Эксклюзив
8 апреля 2020, 16:45
«СЭ» продолжает вести прямые эфиры в Instagram с самыми яркими спортсменами страны. Новый гостем Владимира Иванова стала очаровательная Алена Заварзина. Чемпионка мира, призер Олимпийских игр и обладатель Малого хрустального глобуса в параллельном гигантском слаломе. После завершения карьеры она выбрала крайне необычный для спортсменов вариант дальнейшей жизни: поступила в центральный колледж искусства и дизайна в Лондоне.
— Знакомая, которая несколько лет училась в Лондоне, рассказывала: «Город — прекрасный, но своей там стать невозможно. Местные четко разделяют: британец ты или приезжий».
— Да, есть такая тема, что местные не особо берут тебя в свой круг общения. Мне повезло — живу с англичанами и есть хоть какой-то вход в среду. В основном же все делятся по группам: русские общаются с русскими, китайцы — с китайцами. Я так понимаю, мы не особо сходимся по менталитету. Например, там часто бывает такое: «А давай встретимся, надо бы уже». И в итоге никто никогда не встречается. А если ты пишешь: «Ну что, давай? Мы же собирались», — выясняется, что они это не имели в виду. Просто все такие вежливые, что никто не может в лицо сказать, что не хочет видеться с тобой. Там я впервые почувствовала полное отсутствие интереса к себе в компании. Ты там настолько никто, что даже не по себе становится. Только когда узнали про мой фильм «Слалом», ситуация в колледже изменилась. Инкогнито уже не походить.
— Это хорошо?
— Где-то — да. Вот у нас были совместные проекты с 19-летними ребятами, которые вели себя как удавшиеся арт-директоры и пытались указывать мне мое место. Это не совсем мой формат. И я боялась, как бы не стать обидчиком в этой среде, как бы на меня не пожаловались — что я прессую молодежь. Поэтому сдерживалась и ничего им не говорила в ответ.
— У вас был период, когда вы год жили в Штатах. Для некоторых россиян — это мечта. Но недавно я наткнулся на интервью Артемия Лебедева, так он уверяет, что в США несвободы куда больше, чем в России.
— Раньше я тоже думала, что в Америке классно, и было бы хорошо там остаться. Там есть инфраструктура и качественные продукты по той же цене, что в Москве, но с другой стороны — ты там никто. Если не родился в Штатах, то ни на что права у тебя там нет. Плюс есть прецеденты ограничения свобод, предвзятости по расе. Так что где страшнее жить, я не знаю.
— Россия — это та страна, в которой вам жить наиболее комфортно и где вы чувствуете себя спокойно?
— Я бы не сказала, что чувствую себя в России спокойно. Вот в плане безопасности — да. Но в плане будущего я вообще не уверена. Хотя я сама по себе тревожный человек. Мне с трудом верится, что хоть где-то может быть спокойно. Никогда не знаешь, когда кто-то из политиков совершит новую интересную вещь. Это касается не только России, но и Англии, и Америки. Кто-то принимает решения, а вся страна потом расхлебывает. Так что я просто пытаюсь найти место, где меня бы не трогали.
— В 2018 году, когда была тема с нейтральным флагом, вы много раз говорили: я патриот.
— Я люблю страну, людей, места, менталитет, наш язык и шутки. Наших спортсменов люблю. Москву. Но из-за некоторые решений чувствую себя неоднозначно. Вот сейчас я учусь в Англии. Когда здесь люди узнают, что я спортсменка из России, сразу начинается: «О, я тоже смотрел «Икар» (картина про Григория Родченкова. — Прим. «СЭ»), я все знаю про допинг. Вам ведь тяжело — вообще нет выбора? Вас заставляют».
На Западе нет доверия к России — никто не знает, что мы сделаем в следующий раз. Настолько мы непредсказуемо себя ведем, что никто не может понять мотивы — ни в спорте, ни где-то еще. В этом смысле мне тяжело, потому что каждый разговор в светской среде в Англии сводится к политике. А я вообще не про это. Плохо знаю историю, и мне тяжело улавливать причинно-следственные связи.
— Пропаганда идет с обеих сторон?
— Абсолютно! Новости — это ужас. Одни поворачивают с одной стороны, другие — с другой. Все катят друг на друга бочки. Англия катит на всех, потому что думает, что у них есть свое мегаместо, с которого можно следить за порядком во всем мире. В Америке на первом плане эксклюзивность по поводу решения вопросов. У России: главное, чтобы нас не напали, и ничего не отобрали. Потому что по ресурсам мы самая богатая страна. Только не подумайте, будто я претендую на роль эксперта в геополитике. Но пропаганда точно есть везде. И тут все зависит от людей — есть ли у них свое критическое мышление.
— Какую вещь нужно поменять в России, чтобы всем стало жить чуточку легче?
— Вот смотрите, сказали всем недавно не выходить из дома, а народ поперся в парки. Теперь запрещают выходить дальше чем на 100 м. Кто виноват? Если штрафы не грозят, все выйдут жарить шашлыки? Хотя Россия в этом смысле не эксклюзивна. В Португалии народ сначала тоже повалил на пляжи. Но потом в стране ввели ЧС. В Англии все в парки вываливаются периодически. То есть это не мы такие оригинальные. И я понимаю, что большую страну контролировать очень тяжело. Всем нужно начать с себя и думать немного больше.
— Вы сейчас учитесь в Лондоне, а не, например, в Новосибирске. Выиграли под российским флагом гору медалей, но за последний год в сборной не получили зарплату и завершили карьеру, по сути, со скандалом. Можете ли сказать, что вы в ладах с Россией?
— Я с Россией в ладах. Но система меня сломала. А чего еще можно было ожидать? Что я сломаю систему? Такого не может быть. Просто я высунулась, а меня засунули обратно. Вот и все. Потом у меня была депрессия и посттравматические ситуации. Я сильно переживала, думала, что у меня теперь нигде ничего не получится. Если в спорте, несмотря на все заслуги, вышло так, что мне указали на дверь и сказали, что я никто, то, наверное, так будет и в новой профессии. Вот такие мысли были, мне было страшно. Но с этим приходится работать. Постепенно снова появляется уверенность в себе. Пока ее кто-нибудь опять не сломает.
Смотрите полное интервью Заварзиной на Ютуб-канале «СЭ»
Из него вы узнаете:
— как проходит обучение в английском колледже
— почему российские олигархи переезжают именно в Лондон
— как изменилось ее отношение к Олимпийским играм после выступления в Пхенчхане под нейтральным флагом
— про отношение к терапевтическим исключениям
— почему она уважает Лэнса Армстронга
— о современном искусстве
— почему для девушки красота важнее интеллекта