Если бы до начала чемпионата мира мне сказали, что великий Фелпс, самый "технологичный" пловец мира, начнет жаловаться на то, что технологии шагнули слишком далеко, никогда бы этому не поверила. Но произошло именно так. Стоило 14-кратному олимпийскому чемпиону проиграть 200 метров вольным стилем, где он являлся мировым рекордсменом, как тренер пловца Боб Боумэн разразился шквалом проклятий в адрес "того, что происходит". Суть высказываний выдающегося тренера сводилась к тому, что плавание перестало быть плаванием. Потому что не может один спортсмен за несколько месяцев работы низвергнуть достижения другого спортсмена, который шел к своим рекордам несколько лет.
До минувшей среды Майкл Фелпс целых четыре года никому не проигрывал. Поражения, конечно, портят настроение, а то и характер, но по большому счету в словах Боумэна было здравое зерно. Как можно относиться к прогрессу, который не поддается никаким логическим выкладкам? Только отрицать его. И искать виновных.
Немец Пол Бидерманн, огорчивший американца на двухсотметровке как победой, так и тем, что просто-таки вытер ноги о его мировой рекорд (а как еще назвать достижение, которое перекрывает результат предшественника почти на секунду?) до нынешнего сезона вообще, как говорится, был известен лишь узкому кругу особо преданных фанатов. В прошлом году на Олимпийских играх в Пекине Бидерманн тоже выступал на этой дистанции и финишировал пятым с результатом 1.46,00. И меньше чем за год сбросил четыре секунды. В заплыве на 400 метров вольным стилем немец на Играх и вовсе не попал в финал, проплыв дистанцию за 3.48,03. В Риме он показал в этом виде 3.40,07, побив рекорд семилетней давности великого Иена Торпа.
Другими словами, прав был Геннадий Турецкий в недавнем интервью, когда сказал, что костюмы дают возможность достаточно средним пловцам достичь потрясающе высокого результата. Причем малой кровью.
Боумэн сгоряча (а может, и сознательно) даже заявил, что если Международная федерация плавания (FINA) не предпримет каких-то мер, чтобы ограничить в плавании использование костюмов последнего поколения, то его ученик вообще перестанет принимать участие в соревнованиях. В среду FINA огласила свои намерения уже в следующем сезоне вернуть плавание в "текстильную" эпоху. Тренеров-ветеранов это решение обрадовало. Некоторые из отзывов такого характера я слышала сама, а уже после соревнований разговорилась на эту тему с Ириной Вятчаниной, в группе которой плавают ее сын, неоднократный чемпион и рекордсмен Европы Аркадий Вятчанин, и нынешний серебряный призер чемпионата мира на стометровке брассом Юлия Ефимова.
- В один из дней я вышла за пределы бассейна и увидела, что там сидит и курит тренер из Венгрии, - рассказала Ирина. - Он очень мрачно поинтересовался, нравится ли мне то, что происходит в Риме. Я сказала, что не нравится. Он со мной согласился и заметил, что, с его точки зрения, все эти нынешние рекорды сильно бьют по настоящему тренерскому профессионализму. Сводят к нулю всю нашу работу.
- Пару дней назад об этом же мне говорил Геннадий Турецкий.
- Турецкий? Но ведь именно он заварил всю эту кашу. Выпустил джинна из бутылки.
- Не соглашусь. Джинна выпустила Международная федерация плавания, которая разрешила использование костюмов, не просчитав, куда это решение может завести.
- Пожалуй, вы правы. Когда появилась информация, что костюмы запретят до чемпионата мира, у всех нас было радужнее на душе. Сейчас же мне кажется, что эту махину уже не остановить.
- Российских спортсменов не обескуражило то, что они то и дело бьют в Риме рекорды России, но при этом не всегда попадают в финалы?
- Более обескураживающими в этом отношении были Игры в Пекине, где так мощно поплыли американцы. Я, например, с какого-то момента начала поздравлять тех европейцев, кто сумел просто попасть в финал. Потому что это уже было достижением. Сейчас нам психологически проще. Возможно потому, что мы получили новые костюмы не на чемпионате, а заранее - на заключительном сборе в Словении. И сразу поняли, что имеем дело с совершенно другими технологиями и другими скоростями.
Кстати, в Риме я обратила внимание, что многие спортсмены плавают на разминке точно в таких же костюмах, в которых потом стартуют. Это правильно. Но мы не можем такого себе позволить. И, соответственно, не можем дать спортсмену возможность заранее проверить себя в условиях, полностью соответствующих соревновательным. У нас просто нет такого количества костюмов.
- Сейчас, наверное, не стоит переживать по этому поводу. Ведь FINA уже объявила, что возвращает плавание к текстильной экипировке.
- Я так рада этому... Думаю, что у нас будет большое преимущество. И без костюмов ведь имели прекрасные результаты.
- Не думаете, кстати, что если бы Юлия Ефимова выступала в старой модели - R’Еvolution, - то могла бы проплыть не хуже, чем получилось в итоге?
- Уверена, что Юля смогла бы. Ведь 1.05,80 она показала именно в матерчатом костюме. Не очень удобном, кстати, потому что он сильно пережимал ей мышцы бедра. Подобрать костюм на ее фигуру - вообще непростая задача. Талия у Юльки узкая, а бедра мощные.
С другой стороны, упускать шанс выступить на чемпионате мира в суперскоростной экипировке тоже, наверное, не следовало. Даже психологически это было бы неправильно. Хотя первые дни Юля сама склонялась к тому, чтобы плыть в более привычном костюме. Приняла решение в последний момент.
- Потому что в X-Glide чувствует себя лучше?
- Да нет, просто плывет быстрее. При гораздо меньших физических затратах.
- На ваш взгляд, она могла бы стать на стометровке первой?
- Да. Но слишком мягко начала первую половину дистанции. В принципе это была моя установка - чтобы не уйти на темп. Потому что в этом случае Юля начинает прорывать воду. Мы имеем опыт плавания на совершенно других скоростях. Ефимова была способна начать дистанцию на 31,06. А начала 31,64...
Вечерние финальные заплывы оказались куда менее эмоциональными для России, нежели это было в предыдущий день. Евгений Лагунов и Андрей Гречин не сумели отобраться в полуфинал на стометровке вольным стилем. А выступать в финалах предстояло лишь одному представителю страны - шестикратному чемпиону мира Юрию Прилукову.
Но сначала свою лепту в зрительское настроение внесла Зуева. Она стартовала во втором полуфинале - сразу после того, как в первом действующая рекордсменка мира, немка Даниэла Самульски улучшила свой же мировой рекорд. Напомню, что именно к этой спортсменке перешло звание мировой рекордсменки после того, как FINA отказалась ратифицировать три подряд рекорда Зуевой: два первых - из-за того, что костюм, в котором выступала спортсменка, не был лицензирован FINA, а третий - из-за того, что Настю забыли пригласить на послерекордный допинг-контроль на турнире в Монако.
Но героиней Самульски пробыла недолго: Зуева проплыла на 0,01 быстрее - 27,39.
Прилуков заявился в Риме в два вида программы - 800 и 1500 метров вольным стилем. Причем, на первую из этих дистанций и спортсмен и его тренер Валерий Шевелев смотрели исключительно как на возможность "расплыться", набрать соревновательную форму. В итоге финишировал Юрий седьмым.