добавится Сергей Устюгов. Сейчас очень важно принять правильное решение, чтобы та работа, которая была проделана Мориловым прошлым летом, дала положительный результат. Когда мы с Николаем начали анализировать итоги прошлого сезона, я, честно говоря, думал, что в нем может произойти надрыв: дескать, я готовился в дистанционной команде, а результата нет. Но этого не случилось. Наоборот, он сказал: теперь мы знаем причину и пойдем другим путем. Будем иначе подводиться и к отборочным стартам, и к Олимпиаде. Николай рассуждает очень здраво. В нем чувствуется уверенность.
- Вы сами психологически уже готовитесь к тому, какой головной болью станет выбор состава на олимпийскую эстафету?
- Да, состав на эстафету - это всегда головная боль. Когда есть, предположим, три-четыре "железных" исполнителя и к ним нужно добавить одного - это не такая большая проблема. А когда в команде чуть ли не каждый претендует на место в эстафете - это та еще задача! С другой стороны, она приятная. Почему? Потому что так мы в меньшей степени рискуем ошибиться. Когда есть из кого выбирать, для тренера это приятнее, чем наоборот. Отбор и добор - разные вещи. Понимаете, о чем я? Проблемы, конечно, будут. Работы на самом деле много. Это только кажется, что время еще есть. А сейчас пролетит один сбор, потом второй, третий - и надо уже отбирать олимпийскую команду.
Но пусть у нас будет конкуренция. Ничего страшного, даже если от того состава, который мы накатывали в эстафету последние два года, останется, скажем, 50 процентов. Может быть, это будет неожиданностью для соперников. А если состав останется тот же и проявит себя - опять же хорошо. Значит, все это время мы работали в правильном направлении.
- У вас есть серьезные претензии к кому-то из той четверки, которая стала третьей на чемпионате мира-2013 в Валь-диФьемме?
- Глобально - нет. Мы просто надеялись, что Женя Белов на первом этапе выступит получше. Но у него была та же проблема, что и у всех, - состояние усталости. Не было легкости, свежести. То отставание, которое он привез, это ведь не просто так. Было видно, что соперники начали уходить на финиш этапа, а он не смог поддержать их темп. Хотя в предыдущих эстафетных гонках всегда был в числе лидеров.