10 февраля 2019, 13:30

"Шесть медалей на чемпионате мира? Это будет суперрезультат". Расклад от Елены Вяльбе

Андрей ШИТИХИН
Корреспондент
Президент федерации лыжных гонок России – о составе и медальном плане на ЧМ-2019 в Зефельде.
Елена Вяльбе. Фото Дарья Исаева, "СЭ"
Елена Вяльбе. Фото Дарья Исаева, "СЭ"

В австрийском Зефельде с 20 февраля по 3 марта пройдет главный турнир сезона в лыжных гонках – чемпионат мира. Сборная России отправляется туда в качестве одного из фаворитов. О том, на сколько медалей рассчитывает наша команда, какие гонки рассматриваются в качестве основных, кто из спортсменов побежит во всех гонках – президент ФЛГР Елена Вяльбе специально для "СЭ".

– Наверняка, вы для себя уже определили медальный план на чемпионат мира?

– Я давно уже стараюсь не делать прогнозов. Можно достаточно успешно выступать на этапах Кубка мира, но ни разу на попасть на пьедестал на Олимпиаде или чемпионате мира. Согласитесь, это разные истории. Чемпион мира или олимпийский чемпион – это на всю жизнь, а вот победы или призовые места на этапах Кубка мира никто лет через пять и не вспомнит. Разве что статистики, отвечающие за инфографику во время трансляций. Надеюсь, что мои спортсмены это прекрасно понимают и будут отвоевывать свое место в истории, как положено. А план у нас такой – одна-две медали каждого достоинства. На это и ориентируемся.

– Если будет два-два-два…

– То это станет выдающимся достижением, суперрезультатом. План мы выполним и даже превзойдем, если приедем из Зефельда с двумя золотыми медалями.

– На какие дисциплины рассчитываете больше всего?

– На эстафеты, на командные спринты. Но если у парней речь о медалях самого высокого достоинства, то у девчонок – на призовое место. Хотя они прекрасно понимают, что в хорошей форме и при отличной работе сервис-бригады можно бороться с кем угодно, в том числе и с норвежками. Не нужно никого бояться. Если говорить о личных гонках, то ребята в каждой их них могут биться за награды. Про девочек такого сказать нельзя, но отдельные гонки могут для них сложиться удачно. Например, коньковая тридцатка для Анастасии Седовой.

– Календарь чемпионата мира, кажется, мог быть более благосклонным к спортсменам.

– Абсолютно согласна. Как можно было командный спринт поставить сразу после скиатлона? Конечно, такое расписание для сборной России совсем неудобно. Очевидно, что в этом случае придется идти на жертвы и не пускать на скиатлон кого-то из претендентов на медали. Но все будет зависеть от состояния и конкретной ситуации.

Стал известен состав сборной России по лыжным гонкам на чемпионат мира в Зефельде

Мы выбирали сильнейших. Спорили до последнего

– В окончательный состав вошли по 12 мужчин и женщин. По какому принципу отбирали?

– Насчет последней кандидатуры у парней спорили до последнего, даже голосование с тренерами устроили. Критерии отбора у нас давно уже не меняются. Основные – в гонках Кубка мира забегать в призовую тройку, либо дважды быть в шестерке. Но этим мы не ограничивались. Внимательно следили и за молодежным чемпионатом мира, и за российскими стартами. Старались не пропустить никого, кто выступал бы достаточно ярко. Учитывали и другие критерии. Например, в Кубке мира следили за парнями, кто забегал в двадцатку, у девочек этот интервал быть чуть шире. В итоге подсчитали общий рейтинг и определили окончательный состав.

– В него действительно попали все лучшие?

– Я считаю, именно так и есть. Понятно, что мы уже сделали предварительные раскладки по составу на каждую гонку. Можно говорить о том, что как минимум по два человека в каждой личной дисциплине способны бороться за самые высокие места. В Зефельд поедут все лучшие спортсмены России.

– Добавила головной боли победная эстафета в Ульрисехамне?

– Прежде всего, не нужно делать из того выступления фурор, так как лидеров норвежской сборной не было в Швеции. Но я горжусь всеми ребятами, так как выше побед и призовых мест на Кубке мира стоят только чемпионаты мира и Олимпиада. И еще по той эстафете я бы отметила, что у нас есть четыре шикарных классиста.

Однако выбор состава на эстафету на чемпионате мира – дело очень тонкое. Есть лыжники, которые в личных гонках не показывают очень высоких результатов, но в эстафете выступают сильно, а бывает наоборот. Это не только в нашей команде, это и в других командах тоже. Понятно, что когда команда слабая, это всегда сложно. Но когда команда сильная – это еще сложнее. Радует, что выбор у нас есть, но головной боли точно будет много.

– Можно сказать, что кому-то точно гарантировано место в эстафете?

– Нет никаких сомнений, что побежит Сергей Устюгов. Он боец, и все это знают. Устюгов впервые приехал на чемпионат мира 2013 года в Валь-ди-Фьемме, будучи юниором, бежал заключительный этап эстафеты и справился со своей задачей даже не на 100, а на 101 процент. Но давайте не будем забегать вперед. Будет день – будет пища. Посмотрим, кто как будет чувствовать себя в конкретный момент. Радует то, что есть из кого выбирать. Но это и добавляет головной боли. В прошлом году на Олимпиаде такого не было, так как бежали практически все, кто был допущен.

Седова и Мельниченко прибавили. Клебо – уникум

– Если говорить о завершившейся части сезона, наверняка были те, кто удивил, расстроил, огорчил, обрадовал?

– Меня очень порадовал Андрей Мельниченко. Он только сейчас начал раскрываться, понимать требования тренеров, понимать, как выстраивать тактику. В нашей сборной все спортсмены трудолюбивые, все готовы пахать ради результата, но не всем в итоге удается раскрыться. А сзади уже подпирают молодые, которые всегда готовы занять твое место. Потому очень приятно, что Мельниченко свой потенциал начал реализовывать. Я рада появлению у нас такого самобытного и интересного парня, как Саша Терентьев. Да, он еще совсем пацан, но через пару лет может ворваться в элиту лыжных гонок. Все задатки у него для этого есть.

Потрясающую стабильность в нынешнем сезоне демонстрируют Александр Большунов и Наташа Непряева. Женская команда меня вообще радует, как и всех российских болельщиков, наверное. Девчонки все чаще и чаще забегают в призы. Не совсем оправдали мои ожидания Денис Спицов и Алексей Червоткин. Один нестабилен, другой вообще потерянным выглядит. Но при этом их возможности мы с тренерами прекрасно знаем.

– Перед началом сезона вы говорили, что общение с Настей Седовой летом было сведено до минимума. Она добилась прогресса, которого вы ждали?

– Действительно, когда человек находится на индивидуальной подготовке, всегда хочется знать больше о его состоянии, о том, что происходит. Я с ней говорила и по телефону, и на отборе в Рованиеми, когда она удивилась о том, что я о ней постоянно думаю, как и о любом другом спортсмене сборной России. Так вот, конечно, я знаю, у кого она сейчас тренируется, поскольку очень давно и хорошо знаю ее отца, предельно целеустремленного человека. Я была уверена в том, что он вообще не даст ей слабину и отлично подготовит к сезону. Но одно дело готовиться в группе в конкурентной борьбе, а совсем другое – одной. Для нашего вида спорта это плохо. Что касается нынешней Насти, как только она решила все проблемы со здоровьем и влилась в команду, никаких вопросов не было. Но она сама сказала, что жадность ее сгубила. Начала заболевать и в таком состоянии пробежала классическую в Отепя, причем пробежала превосходно, а потом свалилась.

Конечно, прогресс у нее заметен. Когда она первый раз в нынешнем сезоне забежала на подиум, я ей сразу об этом сказала. Но третьи места – это не предел для нее. Она способна на большее, причем на гораздо большее. Я знаю Седову и с детства, а потом так говорю. Понимаете, каждый удачный старт придает спортсмену все большую и большую уверенность в себе. Одно дело, когда ты в топ-10 или даже в топ-6, и совсем другое – попадание на пьедестал. Это совсем другие чувства. Теперь Настя прекрасно поняла, что непобедимых соперников нет. Я всегда говорила, что бороться можно с любым.

– Вы не удивлены тем, как проводят сезон Тереза Йохауг и Йоханнес Клебо?

– Клебо в текущем сезоне подтвердил, что является неким уникумом. Во всяком случае, для меня это загадочный спортсмен. Думаю, раз они нашли с тренером-дедушкой методику, которая позволяет им пропускать гонки или целые этапы, а потом приезжать и много выигрывать, значит, они правы. Несмотря на все эти пропуски он уверенно лидирует в общем зачете Кубка мира, это о многом говорит. Безусловно, там абсолютно точный расчет. В прошлом году дед его оберегал, не пустил на "Тур де Ски". В этом он тоже бережет внука, но они пошли чуть дальше, пробежали многодневку. При этом они повторяли, что если Йоханнес устанет, то тут же сойдет с "Тура". За них говорят результаты. Уверена, что на чемпионате мира он не будет бежать все гонки: спринт, командный спринт, классическая разделка и эстафета. Йохауг… Конечно, она побежит все дистанции, кроме спринтов, что логично и понятно. Ее я понимаю. Она выбрала именно такой путь в нынешнем сезоне. Приезжает и выигрывает любую дистанционную гонку. Респект и уважуха, как говорится. Тереза была единственной, кто мог конкурировать с Марит Бьорген, а сейчас является безоговорочным фаворитом на дистанциях.

– Из тех, кто едет в Зефельд, кто-то потом поедет на Универсиаду?

– Окончательный состав будет назван 12 февраля. Сейчас же могу сказать, что это те спортсмены основной команды, которые побегут только личный спринт на чемпионате мира и уже 22 февраля улетят домой. А также те, кто участвовал в молодежном чемпионате мира и не попал во взрослую команду. При этом все они должны еще и под студенческие критерии попадать.

Эфир студии "СЭ" с Еленой Вяльбе за 12 апреля 2018 года.

Состав команды выглядит так:

Заявка сборной России на чемпионат мира в Зефельде
Мужчины. Евгений Белов, Александр Бессмертных, Александр Большунов, Максим Вылегжанин, Андрей Ларьков, Артем Мальцев, Андрей Мельниченко, Глеб Ретивых, Андрей Собакарев, Денис Спицов, Сергей Устюгов, Алексей Червоткин
Женщины. Татьяна Алешина, Аида Баязитова, Юлия Белорукова, Лидия Дуркина, Алиса Жамбалова, Анна Жеребятьева, Мария Истомина, Наталья Матвеева, Наталья Непряева, Анна Нечаевская, Анастасия Седова, Елена Соболева