26 января 2014, 17:55
Полноценный сбор вместе с олимпийской командой по конькобежному спорту в Инцелле провела в январе мобильная лаборатория Олимпийского комитета России, помогая спортсменам выйти на пик формы перед стартами в олимпийском Сочи. О работе лаборатории и секретах подготовки атлетов рассказал руководитель специальных проектов Олимпийского комитета России Сергей Зоткин.
– Как зародилась идея создания подобной лаборатории на колесах?
– В сентябре 2012 года при реализации спецпроекта "Гипоксия" наша группа специалистов находилась на сборах в Финляндии с экспериментальной лыжной командой Олимпийского комитета России, и в первые дни работы мы столкнулись с рядом проблем. В частности, с невозможностью проводить некоторые измерения в "полевых условиях". Тогда же зародилась идея о создании специализированной мобильной лаборатории, которая была бы многофункциональной и в зависимости от задач трансформировалась бы либо в тестирующий комплекс, либо в медицинский, либо в биохимическую лабораторию. С этой инициативой мы обратились в управление Научно-методического обеспечения Олимпийского комитета России (ОКР) и к руководству ОКР в лице исполнительного директора Владимира Сенглеева. И везде наша идея нашла поддержку, началась ее реализация. Благодаря совместной благотворительной акции ОКР, Visa и "Аэрофлота" осенью прошлого года были собраны 10 миллионов рублей, часть из них была вложена в создание двух мобильных автолабораторий.
– Не секрет, что в России существуют похожие мобильные технические и медицинские станции. в чем особенность данной лаборатории?
– В первую очередь это довольно низкобюджетный проект. А изюминка его – в многофункциональности. Представьте, в одном небольшом микроавтобусе объединены функции научного специалиста, спортивного врача, биохимика, тренеров и ассистентов тренера. Получается, что в "полевых условиях" команда имеет полноценное комплексное сопровождение. Мы даем тренеру информацию, на основе которой он может делать корректировки своего тренировочного плана – увеличивать или уменьшать нагрузку спортсменов. Это отличное подспорье в тренировочном процессе где-нибудь в горах, где нет возможности проводить комплексные обследования. Например, в Инцелле, где проходит заключительный перед Олимпийскими играми сбор российской команды по конькобежному спорту. Там мы использовали лабораторию для мониторинга подготовки в условиях среднегорья, исследовали способность каждого спортсмена переносить различные высоты и, таким образом, планировали тренировочный процесс на заключительном этапе подготовки.
– До Олимпийских игр в Сочи остается менее двух недель. Можно ли сказать, что на данном этапе проект реализован?
– Он реализован с точки зрения концепции создания. Наши специалисты, которые выехали на "крещение" лаборатории – на сбор в Инцелле, однозначно довольны. Все эргономично, удобно, можно транспортировать большой объем грузов. При этом лаборатория трансформируется в различные, в зависимости от задач, конфигурации. Она действительно правильно и удачно спроектирована. При этом у нее довольно невысокий бюджет, что позволяет изготавливать подобные машины в короткие сроки. Кроме того, использовать лабораторию можно в любом виде спорта, ведь она универсальна, не специализирована подо что-то конкретное. С этой точки зрения проект очень успешен.
Что же касается востребованности со стороны сборных, то и здесь все очень хорошо. Конькобежцы с прошлого года внедряют специальный проект ОКР "Гипоксия" в свою подготовку. И результаты уже есть. С последнего чемпионата мира спортсмены, участвующие в проекте, вернулись с медалями. Кроме того, есть заявка на использование нашей лаборатории от Союза биатлонистов России и заинтересованность нескольких федераций летних видов спорта.
– Отправится ли лаборатория на Олимпийские игры в Сочи?
– Лаборатория аккредитована на Игры и при необходимости может быть использована в любой момент. Системную же работу продолжим уже после Олимпийских игр. Современный спорт – это не только огромные усилия самих спортсменов, это еще и современные методики сопровождения, без которых добиться побед просто невозможно. Их разработкой, к слову, занимается и Олимпийский комитет России, в стенах которого в данный момент полным ходом идет строительство инновационного центра. Именно там в дальнейшем будут разрабатываться проекты и методики для наших спортсменов.
Юрий ВЕНГРОВ