Вчерашние заплывы на 5 километров на открытой воде принесли России единственную серебряную медаль. Ее обладательницей стала 8-кратная чемпионка мира и победительница Игр в Пекине Лариса Ильченко, которая была вынуждена преодолевать дистанцию с серьезной травмой мышцы бедра.
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
из Остии
УДАРНАЯ ВОЛНА
Организаторы марафонских заплывов сделали все, чтобы их чемпионат получился самым запоминающимся из всех предыдущих. Несколько недель перед началом турнира было посвящено тому, чтобы прямо над поверхностью моря установить огромный помост, где могли бы находиться судьи, тренеры и пункты питания, отладить финишную электронику, повесить камеры. Эта работа была завершена за сутки до запланированного старта, но ночью разразился дикий шторм.
Неоднократный чемпион мира Алексей Акатьев, который здесь же, в Италии, 15 лет назад завоевал первую в российской марафонской истории медаль мирового первенства, а ныне приехал в Рим в качестве судьи, рассказывал:
- Когда мы наутро приехали к месту старта и увидели последствия, то были, мягко говоря, ошарашены. Не знаю уж, какой силы была ударная волна, но даже железные сваи толщиной с железнодорожный рельс, на которых крепился помост, оказались искореженными. Электронику просто разнесло. Везде валялись щепки - все, что осталось от конструкций.
Изменение расписания (первые заплывы были перенесены на два дня) оказалось на руку Ларисе Ильченко. В Рим, по ее собственным словам, она приехала в довольно загруженном состоянии. И никакие восстановительные процедуры не помогали обрести привычную предстартовую свежесть. А вот внезапно образовавшаяся отсрочка поставила все на места. Словом, не было никаких причин, которые могли бы помешать спортсменке завоевать девятое в своей карьере золото.
- Олимпийские игры в Пекине очень хорошо показали, что многие спортсмены не просто стремятся с нами конкурировать, но и делают это вполне успешно, - рассуждал Акатьев, пока мы вместе в ожидании старта прогуливались по берегу. - Но Ильченко стоит особняком. У нее очень высокая скорость прохождения дистанции в целом, и то, что при такой скорости она способна на практически мужской финиш, делает ее однозначным фаворитом. Тактику заплыва предугадать несложно. Во всяком случае, я сам попытался бы уйти вперед с самого старта: драки-то в воде нешуточные, когда полсотни человек одновременно что есть силы руками машут. Потом нужно просто контролировать заплыв, а уже на финише сделать все, что нужно.
Когда же я поинтересовалась у выдающегося в прошлом пловца что, на его взгляд, изменилось в марафоне за последние 15 лет, он лишь пожал плечами:
- Появились новые методики, более современное технологическое обеспечение, питание... Но суть осталась прежней: работать и терпеть.
Сразу после того, как был дан старт, Ильченко и вторая российская спортсменка Екатерина Селиверстова ринулись вперед, что есть сил "включив" ноги. И тут произошло ЧП: мышца бедра Ларисы не выдержала неимоверного напряжения.
- Боль была очень сильной, словно где-то внутри что-то разорвалось, - рассказала Ильченко после финиша. - У меня давние проблемы с левой ногой. Три года назад я впервые ее травмировала. Перенапрягла подобным же образом и, видимо, так и не восстановилась как следует. Вот мышца периодически и дает о себе знать.
Естественно, я не рассчитывала на такой поворот событий. Мы с Катей договорились, что сразу будем уходить вперед, чтобы нас не "замесили" на первом буе. Специально встали с левого края. Я стала очень сильно работать ногами - тут мышца и не выдержала. А на финише просто не сумела включить ноги так, как планировала.
Конечно, я расстроилась. Но в то же время у меня нет никакого внутреннего отчаяния. Потому что действительно не смогла бы сделать больше, чем сделала.
Кто же мог предугадать, что финишировать придется на одних руках?
- И что соперница окажется столь сильной?
- Дело не в сопернице. Я вообще обычно не придаю большого значения тому, как плывут те, кто рядом. На открытой воде слишком быстро все меняется. На Играх в Пекине опасными выглядели и англичанки, и бразильянки, и американки. Да и австралийкам свойственно "выстреливать" поодиночке, занимать какие-то призовые места и так же быстро пропадать. Поэтому я и привыкла считать, что фаворит - это не какой-то конкретный спортсмен, а тот, кто плывет перед тобой.
Другое дело, что дистанция сама по себе оказалась сложной. Из-за того, что стали подниматься волны, приходилось довольно активно работать ногами. Как только я пыталась перенести нагрузку на руки, ноги начинали тонуть. Тем более что рядом шли лодки, и волна била рикошетом очень сильно. А Мелисса... Она молодец, выиграла честно. По фотофинишу это хорошо видно.
ЧЕМПИОНСКОЕ КАСАНИЕ
Если бы не столь несвоевременная травма, российским болельщикам не пришлось бы наблюдать душераздирающую финишную картину: до предела вымотанная непрерывной болью Лариса все-таки не дала оторваться австралийке Мелиссе Горман. Более того, уже в финишном створе начала нагонять, потом поравнялась, вышла вперед - как раз на то расстояние, чтобы первой ударить рукой по финишному тряпочному баннеру, наспех натянутому взамен уничтоженной ураганом электроники. Но в тот момент, когда российская трибуна уже зашлась в восторженном вопле, Ильченко промахнулась: ее рука прошла в каких-то миллиметрах от нижнего края тряпки.
Пока Лариса тянула к баннеру вторую руку, Горман успела сделать чемпионское касание.
Селиверстова финишировала пятой. Два года назад на чемпионате мира в Мельбурне она получила на "пятерке" серебряную медаль. В Остии продержалась вровень с лидерами почти до самого конца дистанции, но остаться среди них на финише не получилось.
- Я просто упустила момент, когда Лариса начала уходить вперед. Нужно было попытаться держаться у нее в ногах, а я вместо этого начала "вилять" по дистанции, чтобы не пропустить вперед бразильянку Окимото и испанку Рекенью. А потом просто "встала", а они уплыли. Ну и скорости не хватило: все-таки Горман с самого старта задала слишком высокий темп. В принципе подобная тактика для австралиек не нова. В Мельбурне точно так же плыла Кейт Брукс - мы с Ларисой обогнали ее только на финише. У нас вообще тактика - плыть за кем-то, не тащить всю группу на себе. Тем, кто "тащит", обычно не хватает сил на финише. Хотя сейчас вот хватило...
После финиша Ильченко с трудом дохромала до раздевалки. Ее постоянный тренер Владимир Захаров выглядел растерянным:
- Я и сам не сразу понял, что произошло. С берега все выглядело нормально. За триста метров до финиша Лариса должна была начать финишный спурт, и только тогда стало понятно, что у нее что-то не ладится. На этом участке она обычно заметно превосходит всех по скорости. А в этот раз не смогла...
На вопрос, поплывет ли Ильченко олимпийскую "десятку", до старта которой оставалось менее суток, Захаров неуверенно покачал головой.
- Не знаю. Лариса очень терпеливая. На чемпионате мира в Мельбурне она выступала со смещением двух позвонков, из-за чего были сильно защемлены нервные окончания. Так что решать предстоит ей.
По лицу олимпийской чемпионки никаких сомнений не угадывалось.
- Сейчас главное - попытаться успеть восстановиться. Если почувствую, что не получается, тогда и буду думать, плыть или нет. Но пока серьезно настроена на борьбу и очень хочу достойно выступить. Потратить год и оставить эту работу просто так я не намерена.
НЕ ХВАТИЛО СИЛ
Мужской заплыв получился не менее драматичным. Действующий чемпион мира на 10-километровой дистанции Владимир Дятчин, которого год назад считали основным фаворитом Игр в Пекине, в начале сезона планировал готовить все три марафонские дистанции. Но отобраться сумел лишь на двух - самой короткой и самой длинной. На "десятке" в состав команды помимо чемпиона страны Евгения Дратцева тренеры решили включить Сергея Большакова. Он показал в Анапе второй - за Дратцевым - результат, правда, то выступление вызвало немало нареканий: Большаков несколько раз "наплывал" на соперников и в любой менее лояльной ситуации мог бы быть запросто дисквалифицирован.
Собственно, по аналогичному поводу дисквалифицировали Дятчина в Пекине. Его нарушение по ходу дистанции было там непреднамеренным и по большому счету минимальным. Но судьи решили именно так. Не исключено, кстати, что то решение было просто-напросто "политическим". Весьма удобным, чтобы выключить из борьбы представителя страны, уже получившей олимпийское золото.
Как бы то ни было, пекинская Олимпиада подкосила Дятчина не на шутку. По его словам, победа или как минимум борьба за медаль были там вполне реальны. И расклад по скоростям оказался именно таков, к какому привык российский спортсмен. Поэтому в Рим Владимир ехал за реваншем.
"Мальчишкам будет гораздо сложнее, - заметила, покидая стартовый городок, Ильченко. - Волны становятся сильнее".
Задним числом можно сказать, что всем лидерам вчерашней мужской гонки сильно не повезло. Со старта группу возглавили два совсем неопытных спортсмена - австралиец и немец, которые не ориентировались в воде до такой степени, что постоянно уводили заплыв в сторону от заданной траектории. Некоторые спортсмены периодически пытались уйти на правильный курс самостоятельно, но были вынуждены возвращаться в группу, поскольку давно доказано: группа всегда передвигается быстрее одиночек, а главное, позволяет экономить силы. Но в целом длина пятикилометровой дистанции удлинилась стараниями австрало-немецкого дуэта метров на пятьсот.
Россиянам просто не хватило сил в этой борьбе. Дратцев, который в Анапе не просто выиграл "пятерку", но опередил Дятчина секунд на 40, финишировал 12-м. И сказал после финиша:
- Не знаю, что произошло. Вроде бы со старта ушел нормально, до середины дистанции все тоже было хорошо, плыл вровень с Дятчиным: то он немного вперед выходил, то я. А потом как-то накрыло. На финише к тому же сильно волны мешали - у берега они особенно поднимались.
Сразу шестеро спортсменов после первой пятерки финишировали одновременно. Дятчин в их числе. По фотофинишу ему определили десятое место.
Спортсмен даже не стал подходить к журналистам - сразу поднялся на трибуну участников.
- Не расстроен, - сказал он, как бы предупреждая мой вопрос. - Мы в этом году большие объемы плавали, поэтому немного не успели набрать скорость. Главную свою задачу я вообще вижу в том, чтобы подготовиться к Олимпийским играм в Лондоне. И попытаться их выиграть. По моим ощущениям это вполне реально. Тем более что там, скорее всего, будет холодная вода, а это всегда осложняет задачу тем, кто пришел из бассейна.
Все остальное для меня второстепенно. Тем более понимаю, что до конца еще не восстановился. Перед Играми в Пекине подхватил инфекционный дисбактериоз и последствия ощущаются до сих пор. Наверное, даже лучше на время уйти в тень, не привлекать к себе внимания.
Нужно понять другое: так, как плавали мы, когда выигрывали все подряд, уже нельзя. До Олимпиады конкуренция была не в пример слабее. А сейчас иностранцы совершенно по-другому относятся к открытой воде, иначе строят свою подготовку. Учитывают и свой опыт, и чужой, и все последние наработки. У нас же - кустарное производство, иначе не скажешь...