Мужчины
Общий зачет Кубка мира
1. Александр Большунов (Россия) — 1457
2. Йоханнес Клебо (Норвегия) — 1222
3. Сергей Устюгов (Россия) — 851
4. Ииво Нисканнен (Финляндия) — 811
...10. Андрей Мельниченко (Россия) — 420
...11. Андрей Ларьков (Россия) — 392
...14. Артем Мальцев (Россия) — 343
...15. Денис Спицов (Россия) — 339
Зачет дистанционных гонок
1. Александр Большунов (Россия) — 794
2. Ииво Нисканнен (Финляндия) — 529
3. Шюр Рете (Россия) — 498
...5. Йоханнес Клебо (Норвегия) — 432
...6. Сергей Устюгов (Россия) — 403
Спринтерский зачет
1. Йоханнес Клебо (Норвегия) -350
2. Люка Шанава (Франция) — 304
3. Глеб Ретивых (Россия) — 246
...9. Александр Большунов (Россия) — 173
...17. Сергей Устюгов (Россия) — 76
Женщины
Общий зачет Кубка мира
1. Тереза Йохауг (Норвегия) — 1553
2. Наталья Непряева (Россия) — 1087
3. Хейди Венг (Норвегия) — 1020
4. Джессика Диггинс (США) — 789
Зачет дистанционных гонок
1. Тереза Йохауг (Норвегия) — 896
2. Хейди Венг (Норвегия) — 595
3. Наталья Непряева (Россия) — 471
Спринтерский зачет
1. Анамария Лампич (Словения) — 355
2. Линн Сванн (Швеция) — 285
3. Наталья Непряева (Россия) — 270
Группа Юрия Бородавко — одна из самых успешных в стране. Не только в лыжах, вообще. На престижнейшем «Тур де Ски» победил Александр Большунов, а Наталья Непряева заняла второе место. После главной многодневки сезона его подопечные одержали на двоих еще четыре победы. Плюс два серебра.
После успеха в Оберстдорфе мы созвонились с тренером. Поговорили про:
— общий зачет;
— сход Клебо в скиатлоне;
— прогресс Большунова в тактике;
— прорыв Непряевой в спринте;
— и даже о биатлонистах.
— С каждым этапом Большой хрустальный глобус все ближе к Большунову.
— Сейчас появился некий гандикап и это вселяет определенный оптимизм. Для меня важно, что есть такой запас прочности. Клебо очень силен. Он не раз доказывал, что здорово может бегать не только спринт, но и дистанции.
— Только вот в последнем скиатлоне сошел.
— Почему-то некоторые думают, что мы отплясывали на костях. Ничего подобного! Мы не радуется проблемам соперников. Концентрируемся на том, чтобы брать свое. В субботу Александр победил в скиатлоне, в воскресенье Наталья — в спринте. Это вдвойне приятно, потому что этап проходил на трассе следующего чемпионата мира. И теперь у нас больше информации, как к нему готовиться. Об этом надо думать уже сейчас?
— С Большуновым вы разговариваете об общем зачете Кубка мира?
— А зачем? Мы смотрим не на вершину горы, а под ноги. Нужно решать текущие задачи.
— 235 очков преимущества — насколько это серьезно?
— Не буду лукавить, серьезно. Но никаких гарантий оно не дает. Смешно слышать разговоры, будто Большой хрустальный глобус уже в кармане. Борьба будет до последнего этапа. Поверьте. И мы к этому относимся спокойно и трезво. Особенно Александр.
— Вы сказали, что злорадства, когда Клебо сошел в скиатлоне, не было. А какие были мысли?
— Он проводит то шикарную гонку, то не очень. Вспомните Нове-Место. Разделка у него не получилась совсем, зато как великолепно он пробежал преследование. В Оберстдорфе у Клебо не задалось с самого начала, это было видно. В спорте такое бывает.
Мы не радовались, но чуть скорректировали тактику. Александр взвинтил темп и довел дело до победы, пусть и несколько иным путем, чем планировалось изначально.
— Большунов хотя бы раз в карьере сходил с дистанции?
— Я такого не помню. По-моему, нет.
— Что должен сказать спортсмен из вашей группы, чтобы вы дали ему отмашку сойти?
— Разные бывают обстоятельства. И ничего зазорного в разовых сходах нет. Главное, чтобы это не превращалось в привычку.
— Клебо понимал, что не попадает в очки и сэкономил силы на спринт. Это достаточно веская причина?
— Время показало, что она имеет право на жизнь. В спринте он проявил себя во всей красе. Клебо — боец. И он не раз это доказывал. Йоханнес бороться за общий зачет не бросит до последнего.
— Ключевым в этой борьбе станет Скандинавский тур? Там будут утроенные очки.
— Там есть гонки, которые нам на руку. Есть, которые подходят Клебо. Но кто и на каком месте их закончит — неизвестно. Подсчитывать потенциальные очки у нас даже в мыслях нет.
— После спринта Большунов расстроился?
— Было некое разочарование. Конечно, он хотел бежать в финале. Но нужно понимать, что днем ранее была сумасшедшая гонка на 30 км. Почти полдистанции они шли на околопредельных скоростях, были рывки за бонусами, плюс мощнейший финиш. Это дает о себе знать. Особенно на следующий день.
— Рете по поводу скиатлона сказал: «Мы были как четыре мышки против одного кота».
— Мне приятно видеть, что Саша взрослеет, начинает читать гонку, чувствует все эти комбинации и перестроения, и быстро решает все двухходовки. Норвежцев было четверо, они пытались устраивать ему блокировку, но он из этих капканов очень легко выходил, а они даже не понимали, как он это делает.
— Вы такие моменты как-то прорабатывали? Разбирали видео?
— Опыт прошлого года дает о себе знать. Конечно, мы разговаривали, обсуждали, почему в гонке он встал туда, а не сюда, смотрели перестроения. Да и сам он научился не просто читать гонку, но и видеть все на несколько шагов вперед. Александр взрослеет, матереет и сейчас при наличии сил способен решать любую задачу.
— Впереди две недели перерыва. Как их проведете?
— Едем на базовый сбор в Шушен. Соревнований было очень много, теперь нужно отдохнуть, но вместе с тем и очень хорошо потренироваться.
— Видел в трансляции, как Рете спросил у Большунова, будет ли тот участвовать в чемпионате Норвегии. Александр ответил, что может быть.
— Мы будем где-то в 100 км от места старта, но соревноваться там не планируем.
— Победа Непряевой в спринте стала для вас сюрпризом?
— Я ждал этого от нее. В душе был уверен, что она выиграет эту гонку.
— Даже так?
— Весь сезон не было серьезных трасс именно для спринта. Двухминутные отрезки с коротким подъёмом — это одно. А вот 3,5 мин с тремя подъемами — совсем другое. С дистанционной подготовкой Натальи и ее уровнем классического хода победы ждать стоило.
Для нее этот успех важен. Было видно, как она сияла после финиша. Меня больше всего порадовала заключительная прямая — на ней Наташа одновременным ходом не уступила Лампич. Хотя на «Тур де Ски» в аналогичной ситуации она проиграла не только словенке, но еще и другим спортсменкам.
— Для Натальи задача на сезон — второе место в Кубке мира?
— Сейчас она в тройке во всех дисциплинах: в тотале, в спринте и в дистанционных гонках. Нужно и дальше выступать, как можно лучше, а там будет видно. Удастся где-то подняться еще — замечательно.
— У всех ваших спортсменов есть североамериканские визы?
— Сейчас как раз работаем над этим. Надеюсь, люди, которые занимаются визовой поддержкой, за 1,5 месяца, которые есть до выезда, успеют все сделать.
— Следите ли вы за братским лыжам биатлоном?
— Естественно.
— Почему там пока все так грустно?
— Ругать никого я сейчас не буду. Могу сказать какие-то крепкие слова только на внутреннем совещании специалистов. Если будет такая встреча, там выскажу свое мнение. В прессе же делать заявления не имею никакого морального права.
— А какое-то общение с биатлоном вообще есть?
— Да, я знаком со всеми биатлонными тренерами. Но звонить и советовать чего-то было бы странно. Придерживаюсь такой позиции: не спрашивают — не лезь. Пока не спрашивали. Хотя я сильно переживаю за всех. У нас сильные спортсмены и я уверен, что бороться за медали им по силам. Верю и надеюсь, что без призовых мест на чемпионате мира команда не останется.
— Биатлонисты много говорили по поводу штайншлифт-машины. В лыжах таковая есть. Насколько она помогает?
— Сама шлифт-машина — это просто груда металла. Важны мозги — то есть, кто работает на этой машине, насколько он знает физику снега, трения и какие структуры придумает.
Да, есть чисто наши структуры, которые сделаны на шлифт-машине. Но у нас вообще очень широкий спектр структур: российские, австрийские, у кого-то есть итальянские и финские. Тестируем все по максимуму, ищем лучшее и оставляем это в арсенале.
— Откуда в лыжах взялся мастер, которые знает подход к этой шлифт-машине?
— Его зовут Сергей Лопухин и он работает уже лет 8-9. Именно работает, а не просто сидит. Эксперименты идут постоянно, пробуются структуры на самый разный снег. Помимо перечисленных стран, пробовали снег и в Норвегии, и в Швеции. Уже образовался определенный пул структур, на которых мы выступаем.
— В биатлоне есть машины, но нет мастера. Можно ли Лопухину найти какого-то подмастерье, чтобы он передавал опыт?
— Даже нужно. Рано или поздно Сергей уйдет, и мы вынуждены будем искать человека, который умеет ей пользоваться. Сейчас ряд территорий и даже бизнесменов закупили шлифт-машины. На них так же работают ребята, которые сами находят шлифты. Люди есть. Но с ними нужно разговаривать. Не каждый еще согласится работать в таком графике, в котором приходится в российской сборной. Надо искать, общаться, договариваться. Сами по себе специалисты точно не появятся.
— Есть объяснение, почему, несмотря на полярную разницу в результатах, рейтинги биатлона все равно выше лыж?
— Биатлон — очень зрелищный вид спорта. У нас в стране его любят.
А лыжи — их для начала нужно стабильно показывать. Сложно болеть за вид спорта, который не транслируют регулярно. Да, от случая к случаю и мы попадаем в эфир. Но также легко можем из него выпасть. Биатлон при любых раскладах показывается от и до. Люди привыкают. Мне кажется, корень в этом.