В понедельник в Москву вернулся Иван Скобрев, накануне выигравший чемпионат Европы в классическом многоборье.
Екатерина КУЛИНИЧЕВА
из Шереметьева
"Из VIP? Да ну что вы, я же простой смертный… Очень рад вас всех здесь видеть. Спасибо за теплую встречу!" – поприветствовал журналистов как всегда улыбающийся, но заметно уставший Скобрев. И хотя очень торопился – до следующего самолета, на сей раз в Испанию, на сбор, оставалось менее полусуток, в течение которых нужно и с родными пообщаться, и дела переделать, – без возражений и пообщался, и надел на радость фотографам венок победителя, и достал надежно упрятанную в сумку с ручной кладью медаль.
- Видел в интернете, что болельщики возмущались, мол, маленькая она какая-то. Зато настоящая, золотая, тут даже проба есть, - рассмеялся чемпион Европы.
- О чем думалось в эти сутки, прошедшие после победы?
- Хочется поскорей добраться домой, пусть и на несколько часов. Завтра (во вторник. – Прим. "СЭ") в 3 утра я уже должен быть в "Домодедово" - мы с командой улетаем на очередной сбор. На самом деле считаю, что этот этап пройден, и неплохо. Впереди чемпионат мира в многоборье и на отдельных дистанциях. Не надо забывать и о Кубке мира. Хочется удержать свою позицию (на данный момент в общем зачете стайерского бега Скобрев идет вторым вслед за Бобом де Йонгом. - Прим. "СЭ"), а может, даже постараться выиграть. Так что мысли в основном о работе. Конечно, есть и удовлетворение. И усталость, притом сильная. Но теперь у меня есть венок, есть медаль, это радует. Продолжаем работать. Один день на отдых – и снова на велосипед, который всегда со мной, в багаже. Нужно готовиться к оставшейся части сезона.
- Возвращаясь мысленно ко вчерашнему дню, какие были ощущения перед стартом соревнований на дистанции 10 000 м?
- Настроение было позитивное еще с того момента, как приехали в Италию. Последние результаты в Кубке мира позволили мне думать о чемпионстве. Единственное – переживал насчет погодных условий, все же в Коллальбо открытый каток. В этом смысле мне на чемпионате везло не всегда, и организаторы всячески осложняли мне жизнь. Переносили подготовку льда, не делали ее там, где нужно было сделать. Плюс там был ветер. Да и неудобный соперник на 10 000 м, который все время отсиживался за мной, и фактически 23 круга я бежал один. Но я рад, что нашел в себе силы все это побороть, и у нашей страны, у нашей команды есть эта медаль. Честно говоря, я сейчас настолько устал, что все никак не могу до конца осознать произошедшее. Но, думаю, скоро, когда почитаю все комментарии и поздравления, пойму, что это на самом деле очень круто.
- Вы наверняка знаете, что это первое золото за последние 10 лет.
- Я даже знаю того, кто его завоевал, - Дмитрия Шепеля. Он мой хороший друг. Меня уже поздравил Николай Гуляев, который выигрывал чемпионат Европы до Шепеля. На самом деле хочется, чтобы в нашей команде были созданы все условия, чтобы выигрывать не раз в 10 лет, а раз в 3 - 5. А может, и каждые два года. Будем стараться, чтобы так и было.
- Пик подготовки пришелся на новогодние праздники. Отметить совсем не получилось?
- Честно скажу, 31 декабря был очень сложный день. У меня было две тренировки. Плюс я очень внимательно следил за выборами лучшего спортсмена года на телевидении. Очень переживал, что в полуфинале проиграл Акинфееву. В форумах читал, что большинство болельщиков было за меня, даже удивился, почему же в итоге результат вышел именно таким. А Новый год я встречал по российскому времени, а потом лег спать. Пытался посмотреть речь президента на компьютере, но интернет был очень медленным. Пришлось ограничиться прослушиванием гимна.
- Что за эти соревновательные дни было самым сложным?
- Да в многоборье не бывает "самого сложного" - тут все на нервах. Если говорить о том, где решалась судьба чемпионства, – то на последних двух кругах на дистанции 10 000 м. Соперник совсем не помогал, я боролся один и чувствовал, не буду скрывать, что кругов за пять до финиша я практически потерял надежду, что стану чемпионом. Но вдоль катка стояли ребята, все те, кто со мной работал, и всячески подбадривали. Собственно, большая часть тех, кто был на катке, за исключением голландских болельщиков, были за меня. С помощью этой поддержки, наверное, и удалось переломить ситуацию. Сам потом, когда смотрел график, заметил, что на "десятке", уже фактически по снегу, у меня получилось быстрее проходить круги, чем на 5000 м. Так что я рад, что сумел найти в себе резервы.
- Когда Ховард Бокко на 10 000 м выступил не так, как от него ждали, мысленно, что называется, выдохнули?
- Честно говоря, да. Был уверен, что Бокко – один из главных соперников в борьбе за золото. Но он показал не тот бег, который я лично от него ждал. Я в тот момент делал "сухую" разминку, на ногах, растягивался, одновременно наблюдая за тем, что происходит на катке. Понимал, что бегу в тех же условиях – температура около "+7", лед буквально на глазах превращается в снег. Переживал относительно голландцев, которые бежали прямо передо мной и сразу после подготовки льда. Ребята показали отличный бег, боролись в паре. А мой соперник, Кун Вервей, очень нагло повел бег, всю дорогу отсиживался за мной, совершенно мне не помогая. Приходилось бороться и со временем, и с сильным ветром, который в тот момент поднялся.
- Может, он соотечественникам помогал?
- Да нет. Просто у него были свои задачи – быть на подиуме. Кстати, он чуть не заигрался и не упустил третье место в многоборье.
- Главный тренер сборной Константин Полтавец после финиша очень тепло вас поздравлял. Каков вклад тренера в эту победу?
- Знаете, не хотел бы сужать круг тех, кого нужно благодарить, до одного или двух человек, называя только Полтавца или, например, Маурицио Маркетто, с которым я работал перед Олимпиадой. В моей карьере было около десяти тренеров, которые участвовали в подготовке, помогали. Это и мой первый наставник – Виталий Важнин. И Александр Александрович Калинин, который перевел меня из Санкт-Петербурга в Череповец. И многие другие. Все они сыграли очень большую роль, нет кого-то одного, кто сделал бы меня тем, кто я есть. Кроме моих родителей разве что. Все они, я считаю, приняли равное участие в том, чтобы у нашей страны было это золото. Надеюсь, в будущем у нас будет не один человек, способный этот успех повторить. В России для этого сейчас делается все возможное: есть катки, а главное, есть настоящая команда. И она будет конкурентоспособна в ближайшем будущем. Надеюсь, успеем сделать это до Олимпиады в Сочи.
- Кстати, Полтавец еще до начала чемпионата Европы сказал, что вы не только можете выиграть его, но и сделаете это. Ответственность не давила?
- Честно говоря, читал это его заявление в интернете. Но сам он ничего подобного лично мне не говорил, вообще эту тему не обсуждали. Понятно, что я этого хотел, и он знал это. Приятно, что его высказывания перед чемпионатом совпали с реальностью.
- Как команда поздравила с победой?
- Команда… (задумался) Мы очень здорово пообщались. Опять же, сейчас все в работе, нет времени на отдых. Так что все было скромно: ужин, речь – и хватит.
- Ну телефон-то наверняка "разорвался" от поздравлений?
- До сих пор не разобрался со всеми смс-сообщениями. Думаю, на сборе как раз и осилю.