30 марта 2019, 10:00

В битве с Большуновым Клебо помогала федерация? Ответ из FIS

Дмитрий Кузнецов
Обозреватель
Директор по проведению гонок Международной лыжной федерации (FIS) Пьер Миньере в разговоре с корреспондентом “СЭ” отверг обвинения в том, что календарь сезона-2018/19 способствовал победе Йоханнеса Клебо в Кубке мира.

Финал Кубка мира в Квебеке стал одним из самых драматичных за многие годы и закончился обидным поражением россиянина Александра Большунова. Все решалось на последних метрах последней гонки, при этом после того как свою победу окончательно утвердил Йоханнес Клебо, невозможно было уйти от мыслей, что нашему лыжнику фатально не везло и мешало буквально все. Не только чисто гоночные моменты, такие как отсутствие тактической помощи и поломки палок, но и куда более глобальные – легкий профиль трассы и просто календарь сезона, в котором было очень много спринтов, коротких и контактных гонок.

За поломку палок спросить сейчас уже не с кого, а вот за календарь в Международной лыжной федерации (FIS) отвечают вполне конкретные люди. “СЭ” обратился к рейс-директору FIS французу Пьеру Миньере. Этот чиновник особенно заинтересовал своим заявлением в норвежских СМИ о том, что этап в Квебеке был сверхуспешен. Согласен, тут нет ничего крамольного. Куда интереснее в продолжении фразы: Миньере поддержал Клебо в проведении мини-туров и коротких гонок на трассах с несложным профилем. И здесь уже и без того недовольным россиянам (а перед сезоном Маркус Крамер называл календарь “тупым”) стоит напрячься. Обычное заявление, которое мы сейчас пропустим мимо ушей, может обернуться дальнейшими реформами в лыжных гонках, которые будут стоить кубков, медалей и призовых.

С другой стороны – у FIS своя правда. Контактные и короткие гонки зрелищнее и нравятся зрителям. К тому же, по словам Миньере, никакого поворота в сторону коротких дистанций нет, а победа российского лыжника была бы федерации даже интереснее. Верить или нет – решайте сами. Наше дело – представить позицию всех сторон.

Для FIS даже было бы интереснее иметь русского победителя Кубка мира, чем норвежца

– Господин Миньере, в России многие болельщики и даже тренеры считают, что победа Клебо в Кубке мира была обусловлена календарем. Много спринтов, ни одного скиатлона. Что скажете?

– Мы никому не благоприятствуем, кто бы это ни был. Количество спринтов выбирается не с целью кому-то помочь, а варьируется от сезона к сезону в зависимости от года, организаторов, календаря. Вероятно, для FIS даже было бы интереснее иметь русского победителя Кубка мира, чем норвежца. Я искренне считаю, что в будущем действующий баланс может оказаться даже лучшим для Большунова, чем для Клебо. Большунов– это совершенный гонщик, который может блистать во всех дисциплинах, поэтому у него очень хорошие шансы.

– Но вы не собираетесь и дальше делать шаги в сторону укорачивания дистанций, привнесения шоу? Больше контактных гонок, меньше разделок? На некоторых выставочных соревнованиях даже есть 100 и 200-метровки.

– В течение последних лет мы много обсуждали вопрос форматов гонок. Был проект реформы весной 2018 года, там предлагалось сократить спринт до примерно 2 минут 45 секунд, добавлять элементы кросса, препятствия на трассу, добавлять больше гонок преследования. Но он был отвергнут. Мы решили сохранить нынешние форматы, и я думаю, это правильно и интересно – сохранить определенную линию, чтобы не вызывать неразберихи. На данный момент решено сохранить лыжные гонки в качестве вида спорта на выносливость. Поэтому соревнования вроде 200-метровки не актуальны на уровне Кубка мира.

Мы можем говорить об успехе, когда событие привлекает много болельщиков

– Вы остались довольны финалом Кубка мира в Квебеке и сказали, что он был настоящим успехом. На чем вы основываетесь?

– Есть разные способы рассматривать успех, но когда я говорю, что Квебек был успехом, мои критерии скорее интуитивные и довольно простые. Мы можем говорить об успехе, когда событие привлекает много болельщиков, когда гонки интересно смотреть и когда предложенные трассы достаточно хороши, чтобы обеспечить нормальные условия спортсменам. Все это, я думаю, было в случае с Квебеком, даже если профиль трасс был немного ниже нормы по сложности. Лучшие имели возможность показать себя на лыжах, и атмосфера была прекрасная. Обратная связь, которую мы получили от атлетов и тренеров, а также СМИ – хороший показатель. Да, это может показаться немного эмпирическим, но думаю, это отражает суть.

– Есть ли цифры, на которые вы ориентируетесь?

– У нас есть цифры, но трудно по ним делать выводы. Методы измерения иногда отличаются, на это влияет много факторов. Телерейтинги пока недоступны, мы их получаем в мае-июне.

– Читал, что после Квебека в FIS задумались о том, чтобы делать больше многодневок и простых трасс.

– Простые трассы, о которых вы говорите, не являются определяющим элементом для проведения качественного события. У нас есть очень интересные этапы Кубка мира на куда более сложных трассах. Просто чтобы прийти в такую среду, как город, а Квебек – это город, нужно уметь принять тот факт, что придется бежать по немного нетипичным трассам. Мы не можем, конечно, делать так каждые выходные, но такое разнообразие – часть нашего спорта.

32