3 марта 2017, 20:00

Никита Крюков: "Перед Олимпиадой буду рисковать по-крупному - отступать некуда"

Елена СОБОЛЬ
Корреспондент
Трехкратный чемпион мира по лыжным гонкам Никита Крюков – о победе в командном спринте вместе с Сергеем Устюговым на чемпионате мира, допинговых скандалах и планах на будущий олимпийский сезон.

СМОТРЕЛ СО СТОРОНЫ, КАК ВЫИГРЫВАЮ ЗОЛОТО

– Это чудо, что так все произошло, – по-прежнему уверен Крюков, несмотря на то, что уже вернулся из финского Лахти в российскую столицу. – Эта победа завоевана честно, пусть и с такими моментами, которые были в гонке, но и мы много раз падали. Я лично рад этому успеху, он мне был очень нужен.

– Почему?

– Страна доверила мне право выступать в этой гонке, Елена Валерьевна (ВяльбеПрим. "СЭ") конкретно доверила. И я с этим справился, хорошо отработал. Я стал трехкратным чемпионом мира. Внутри всегда держал такую мысль: "один раз выигрываешь случайно, два – совпадение, а три – это уже закономерность". И вот это третье золото случилось – внутри поставил уже такую точку, что теперь закономерно чемпион мира.

– Можно сказать, что эта победа – самая эмоциональная?

– Наоборот. Самая была, наверное, на Олимпийских играх, потом медаль в Валь-ди-Фиемме... Это первый чемпионат мира, когда я бежал в командном спринте первый этап, где не от моих сил и не от моих действий зависело распределение медалей. Когда я увидел, что финн с норвежцем падают... Я поднял голову к небу и сказал: "Да не может быть..." Потом вижу, как Сергей мчится на финиш с большим отрывом, бегу в финишную зону и понимаю – это правда какое-то чудо! Я впервые оказался в ситуации, когда ты наблюдаешь за тем, как ты выигрываешь, со стороны...

– Необычное ощущение.

– Для меня такое было впервые! Даже не знал, как действовать в таком случае.

Президент Федерации лыжных гонок России Елена ВЯЛЬБЕ. Фото Федор УСПЕНСКИЙ, "СЭ"
Президент Федерации лыжных гонок России Елена ВЯЛЬБЕ. Фото Федор УСПЕНСКИЙ, "СЭ"

ПОСЛЕ ПОБЕДЫ РАСЦЕЛОВАЛ ВЯЛЬБЕ

– Когда шли обсуждения, кого ставить на гонку, когда объявили – волновались?

– Знаете, тяжело было. Я знал, что в этом сезоне я выступаю не блестяще... И я даже тренеру говорил: "Юрий Михайлович (Каминский. – Прим. "СЭ"), есть ребята перспективнее меня, для которых эта трасса больше подходит". Но он все-таки верил в меня, как психолог он заставлял не отчаиваться, верить, что если мое участие понадобится, я справлюсь с этим. Я поехал запасным и внутри настраивал себя таким образом, чтобы быть как бешеная собака, которую срывают с цепи – и она буквально летит к цели. Узнал, что побегу за два дня до старта, кто знает, если бы был "на расслабоне", как все сложилось. Считаю, психологически справился. И рад этому.

– Опыт помог? Ведь бывает же и такое, что вот сидишь на цепи, а в итоге – холостой выстрел.

– Бывает. В биатлоне, например, был случай, когда спортсменку после зарядки заявляли на гонку, и был лучший результат из всей команды. Но одно дело лучший результат среди команды, другое – борьба за золото. Но, думаю, Елена Валерьевна взвесила все за и против и сама приняла решение в пользу меня.

– Ее голос был решающим?

– Да. Тренер мне рассказывал потом, что он ходил к ней, пытался рассказать про других спортсменов – кто как готов. А она отодвинула рукой, закрыла дверь: "Я уже все решила".

– Что вам сказала Вяльбе после того, как все случилось?

– Когда победа – все на эмоциях! И она меня расцеловала, и я ее расцеловал. Было Прощеное воскресенье – она еще утром перед гонкой попросила прощения и у нас, и перед богом. Я-то был весь в гонке, сказал: "Елена Валерьевна, конечно, бог простит, и я прощаю", но сам все равно думал о гонке, не отвлекался. А после финиша захватывали и переполняли эмоции... Но у всей России переполняли! Все в Лахти были безумно счастливы – и наши смазчики, и вся команда, и болельщики! На следующий день полкоманды осталось без голоса! Такова была цена нашей победы.

Сергей УСТЮГОВ (справа) и Маркус КРАМЕР. Фото Анна ЛОЗОВСКАЯ
Сергей УСТЮГОВ (справа) и Маркус КРАМЕР. Фото Анна ЛОЗОВСКАЯ

МЫ ЧИСТЫЕ И НАДО ЭТО ПОКАЗЫВАТЬ

Устюгов феноменально готов в этом году. Нашел свою подготовку?

– В 2013 году, когда я выиграл два золота на чемпионате мира, весной приехал на национальный чемпионат. Мы бежали в финале с Сергеем, я занял первое место, а Устюгов – второе. Думаю, если бы финиш был на 5-10 метров дальше, он бы вырвал у меня победу. На тот момент я отметил – у парня такая прыть, такая мощь! Я в свой звездный сезон еле-еле смог у него выиграть. Уже тогда пророчил Сергею большое будущее, и, видите, какой он молодец – поступательно пошел вверх. Нормальные грамотные тренеры ему попадались. Он и в том сезоне показывал сильные результаты, а в этом и вовсе в потрясающей форме! Приятно наблюдать, что в России есть такие спортсмены. И это полезно не только для лыжных гонок, но и для всей страны – чтобы люди радовались нашим победам.

– Устюгов нередко после успешных гонок обращает внимание всего мира, мол, смотрите, я бегу чистый – и побеждаю. Насколько, на ваш взгляд, это правильно в свете всех обстоятельств вокруг нашей страны?

– В 2009 году, когда первый раз попал на подиум, также заявлял, что мы чистые. Потому что тогда были проблемы в лыжных гонках с допингом, даже Олимпиада в Ванкувере для лыжников была под вопросом – допустят или нет? Мы говорили, что мы чистые, чтобы люди знали – пришло новое поколение, мы боремся, завоевываем медали. Так же и Сергей сейчас говорит это. В связи со всеми этими скандалами, надо, чтобы звучало и другое мнение. Везде говорят, что "Россия погрязла в допинге, почти нет чистых спортсменов", но это не так, и надо это показывать.

– В преддверии Пхенчхана эта золотая медаль для вас – большая мотивация?

– Кончено. Сезон был тяжелый, буду что-то менять в подготовительном, методическом плане. Сядем с тренером, обсудим. Чтобы вернуть былую форму, готов даже рисковать по-крупному. В моем состоянии терять уже нечего. Тут надо такую сделать работу, от которой "попрет". Опять возвращаться к своей методике и "плавать" – ну, я уже два года "плавал". Хочется быть резким, взрываться, как спринтер.

– Уже думали, о том, что будет после Пхенчхана?

– Будет видно. Конечно, уже мысленно где-то себя настраиваю – может, этот старт последний, а может – вот этот. Все зависит от результата.

5