11 августа 2014, 19:11

Краш-тест на льду: зрители требуют жертв

Дмитрий АФОНИН
Корреспондент

В программе конькобежных соревнований масс-старт уравняли в правах с классическими дисциплинами, а спортсменам теперь предстоит учиться контактной борьбе на дорожке

В предстоящем Кубке мира соревнования, в которых одновременно на лед выходит большая группа конькобежцев, будут проводиться целых шесть раз – столько же, сколько и старты на традиционных дистанциях с классическими парными забегами. Также впервые в новой дисциплине будут разыграны медали чемпионата мира на отдельных дистанциях, который пройдет в голландском Херенвене. Более того, Международный союз конькобежцев (ISU) рассчитывает, что масс-старт войдет в программу Олимпийских игр уже в Пхенчхане-2018.

– Нам нужно показать МОК, что этот вид пользуется популярностью не только у спортсменов, что он захватывающий и нравится зрителям, – замечает член технического комитета ISU Александр Кибалко. – Поэтому было принято решение быстро его продвигать. Июньский конгресс ISU поддержал включение масс-старта в программу Олимпийских игр. Первый шаг в этом направлении сделан. Мы свое слово сказали, теперь очередь МОК.

Необходимость изменений в коньках стала очевидной из-за падения рейтинга этого вида спорта.

– Мы видим, что интерес со стороны медиа и болельщиков в последние годы угасает, – констатирует Кибалко. – Есть бешеная конкуренция с так называемыми экстремальными видами спорта. Например, со скоростным спуском на коньках. Молодежь смотрит в сторону новых дисциплин. В коньках же основные зрители – 50-60-летние норвежские и голландские фанаты. Нужна маленькая встряска, чтобы выйти из стагнации. Наша цель – освежить соревнования, привлечь новых спортсменов и болельщиков. Здесь никакого риска нет. Если жизнь покажет, что ради сохранения нашего вида спорта нужно отказаться от дистанции 10 000 м, значит, это надо будет сделать.

Масс-старт призван также расширить географию стран, которые борются за высокие места. Кроме того, новая дисциплина обеспечит приток в коньки спортсменов из смежных дисциплин.

– В последние годы в коньках появилось большое количество роликобежцев, – отмечает Кибалко. – Для них в групповых забегах нет ничего особенного. Соответственно, больше стран могут надеяться на победу. Конькобежцам также понадобятся навыки шорт-трекистов. В связи с этим неплохие шансы в масс-старте имеет наш Евгений Козулин, перешедший из шорт-трека в коньки и сейчас проходящий подготовку с Маурицио Маркетто. Будет успешна здесь и призер чемпионатов мира по шорт-треку голландка Йорин Тер Морс, ставшая в Сочи двукратной олимпийской чемпионкой по конькам. В общем, будет интересно. Тот же Евгений Серяев достаточно неплохо чувствует себя в этом виде, на всех соревнованиях попадает в десятку сильнейших. Главное, чтобы наши ребята не терялись и не боялись контакта.

Вместе с выводом масс-старта на новый уровень ISU решил немного изменить правила проведения забегов в этой дисциплине. По сравнению с тем, что происходило на этапах Кубка мира в последние три года, продолжительность забега сократилась с 20 до 16 кругов, а число участников теперь ограничено 24. Кроме того, очки, зарабатываемые спортсменами на трех промежуточных финишах, смогут повлиять в итоговом протоколе только на позиции начиная с четвертой. Тройка призеров будет определяться в порядке завершения ими дистанции на заключительном финише. Ранее благодаря очкам, заработанным на промежуточных отсечках, спортсмены могли бороться за места начиная со второго. Впрочем, возможно, что и эти правила в будущем трансформируются.

– Мне не нравится, что победа на финише гарантирует чемпионство, – говорит Евгений Серяев, выступавший в прошлом сезоне в масс-старте на Кубке мира. – Было бы интереснее, если бы все итоговые места распределялись по очкам, независимо от того, кто как финиширует на последнем круге.

Впрочем, в плане зрелищности масс-старт превосходит другие дисциплины коньков. Массовые забеги способствуют значительному тактическому разнообразию и одновременно чреваты падениями спортсменов.

– Это зрелищная дисциплина, она намного интереснее, чем классические дистанции, – уверен Серяев. – Зрители же требуют на дорожках жертв и разборок! Представляете, какая борьба идет, когда больше 20 человек бегут одновременно?! Большую роль играет тактика действий на дорожке – тут может быть как командная работа, так и индивидуальная. Нужно просчитать: на каком круге отсидеться, на каком выстрелить. В прошлом сезоне голландцы на одном из этапов Кубка мира работали командой – двое дергали всю толпу, а третий отсиживался сзади и выиграл на финише, когда все были обессилены. Кто-то старается уехать вперед, но это тяжело, потому что дистанция очень короткая. Даже 20 кругов для этого мало, а тем более – 16.

Контактная борьба в масс-старте запрещена. На одном из этапов Кубка мира Ивана Скобрева дисквалифицировали за контакт на финише, – продолжает Серяев. – Но судьям тяжело отследить все, и порой можно чуть потолкаться руками в повороте. Чтобы не допускать ошибок на дистанции, нужно где-то поработать головой, а где-то – мышцами.

Не секрет, что экстремальные виды спорта сегодня более популярны, чем классические, – отмечает Серяев. – Думаю, сейчас посмотреть на сноуборд придет гораздо больше народа, чем на коньки. У людей стало больше агрессии, им интересны падения. И в масс-старте тоже все в основном ждут "краш-теста" – такая борьба для зрителей привлекательнее, чем когда два человека бегут 25 кругов.

На повестке дня у конькобежцев еще один новый вид – командный спринт, который будет проводиться на этапах Кубка мира в качестве демонстрационного. Он напоминает аналогичную дисциплину в велотреке. На льду находятся две команды, состоящие из трех человек и стартующие с противоположных сторон арены. После каждого круга один из конькобежцев каждой команды покидает дорожку, и последние спортсмены сборных финишируют в одиночестве.

– Этот зрелищный вид очень нравится спринтерам, – замечает Кибалко. – Здесь бешеные скорости, драмы, трагедии. Сейчас 16 кругов в масс-старте бегают средневики, а спринтеры немножко ущемлены. Пару лет назад ISU пытался ввести дистанцию 100 м, но она не прижилась.

Командный спринт поможет восстановить статус-кво.

Очевидно, что конькобежный спорт пошел по пути, проторенному, в частности, лыжными гонками. Спад интереса к состязаниям лыжников привел к тому, что соревнования с раздельным стартом частично заменялись масс-стартами. Ведь болельщикам интереснее смотреть за борьбой спортсменов между собой, нежели с секундомером. В итоге в программе Олимпиад и чемпионатов мира осталась только одна "разделка". Другие виды спорта тоже ищут новые формы, и изменения, происходящие в коньках, вполне соответствуют мировому тренду.

Кстати, на зимних Играх-1932 в Лейк-Плэсиде конькобежцы состязались в забегах на классические дистанции, используя масс-старт. Тогда проведение соревнований в таком формате было популярно в Северной Америке, но не в Европе, и в итоге не прижилось. Возможно, эта старая история получит свое олимпийское продолжение.