Евгений Дементьев
Родился 17 января 1983 года в поселке Таежный (ХМАО).
За сборную России начал выступать в 2003 году.
Олимпийский чемпион в дуатлоне (2006), серебряный призер в гонке на 50 км (2006).
Серебряный (2007) и бронзовый (2005) призер ЧМ в эстафете.
Чемпион мира в гонке на 25 км на лыжероллерах (2015).
Менее недели остается до главного старта сезона– чемпионата мира в австрийском Зефельде. Там новое поколение россиян постарается бросить вызов норвежцам во главе с трехкратным триумфатором Игр-2018 в Пхенчхане Йоханнесом Клебо. В преддверии чемпионата "СЭ" поговорил с одним из ярчайших представителей предыдущего поколения– Евгением Дементьевым, золотым и серебряным призером Турина-2006. Его финиш в дуатлоне – пожалуй, один из самых ярких моментов в истории отечественных лыж в XXI веке.
Дементьев продолжает карьеру и сейчас – бегает профессиональные гонки серии Ski Classics, участвовал в знаменитом марафонев Марчалонге, а также является одним из лидеров другого вида спорта – гонках на лыжероллерах, в котором стал бронзовым призером последнего Кубка мира.
Мы поговорили с олимпийским чемпионом о происходящем в сборной России, ожиданиях от чемпионата мира, способах популяризации лыж и вспомнили неприятную ситуацию с дисквалификацией за применение ЭПО в 2009 году.
– Евгений, вам 36 лет, за сборную России уже не выступаете, при этом вы – действующий лыжник. Как выглядят ваши будни?
– У меня ненормированный график (смеется). Тренировки, домашний быт, ребенок. Экипировочный центр есть, восемь лет назад мы его создали, он продолжает функционировать. Параллельно занимаюсь линией спортивной одежды DE, шьем в Италии, несем в массы и стараемся подчеркнуть русскую тематику. Ну и сейчас разгар зимнего сезона, так что постоянно соревнования. Сейчас ездил в Красногорск, там в одной гонке участвовал, затем меня приглашали в Ирбит на "Лыжню России". Только вернулся домой, в Ханты-Мансийск.
– Сколько у вас тренировок в день?
– Две тренировки, полноценные. То есть я в полном смысле действующий спортсмен.
– В сборную нет желания вернуться? Если не спортсменом, то тренером или консультантом?
– В качестве спортсмена я вряд ли вернусь, подросло очень сильное поколение. И мне трудно придумать себе реальную цель и мотив, чтобы соревноваться. Тренером? Не хочется далеко заглядывать, это очень тяжелая работа, даже сложнее, чем бегать. Но если мои знания кому-то пригодятся – всегда готов поделиться.
– А в политику? В России сейчас это модно.
– Зовут ведь тех, в ком видят потенциал! Раз мне предложений не поступало, значит, не интересую я наших политиков. Да и хорошо, это все равно не мое.
– Вы родились в поселке Таежный с населением три тысячи человек. Что это за жизнь – посреди леса, вдали от цивилизации?
– Его основали во времена Советского Союзадля лесозаготовок. Во времена моего детства было два леспромхоза сильных, там все работали, включая моих родителей. Отец меня брал с собой, когда работал на лесовозе, так что я с малых лет воочию все видел – сам не рубил, но наблюдал за процессом. У нас в основном лес экспортный был. Рубили – отправляли.
Заниматься было нечем, если честно. Спорт был одним из немногих вариантов, особых альтернатив не было. Я все секции перепробовал – футбол, хоккей, но остановился на лыжных гонках. У нас регион по сути для них создан. Вся школа туда ходила.
– Сейчас что там происходит?
– Поселок дотационный, ничего не развивается. Те леспромхозы давным-давно загнулись, один маленький частный работает, но он никакой социальной нагрузки не несет. Остались одни пенсионеры. Молодежь, по учебе или через армию, пытается уехать, зацепиться где-то и не возвращается. Это все печально, хотелось бы, чтобы там жизнь оставалась. Но кто этим должен заниматься? Непонятно. Это исторический процесс.
– Согласны, что в России бум лыжных гонок?
– Не сказал бы. Я не вижу разницы между ситуацией двух-трехгодичной давности и нынешней. Лыжный спорт все так же прирастает поселками. В больших городах заниматься сложно. Да, какая-то мода появилась на здоровый образ жизни, клубы для тренировок создаются, где люди могут заниматься для себя. Но на развитие лыжных гонок это вряд ли сильно влияет.
– А если взять для сравнения время расцвета вашей карьеры, лет 10-15 назад?
– По-моему, даже хуже стало. Опять же, посмотрите не на поверхность, а вглубь. На регионы, небольшие поселки. На примере моего Таежного – сейчас гораздо меньше народу ходит заниматься. Экипировки, может, и хватает в округе, ею обеспечивают, но приток молодежи слабый.
– Но восемь медалей на последней Олимпиаде– это успех?
– Однозначный. Нет, вы не подумайте, в сборной у нас очень сильное поколение. Даже сказал бы, что я такого поколения на своем веку не помню.
– Но до этого золото же было. Разве это не откат?
– Очень сложный вопрос. Мы все помним, в каких условиях наши готовились, это первое. Но в чем-то вы правы – в России, может быть, излишне радуются вторым и третьим местам, забывая о том, что в истории остается только победитель. Даже медали Пхенчхана сейчас звенят уже не так, как это было в феврале 2018-го. Думаю, понимание их реальной ценности придет со временем.
– Если это успех, то как так получилось в период, когда все загибается в регионах?
– Очень серьезную роль сыграла Олимпиада в Сочи. К ней было отмобилизовано все то лыжное, что было в стране. Да и в целом зимним видам спорта уделяли больше внимания. Конечно, это дало толчок в развитии. И второй фактор – удачная смена поколений, у нас разом пришла плеяда молодых ребят, которая удачно заменила "стариков". Этому стечению обстоятельств можно только радоваться.
– Есть ли шанс у лыж конкурировать по популярности с биатлоном?
– На самом деле, международная федерация прилагает усилия к их популяризации. Например, в соревнованиях на лыжероллерах, в которых принимаю участие я, есть дисциплина – 200 метров. Сейчас ее вводят на коммерческих стартах и в зимних лыжах, она набирает популярность. Скоро ли она войдет в программу Кубка мира – вопрос к маркетинговой дирекции FIS. Но стоит попробовать!
Вообще, не стоит сравнивать лыжи с биатлоном. У биатлона единственное преимущество – называется стрельбище. Где силы всех выравниваются, и получается лотерея, которая притягивает. Но динамики в лыжном ходе биатлонистам не хватает, у чистых лыжников он красивее, интереснее. Плюс за раскрутку биатлона надо сказать спасибо телевидению, лыжи там показывают меньше.
– И лично Дмитрию Губерниеву? Как вам его работа?
– Давайте так скажу: я люблю более объективный комментарий. Когда идет не привязка к личностям, не все эти уменьшительно-ласкательные… Мне важна оценка действий спортсмена.
– То есть президент ФЛГР Елена Вяльбе права, когда старается оградить лыжников от общения с ним и журналистами?
– Общение с прессой – требование нынешнего времени. Молодые ребята в теории должны говорить: "Я хочу быть похожим на Устюгова". То, что видно на лыжне, он должен подкреплять эфирным временем. Это часть работы. И федерация должна иметь сильную пресс-службу и организовать это. Придумывать велосипед не нужно – у норвежцев все это сделано. У нас большая проблема – русский спортсмен говорит от сердца. Он не обучен общению с прессой, как скандинавы, которые лишнего не скажут. А потом у нас проблемы, много энергии тратится перед стартами. Нашей федерации надо многому учиться. Лыжные гонки в потенциале – массовый вид спорта. Я, наверное, никого не обижу: лыжники могут все, в институтах все дырки закрывали.Игровик так кросс никогда не пробежит.
– Как тогда популяризовать соревнования?
– Надо поднимать на другой уровень внутрироссийские старты. У нас же много спортсменов, которые ездят на Кубок мира запасными. Зачем? В Россию они боятся ехать, уровень конкуренции высокий. В условной хоккейной сборной тренер смотрит на клубы НХЛ и выбирает из лучших. У нас же на Кубок Россииникто не рвется. Нужны хорошие призовые, чтобы те, кто покажет класс здесь, свободно меняли сборников на Кубке мира. Вот у норвежцев только что был отбор на чемпионат мира. Нормальный национальный отбор нужен и нам. Может быть, стоит его проводить перед чемпионатом мира, а не в начале сезона? Потому что все к нему готовятся, а какая будет форма потом – никто не знает.
– До чемпионата мира – считаные дни. Возможно ли победить на нем Йоханнеса Клебо?
– Способов много, на самом деле. Он – обычный человек, со своими слабыми сторонами, что показал на этапе Кубка мира в Руке в начале сезона (Клебо по своей ошибке бросил бежать в финишном створе и отдал победу Александру Большунову. - Прим. "СЭ"). Да, привнес свою технику бега, все теперь ее пытаются повторить, но так его не обыграешь. Нужно придумывать что-то свое. Еще заметно, как много он отыгрывает на спусках. Надеюсь, наши тренеры это отсматривают. Надо понимать: он не делает ничего сверхъестественного!
– Тогда как обыгрывать? Всей командой?
– Конечно, можно использовать командную тактику. Клебо – взрывной в спринте, занимает удобную позицию. Надо задавать ему дистанционную скорость, отсекать вторым человеком. Продумывать варианты. Но для этого требуется слаженность в команде.
– Норвежец Холунн на "Тур де Ски" говорил, что тактика у русских "тупая". Есть доля правды?
– Да есть, конечно. Не соглашусь насчет тупизны, потому что тактики просто никакой не было, все бились сами за себя. Просто Холунн никогда не жил в России, понимаете. Ему сложно понять, что русские на этих этапах отбираются на чемпионат мира. Но, конечно, наши так некрасиво провели ту гонку на "Тур де Ски", когда нужно было работать на лидера – Сергея Устюгова.
– Кто у нас первый номер – Устюгов или Александр Большунов?
– Устюгов. Но говорить, что Большунов должен работать на него, неправильно. У всех разные тренеры, разные группы лоббируют свои интересы. Опять же, это не хоккей, где в команде один главный тренер.
– Какой результат будете считать успешным для России на чемпионате мира?
– Слушайте, я не чиновник и не журналист. Мне хочется увидеть красивую борьбу, чтобы наши ребята бились до последнего. Я на это хочу посмотреть.
– Лидер нашей биатлонной сборной Александр Логинов серьезно критикуется иностранцами за то, что ничего не говорит о своей дисквалификации за ЭПО. Вы тоже подвергались этому наказанию. Что можете посоветовать Александру?
– У него ситуация сложнее. Я тоже возвращался, но таких нападок не было. Я не шел на втором месте в Кубке мира, был рядом с подиумами, но не выигрывал. Совет Саше – не обращать на это внимания. Он сильный спортсмен, он хорош ходом. И здорово и сам справляется с давлением. Спортсмен думает только о результате, он его показывает. Слушать Фуркада, каким бы великим он ни был – последнее дело. Опять же, тот никогда не жил в России, он не знает, что это такое. А высказываниями пусть персонал занимается, зачем спортсмену это надо?
– Кто виноват во всех этих допинг-случаях? Спортсмена вообще могут заставить что-то выпить?
– Ответственность несет спортсмен, он все проверяет. Конечно, есть взаимодоверие с врачами, тренерами, но я никогда не видел и не сталкивался, чтобы говорили: "Пей это, иначе выгоним". Врач вообще ничего не предлагает, он на экстренные случаи, это его функция.
– Вы в 2009 году были дисквалифицированы за допинг, сейчас допинговые истории вокруг представителей нашего спорта продолжаются. Как это объяснить? Наших спортсменов подставляют слабые чиновники?
– Подставы нет. Я одно могу сказать – система ВАДА работает очень хорошо. Как-то ее обдурить, по моему опыту, невозможно. Я не верю в то, что наши могли что-то подтасовать в Сочи, честно.
– Тренер сборной Юрий Бородавко в прошлом году сказал: "Дементьев поплатился за то, что был слишком доверчив". Согласны?
– Не знаю, что Юрий Викторович имел в виду. Он взрослый грамотный человек, он должен взвешивать все перед тем, как говорит. Может, он не взвесил? Я ответил за себя, он пусть отвечает за себя. Во всей той ситуации виноват был я. Возможно, я был недостаточно самостоятелен. Недостаточно, чтобы стать сильным лыжником. Но ответственность по кодексу ВАДА несу только я.
– На вас кто-то давил?
– Нет, давления не было… Понимаете, спортсмен должен быть уверен в себе и знать, чего он хочет. Я, видимо, не знал – это была моя ошибка. Знаете, как спрашивают: "Поменяли бы вы что-нибудь в своей жизни?" Вот этот момент я бы поменял. Мне нужен был жизненный урок, чтобы дальше расставлять акценты в жизни.
В лыжероллерах – реальная интрига. 4 минуты за 4 километра можно отыграть!
– Вы на регулярной основе участвуете в соревнованиях на лыжероллерах. Это хобби или отдельный этап карьеры?
– До этого лета я смотрел на это как на хобби и подготовку к зиме. Но у этого вида в теории очень большие перспективы. Олимпийский статус сложно будет получить, но как самостоятельный спорт он может вырасти, если взять за основу велоспорт. Лыжероллеры очень отличаются от зимних лыж. Там есть колесо и рама, которую можно видоизменять. Мы как-то, например, за счет технических корректировок отыграли 4 минуты на 4 километрах. В лыжах это невозможно! И это обеспечивает интригу, интересно зрителям.
– Сколько лет вы еще будете гонять на колесах и с рамой?
– Не хочу загадывать. Пока мне нравится, я ловлю кайф. Катаюсь для себя, без обязательств.
– И какие цели?
– Цель была на сезон – Марчалонга, которую я провалил. Почему? Я не привык говорить: "Лыжи не ехали, не выспался". Но у меня явно не получилось.
Но вообще сейчас в лыжах набирает обороты серия SkiClassics – это профессиональные лыжные гонки. Кубок мира – это, что ли, любительские соревнования, а у нас набор не по национальностям, а по клубам. Я гоняю за итальянский клуб Futura, ну и представляю Россию. У нас пока это не очень популярно, но в Скандинавии и вообще Европе сильные спонсоры, платят деньги. Это тоже перспективное направление, я хочу продолжать в них выступать. Так что провожать меня не спешите. Я еще повоюю!
Non-profi
Вот скоро, говорят, докажут, что прием кислорода внутрь в составе воздуха в концентрации выше 19% по объему - это допинг, и даже тест подходящий вроде бы нашли. Но - существенная деталь - чудодейственные свойства этого допинга, как говорят, проявляются только, если человек постоянно живет на территории России и имеет русский паспорт, у остальных это терапевтическое исключение и оно допустимо. Так что теперь перепроверят всех.
16.02.2019
Non-profi
Еще не вечер. Вот скоро, говорят, докажут, что прием кислорода внутрь в составе воздуха в концентрации выше 19% по объему - это допинг, и даже тест подходящий вроде бы нашли. Но - существенная деталь - чудодейственные свойства этого допинга, как говорят, проявляются только, если человек постоянно живет на территории России и имеет русский паспорт, у остальных это терапевтическое исключение и оно допустимо.
16.02.2019
Non-profi
Куда завилял? Сказал вполне откровенно: "система работает хорошо и ответственность несу только я". Какая еще правда нужна? Кто в постели рядом лежал?
16.02.2019
Jean Reno
Но сейчас вроде осознал
16.02.2019
Hitman
Да что там 2006, скоро 1906 будут перепроверять. Владимир Ильич видимо тоже с допингом брал мавзолей! Вот оно что.
16.02.2019
БешТар
Может, просто повзрослел?
16.02.2019
staerswimmer23
Как и все остальные топ-спортсмены!
16.02.2019
Scallagrim
А допинг-пробы 2006 года сейчас перепроверяют?
16.02.2019
Scallagrim
Как и все наши топ-спортсмены.
16.02.2019
ВеликийПашаБуре
дема ты был крут. но потом тебя поймали на эпо. далее, ты с пеной у рта кричал, что ты не виновен. спустя 10 лет ты говоришь, что ты все таки накосячил. жека ты лгун и мошенник.
16.02.2019
Болела_23
две пиндоские подстилки отписались))) А по теме-молодец, не юлит, косвенно признался что принимал - уважуха, не стал отбрыкиваться. Ну и всё как есть рассказал.
15.02.2019
glass99
Ну дык, он ещё не дошёл до возраста "разговора по пятницам", чтобы подноготную раскрывать. А так-то в целом всё адекватно прозвучало.
15.02.2019
rusfеd 2.0
Начал было читать со скепсисом, типа что еще этот допер тут скажет. Но интервью понравилось. Здраво мыслит и рассуждает: согласен в ним и в оценке общего состояния лыж в стране, и по проблемам сборной, а по времени проведения ЧР - вообще в точку. И про колхоз наш тоже все верно сказал, но и юлить в своем случае не стал - виноват сам.
15.02.2019
Исраил Капяров
Олимпийский чемпион он левый, т.к. спалился на ЭПО.
15.02.2019
Вот чего не хватало, так это мнения очередного допингера.
15.02.2019
zeromanj
Во времена, когда Дементьев становился ОЧ, сборная астмы по лыжам только начинала подымать свою уродливую голову))
15.02.2019