21 августа 2008, 01:16

Триста метров до золота

Александр Рогулев
Корреспондент

   Вчера восьмикратная чемпионка мира Лариса Ильченко завоевала первую в истории Олимпиад золотую медаль на 10-километровой дистанции.

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ

из Пекина

   Через час после того, как 19-летняя Ильченко стала первой в истории марафонского плавания олимпийской чемпионкой, ее спросили на пресс-конференции: "Вас не смущает, что так много людей рвалось сегодня к этой победе, а вы приплыли первой, отняв у них эту медаль?"

   В глазах спортсменки мгновенно появился стальной блеск:

   - Почему меня должно это смущать? Это - соревнования, в которых побеждает сильнейший. И везет в них тоже сильнейшему. Здесь никто никому не уступает. Как вы себе это представляете? Я должна остановиться и пропустить соперницу вперед только потому, что ей кажется, что она работала больше? Так ведь и я не считаю, что работала меньше. И заслужила эту медаль ничуть не меньше, чем кто-то другой.

   В нескольких десятках метров от пресс-центра прямо под тентами билась в истерике немка Ангела Маурер. Обладательница семи медалей чемпионатов мира, в том числе одной золотой, отметила в этом году 33-й день рождения. Она много раз собиралась оставить спорт, но отложила уход до Пекина в надежде завоевать олимпийскую медаль. И осталась четвертой.

ЗА ТРИ ГОДА ДО ФИНИША

   Фаворитом чемпионата мира-2005, второго в карьере Ильченко, считалась четырехкратная победительница мировых марафонских первенств немка Бритта Камрау. На 10-километровой дистанции она осталась за пределами пьедестала. А Ильченко, 17-летняя волгоградская девчушка, словно оправдываясь за свою нахальную победу, смущенно говорила в микрофон:

   - В нашем виде плавания звание заслуженного мастера спорта присваивают лишь за две победы на чемпионатах мира. Год назад, когда я выиграла 5 км на мировом первенстве в Дубае, об этом и речи не было. Но надеюсь, что теперь уже доплыла...

   Марафон без трудностей - это не марафон. За сутки до того заплыва в команде российских марафонцев царила паника - не было соревновательных костюмов: партия спонсорской экипировки фирмы "Арена" застряла на таможне. Ларисе повезло дважды. Во-первых, в том, что на стадионе у гребного канала вовремя появился представитель компании с сумкой, полной обмундирования. Во-вторых, купальник, выданный спортсменке, оказался нужного размера. А ведь несколько лет назад у марафонцев был случай, когда неудачно за два часа плавания подобранный комбинезон стер спину и плечи одному из спортсменов до такой степени, что в образовавшейся ране можно было рассмотреть кость плечевого сустава.

   В победу Ильченко в Монреале и верили, и нет. В 2004-м в Дубае Лариса победила всех сильнейших. Но там она была темной лошадкой. А на таких, как показывает многолетняя практика, в марафоне не обращают особого внимания. В Монреале к россиянке уже присматривались внимательнее. Она же думала только о том, чтобы выполнить установку тренера - Владимира Захарова: держаться в лидирующей группе, а на последнем километре выйти вперед.

   - Как только я начала выбираться из группы, меня тут же стали дергать за ноги, подтягивать, бить, щипать - в общем, все как обычно. Но удалось выбраться, - вспоминала тот заплыв Ильченко. - Победа далась гораздо тяжелее, чем на первом чемпионате, хотя трасса не показалась мне сложной. Я ведь большей частью плаваю в бассейне, специализируюсь на дистанции 400 метров вольным стилем. В гребном канале практически те же условия. Небольшая глубина, теплая вода. Хорошо, что не пекло солнце - а то плыть очень тяжело.

ЗА ТРИ МЕСЯЦА ДО ФИНИША

   В мае этого года Лариса выиграла уже восьмой титул чемпионки мира. Этот старт в Севилье был сложен тем, что в марафон ринулось множество пловцов, не сумевших отобраться на Игры в бассейне. Ажиотаж захватил даже выдающегося австралийца, двукратного олимпийского чемпиона на дистанции 1500 метров Гранта Хэккетта. Он приехал в Севилью, заявился на 10-километровой мужской дистанции и финишировал 15-м. А сразу после заплыва и вовсе был дисквалифицирован за два предупреждения, полученные по ходу дистанции.

   Победа Ильченко ни у кого не вызывала сомнений, но во время заплыва ей сильно, ударом ноги по плечу, травмировали руку. Я не присутствовала на тех соревнованиях, но уже спустя несколько минут после того, как стали известны результаты, получила смс-сообщение от двукратного олимпийского чемпиона Дениса Панкратова: "У Ларисы выбито плечо. Сильно. Поднимать руку она не может".

   За время, оставшееся до Игр руку удалось залечить. Главной задачей спортсменки было восстановить форму и вновь выйти на пик своих скоростей.

ЗА ТРИ ДНЯ ДО ФИНИША

   Тренироваться в боевых условиях в Пекине марафонцам толком не дали. Акваторию канала им пришлось делить с гребцами, к тому же те начали выступления раньше. Ильченко с самого начала решила для себя до старта не ходить ни на какие соревнования. "Невольно начинаешь болеть за своих, и энергия начинает утекать с бешеной скоростью", - сказала она на этот счет.

   Тренировки были перенесены в бассейн, и тут запаниковал Захаров. "Вся работа насмарку, - твердил он. - Как плыть, когда соперники показывают такие скорости?"

   - Я чуть было не поддалась на эти разговоры, - говорила Лариса. - Еле-еле заставила себя не обращать внимания на то, что говорит тренер. Вспоминала, как мне позвонил мой друг из Волгограда и сказал, что в ночь с четверга на пятницу видел сон, в котором я показывала ему золотую олимпийскую медаль. А ведь сны в ночь на пятницу - они считаются вещими. Еще друг сказал, что в Волгограде никто не сомневается в том, что я выиграю. Что все болеют за меня и ждут с победой.

ЗА ТРИ КИЛОМЕТРА ДО ФИНИША

   Ей в общем-то не нужно было ничего придумывать. Тактика, предложенная Ильченко тренером на самом первом чемпионате мира четыре года назад, не претерпела больших изменений: держаться в лидирующей группе, а на последнем километре начинать финишировать. Предполагалось, что по ходу дистанции Лариса дважды подплывет к тренерскому мостику на подкормку. Но уже на первой половине дистанции стало понятно, что сценарий летит к черту: две англичанки, которые, как и Ильченко, плыли во главе группы, начали оттеснять российскую спортсменку в сторону. Прорваться через них к тренеру Лариса не смогла. Пришлось плыть дальше.

   Англичанки представлялись наиболее серьезными соперницами. Обе пришли в марафон не так давно, обе успели выступить на Играх в "классическом" плавании: Кери-Энн Пэйн - к комплексе, Кассандра Пэттен - на дистанции 800 м вольным стилем. Вторая из спортсменок была особенно опасной: в бассейне она дважды была финалисткой чемпионатов мира, в 2007-м впервые приняла участие в турнире марафонцев и завоевала два серебра на двух подряд мировых первенствах, оба раза проиграв Ильченко. Впечатление на соперниц англичанка производила неизгладимое - своим гренадерским телосложением.

   - С ней страшно находиться рядом, - рассказывала мне одна из спортсменок. - Когда Пэттен плывет в полную силу, под нее начинает затягивать, как под катер. Начинаешь думать уже не о том, как плыть, а о том, как уворачиваться.

   За три километра до конца гонки Пэттен то ли случайно, то ли намеренно подпустила Ильченко ближе. И что есть силы ударила ногами по воде. Попала Ларисе по лицу.

   Еще через несколько минут российскую спортсменку ударила китаянка Фан Яньцяо. Попала прямо в травмированное в Севилье плечо.

   Вторая кормежка тоже сорвалась. Захаров уже было протянул стакан с питательной смесью в руки Ларисе, она взялась за него, но в этот момент ее ударила по руке одна из бразильских спортсменок, и стакан улетел в воду.

   На последней прямой Ильченко начала финишировать.

ЗА ТРИ СОТНИ МЕТРОВ ДО ФИНИША

   - У меня не было определенной тактики, - рассказывала Лариса после гонки. - Просто смотрела, что происходит по ходу дистанции, и принимала решения. Когда шла на соревнования, настраивалась, как на обычную тренировку. Говорила себе, что иду плыть большой тест, 10 километров, где будет много спортсменок, которых я обязательно должна обогнать. Старалась гнать мысли, что это - самый важный старт в моей жизни. Еще за круг до финиша попыталась сориентироваться: где финишный щит, как лучше к нему плыть. Примерила расстояние, сделала для себя пометку, что нужно начинать ускоряться в районе табло с результатами, иначе ничего не получится. Хотя, когда осталось плыть всего один километр, вообще не помышляла ни о каком рывке. Как только увидела, что две англичанки впереди, две бразильянки сзади, а сразу за ними накатывает вся группа, при том что голод вовсю давал себя знать, подумала: "Господи, хотя бы в десятке остаться".

   Панкратов наблюдал за финишем спортсменок по телевизору. Потом рассказывал:

   - За несколько секунд до того, как Ильченко начала работать на финиш, операторы показали хорошую картинку: Лариса стояла за слабейшей из двух англичанок и уже начинала ее обходить. Когда камера наехала на двух лидеров крупно, я был спокоен: ждал, когда в кадре появятся Ларкины руки. И вдруг там появилась шапочка бразильянки. Потом картинка вернулась на общий план, и я увидел кошмарную картину: как бразильянки Кунья и Окимото внаглую взяли Ларису с двух сторон в "коробочку".

   Дальнейшее выглядело еще ужаснее. Ильченко остановилась, пропустила этих спортсменок вперед и попыталась обогнать их с правой стороны. Обе бразильянки тут же сместились в ее сторону, в то время, как Пэйн и Пэттен продолжали уходить вперед. Расчет Куна и Окимото был понятен: они работали только на то, чтобы вынудить Ларису уйти назад. Потому что в этом случае бронзовая медаль должна была достаться Бразилии. Ильченко снова остановилась, обошла обеих спортсменок слева и начала ускоряться. В этот момент объявили, что у Ларисы - желтая карточка за нарушение правил. А две такие карточки - это дисквалификация. Бразильянок Лариса в итоге оттеснила, но за это время потеряла кучу сил, поскольку у нее по сути получилось два финишных рывка.

   Было хорошо видно, что после всей этой борьбы Ильченко просто не могла отдышаться. Она словно размышляла: "Сейчас - или чуть позже?"

ФИНИШ

   Лариса сама не поняла, как доплыла до щита:

   - Не помню, что и как я делала на последних метрах. Не понимала, где я, что происходит вокруг. Видела только желтый квадратик. Разница между мной и Пэйн составила полторы секунды, а мне показалось, что нас разделило касание. Конечно, я знала, что будет тяжело, немножко поплавала в канале за день до старта, но тогда вода была 26 градусов. А за сутки нагрелась до 29-ти. Вот это было по-настоящему ужасно - плыть в горячей воде. Наверное, мне повезло: обе англичанки стартовали на своих дистанциях в бассейне, и я оказалась свежее.

   - Не напугались, когда получили желтую карточку?

   - Я желтую карточку получила? Правда? Даже не заметила этого, видимо голова была занята другим. Хотя примерно представляю, когда это могло произойти: когда я пыталась уплыть от бразильских девочек. Они обе очень агрессивно себя вели. Не знаю, что увидели судьи с лодок, но, видимо, посчитали виноватой меня.

   - Сильно сказывалось, что не сумели поесть на дистанции?

   - У меня были с собой два мягких контейнера с питательным раствором. В купальнике. Как раз на такой случай. Бьют ведь в воде постоянно.

   - Неужели никогда не возникает желания дать сдачи?

   - Кому? Англичанке? Боюсь, мы с ней выступаем в разных весовых категориях. Лучше я в сторонку отплыву. А она пусть потом плачет. На пьедестале. Хотя, знаете, так больно было, когда в глаз ударили... И обидно, и жалко себя: я плакала на этих последних метрах и одновременно думала о том, как хорошо, что очки не запотевают - слезами изнутри омываются. Марафон - это такое дело тяжелое... Совсем не факт, что придешь из бассейна и сумеешь бороться - Хэккетт же пробовал, и ничего у него не получилось.

   - А что думаете о южноафриканке Натали дю Туа, которая с ампутированной ногой добилась права стартовать на этих Играх?

   - Я бы вообще дала ей отдельную медаль. Натали - молодец и заслуживает очень большого уважения. Она сильная, смелая и дай ей бог подольше выступать в таких соревнованиях. Кстати, на чемпионате мира в Севилье она четвертой была из 50-ти спортсменок. Но в Пекине ей пришлось тяжело - вы же видели, каким был финиш... Знаете, Натали очень хотела приехать на Олимпиаду: у паралимпийцев нет в плавании марафонских дистанций. Если бы были, она наверняка стала бы чемпионкой.

   - А вы-то сами верите, что все уже кончилось, что вот она - золотая медаль, и эта медаль - ваша?

   - Когда ее в руках держу, то понимаю, что она моя. А поверить все равно не могу.