Допинг

9 ноября 2017, 16:25

Четверной финиш. Как отбирают медали у России

Наталья Марьянчик
Обозреватель
Почему комиссия Международного олимпийского комитета (МОК) под руководством Денниса Освальда спустя почти две недели приняла решение все-таки аннулировать результаты четверых российских лыжников – Максима Вылегжанина, Алексея Петухова, Юлии Ивановой и Евгенией Шаповаловой.

Наталья МАРЬЯНЧИК

Новое решение МОК парадоксально и необъяснимо. Почему комиссия выжидала почти две недели, чтобы вынести решение, почти под копирку похожее на аналогичное по делам Александра Легкова и Евгения Белова? Почему в отношении спортсменов, находящихся в принципиально разных ситуациях и с разным набором улик, вынесены абсолютно идентичные решения? И зачем, в конце концов, проводить дальнейшие слушания в МОК, если их итог, похоже, уже ясен?

ВСЕХ ПОД ОДНУ ГРЕБЕНКУ

Почему же после оглушительного вердикта по делам Легкова-Белова мы все-таки надеялись на чудо? Да хотя бы потому, что у каждого из лыжников ситуация индивидуальна. Например, у Максима Вылегжанина количество абсолютно "чистых" проб в разы превышало количество нейтральных. У Юлии Ивановой в пробах нашли излишнее количество соли, которое, впрочем, по мнению российских ученых, является абсолютно физиологичным. Петухову и Шаповаловой вменяют в вину царапины на пробах, хотя от медалей Сочи оба лыжника были далеки.

И вот в итоге все эти спортсмены, независимо от количества и веса доказательств, дисквалифицированы. Все под одну гребенку, без намека на попытку разобраться. Если человек виноват, почему тогда на пробах не нашли царапин? Если мнения разных ученых по поводу нормальной концентрации соли разнятся, почему не заказать повторную независимую экспертизу? Что, в конце концов, на самом деле происходило на Олимпиаде в Сочи, если у каждого спортсмена находят что-то свое, а имеющиеся доказательства почему-то не подтверждают изначальную версию профессора Макларена? Ответов на эти вопросы мы, похоже, так и не узнаем.

Интересно, что МОК в своих вердиктах по всем шестерым лыжникам идет на явное нарушение принципов спортивного права. Речь идет о том, что у спортсменов не только аннулируют результаты, но и запрещают им принимать участие во всех последующих Олимпийских играх. Это прямое повторение так называемого "правила Осаки", когда в 2007-м году МОК уже пытался запретить всем спортсменам, отбывшим допинговую дисквалификацию, принимать участие в последующих Олимпийских играх. "Правило Осаки" впоследствии было многократно опровергнуто в Спортивном арбитражном суде (CAS) как незаконное. Последние такие случаи датированы 2016-м годом, когда целый ряд россиян во главе с пловчихой Юлией Ефимовой отстояли свое право выступать на Играх в Рио.

И вот теперь МОК снова наступает на те же грабли, совершенно незаконно запрещая нашим спортсменам пожизненно принимать участие в Олимпиадах. Даже если принять, что какие-то нарушения в Сочи ими были совершены, то почему дисквалификация пожизненная? Вряд ли многоопытный руководитель комиссии Деннис Освальд не в курсе спортивного законодательства. А значит, он намеренно проявляет сверх-жесткость, либо рассчитывая в CAS предъявить дополнительные доказательства, либо просто в угоду общественному мнению. Какой из этих вариантов для России хуже – смотрите сами...

23 февраля 2014 года. Сочи. Максим ВЫЛЕГЖАНИН, Александр ЛЕГКОВ и Илья ЧЕРНОУСОВ (слева направо). Фото Федор УСПЕНСКИЙ, "СЭ"
23 февраля 2014 года. Сочи. Максим ВЫЛЕГЖАНИН, Александр ЛЕГКОВ и Илья ЧЕРНОУСОВ (слева направо). Фото Федор УСПЕНСКИЙ, "СЭ"

ЧЕТЫРЕ МЕДАЛИ ИЗ ПЯТИ ОТОБРАЛИ

Из четверки дисквалифицированных лыжников, медали в Сочи завоевывал только Вылегжанин. Теперь он потеряет личное серебро в марафонской гонке, а также серебряную медаль в командном спринте, завоеванную в паре с Никитой Крюковым. Ранее, из-за вердикта в отношении Легкова, Максим лишился также серебряной награды в эстафете 4х10 км.

Чемпионом в марафоне на 50 км теперь становится еще один россиянин – Илья Черноусов. Серебряную медаль должен получить норвежец Мартин Сундбю, бронзовую – белорус Сергей Долидович. Из-за аннулирования результата российской сборной в командном спринте, пострадает и напарник Вылегжанина по команде – Никита Крюков. Серебряные медали теперь перейдут к сборной Швеции, а бронзовые – к норвежцам.

Таким образом, после слушаний Освальда, лыжная сборная России остается по итогам домашней Олимпиады с единственной медалью – бронзой Ильи Черноусова на дистанции 50 км, которая теперь, по идее, должна превратиться в золото. Вопрос, кстати, будет ли Илья теперь настаивать на выплате себе 4 миллионов рублей премиальных как олимпийскому чемпиону? Или, наоборот, откажется от золотой медали в поддержку товарищей?

Изначально, напомним, по итогам Сочи у нас были пять медалей, что равнялось четвертой позиции в командном зачете. Четыре из пяти отобранных наград – ужасающий процент. И еще большой вопрос, как на этот кошмар отреагируют в международной лыжной федерации...

СОХРАНИТ ЛИ ВЫЛЕГЖАНИН ЗОЛОТО ЧЕМПИОНАТА МИРА

Кстати, теперь за FIS следующее слово. Нет никаких сомнений, что уже в ближайшее время федерация проведет слушания и окончательно отстранит наших лыжников от участия в Кубке и чемпионатах мира. На следующей неделе в шведском Елливаре состоятся первые отборочные международные соревнования. Формально россияне, на данный момент, имеют право принять в них участие. Более того, все они, кроме Легкова, уже находятся в Швеции и вовсю готовятся к стартам. К сожалению, очевидно, FIS поторопится таким образом, чтобы выступлений Вылегжанина и компании не допустить. Не только в Елливаре, но и вообще в ближайшие годы.

На момент Олимпиады в Сочи в 2014-м году действовала еще старая версия Всемирного антидопингового кодекса. По ней, стандартным наказанием за нарушение антидопинговых правил является дисквалификация на два года. При том, что вступивший в силу в 2015-м новый Кодекс предусматривает уже целых четыре. Дата старта дисквалификации должна отсчитываться с момента начала временного отстранения – то есть для наших шестерых лыжников это 22 декабря 2016 года. Теоретически, уже с конца декабря 2018-го Легков, Вылегжанин и остальные должны получить право выступать. Пропустив, по сути, всего один сезон, хотя и олимпийский...

Тут, правда, есть серьезное "но". При наличии отягчающих обстоятельств спортсмен может быть дисквалифицирован на четыре года и по "старому" Кодексу. А тут, по версии МОК, весь комплекс отягчающих налицо. Если не считать таковыми преступный сговор и махинации со вскрытием допинг-проб на домашней Олимпиаде, то что тогда считать? FIS пока следует линии МОК и не подвергает решения комиссии Освальда ни малейшему сомнению. Так что вероятно, двумя годами дисквалификации дело может не ограничиться.

С вероятным аннулированием результатов спортсменов тоже не все ясно. В юрисдикции МОК, напомним, находятся только выступления на Олимпиаде. То есть победы на Кубках и чемпионатах мира Освальд и компания отобрать не могут. И как быть, например, с победой Максима Вылегжанина на чемпионате мира 2015 года? Если следовать общей логике для всех допинговых дисквалификаций, результаты аннулируются с момента нарушения. То есть тогда и этого золота Вылегжанина должны лишить. Но в то же время, не может же FIS утверждать, что какие-то махинации с пробами были и на шведском чемпионате. В этом случае получается, Максим выиграл свою медаль честно и не должен ее возвращать.

Конечно, когда у наших чемпионов в крайне сомнительных обстоятельствах отбирают олимпийские медали домашних Игр, сложно рассуждать о сроках дисквалификации и возврате каких-то там наград. Но от того, как FIS решит все эти юридические тонкости, во многом будут зависеть перспективы наших дальнейших апелляций и, в конечном счете, будущее спортсменов.

23 февраля 2014 года. Сочи. Максим ВЫЛЕГЖАНИН. Фото Федор УСПЕНСКИЙ, "СЭ"
23 февраля 2014 года. Сочи. Максим ВЫЛЕГЖАНИН. Фото Федор УСПЕНСКИЙ, "СЭ"

ЗА ВЫЛЕГЖАНИНА И ПРОЧИХ МОГУТ ПОСТРАДАТЬ ГОРНОЛЫЖНИКИ

Судя по последним событиям, нам стоит заранее готовиться к худшему сценарию. А он, на данный момент, выглядит таким образом: на своем ближайшем заседании FIS не только дисквалифицирует шестерых спортсменов, но и отстранит от участия в соревнованиях всю российскую команду. Это может напоминать сценарий легкой атлетики: отдельных спортсменов, после тщательных проверок, допустят до соревнований, но в нейтральном статусе. Они будут выступать в нейтральной экипировке, под флагом FIS, но без гимна и какой-либо национальной символики. Ведь в конце концов, по громкости скандала и тяжести обвинений происходящее в лыжах уже вполне сопоставимо с ситуацией в легкой атлетике.

При этом важно понимать, что отстранить наших лыжников от участия в Олимпиадах у FIS нет никакого права. Тут решение остается за исполкомом МОК, который состоится 5-7 декабря в Лозанне. Если исполком встанет на сторону России, лыжники в Пхенчхане все равно выступят, и под национальным флагом. FIS может решать только на счет собственных соревнований – Кубков и чемпионатов мира.

А теперь самое интересное. Формально членом FIS от России является не Федерация лыжных гонок России, а Ассоциация лыжных видов спорта. Туда, по аналогии с международной федерацией, входят и сноуборд, и фристайл, и прыжки на лыжах с трамплина, и горные лыжи. Ассоциация эта у нас выполняет чисто формальные функции и была создана специально, чтобы просто соответствовать международной структуре. Теперь же получается, что если FIS решит исключить российскую сторону, то пострадает именно Ассоциация. А с ней и совершенно ни в чем не виновные даже по мнению Григория Родченкова сноубордисты, фристайлисты и прочие горнолыжники...

Конечно, этот юридический коллапс наверняка можно каким-то образом решить. И FIS при желании может найти способ, как отделить в структуре Ассоциации лыжные гонки от всех прочих видов спорта. Другой вопрос, захотят ли чиновники это делать, или безумный принцип коллективной ответственности уже стал в их сознании основополагающим.

Россия теряет еще две медали Сочи. LIVE!

29