1 августа 2011, 02:30
ЧЕМПИОНАТ МИРА
Чемпионка мира 2009 года в плавании на 50 м брассом, завоевавшая вчера на этой дистанции вторую серебряную награду шанхайского первенства, поделилась впечатлениями о прошедших соревнованиях
Михаил МАКАРОВ
из Шанхая
- Два года назад на чемпионате мира в Риме вы завоевали золото и серебро, однако на третьей своей дистанции - двухсотметровой - не попали в финал. В Шанхае вы остались без главной награды, но выступили стабильнее: два вторых и четвертое место. Какому их этих выступлений вы больше рады?
- Конечно, римскому. Все-таки звание чемпионки мира - особенное. Тем более что помимо индивидуального четвертого места в Шанхае было еще одно - в субботней комбинированной эстафете. Очень обидное. Так что порасстраиваться тут пришлось достаточно.
- Это огорчение повлияло на финальный настрой?
- Конечно. Тем более, когда утром проснулась, болело все, особенно спина. Подумала, что совсем под конец чемпионата развалилась и финал будет не на чем плыть. Но заставила себя забыть обо всех расстройствах и болячках. Собралась с силами, поехала в бассейн, а когда оказалась в воде, поняла, что все должно быть хорошо. А вообще соревнования выдались очень тяжелыми, особенно последние дни: ночью не спалось, еда не елась. Так что сегодняшнее серебро - это очень неплохо.
- И не более того?
- Наверное, через пару часов начну радоваться, а пока чувствую только усталость. Ведь я выходила на старт в Шанхае 12 раз - такого на международных соревнованиях со мною никогда не случалось. И эмоционально было очень тяжело - команда-то выступала здесь не очень удачно, особенно мальчишки. За них я переживала даже больше, чем за собственные старты.
- А вот они, кажется, не очень-то переживали за женскую команду.
- Ну что поделаешь. После неудачных первых дней чемпионата девчонкам удалось собраться, взять себя в руки, а ребятам, видимо, нет.
- Приносит ли особое удовлетворение тот факт, что вам удалось сегодня обыграть чемпионку мира на дистанциях 100 и 200 метров Ребекку Сони, с которой вы вместе тренируетесь?
- Сложно сказать. Вот если бы мне удалось обогнать не только ее, но и Джессику Харди, тогда радость была бы абсолютной.
- Как думаете, если бы решающий заплыв на вашей дистанции был в программе не до, а после финала на пятидесятиметровке вольным стилем, у вас было бы больше шансов на победу? Ведь Джессику Харди, как правило, не хватает на два успешных выступления за вечер: вот и сегодня на второй своей дистанции она стала лишь восьмой.
- Я об этом не думала. Может, вы и правы. Но если я хочу быть первой, то должна добывать победу сама, без оглядки на планы соперниц.
- Почему, кстати, Харди - еще одна ваша напарница по тренировкам - не выступала здесь на стометровке брассом? Она ведь рекордсменка мира на этой дистанции.
- Она сотню брассом не очень стабильно плавает: то получается, то нет. К тому же Джессика больше тяготеет к "полтинникам". К тому же в этом сезоне на стометровке она не отобралась в команду.
- Какую оценку поставите себе за весь чемпионат?
- "Четверку". Может, это и к лучшему, что не все удалось: будут дополнительные стимулы для подготовки к Олимпиаде. Негативный опыт, если из него сделать правильные выводы, приносит порою даже больше пользы, чем позитивный.
- Ваше выступление в первый день соревнований на двухсотметровке комплексом - это разминка, эксперимент или прицел с далеко идущими планами?
- Мне хотелось расплыться, сбросить напряжение, чтобы увереннее себя чувствовать на основных дистанциях. Хотя вполне может быть, что в олимпийский сезон я буду уделять этой дистанции больше внимания. Тем более что "полтинник" брассом в программу Игр не входит, так почему бы его не заменить "комплексом", который я очень люблю.
- Некоторые наши пловцы жаловались, что условия подготовки на базе "Озеро Круглое" не очень комфортные. Вы провели там последние три недели перед приездом в Китай. Разделяете ли вы это мнение?
- Там действительно было многовато народу в бассейне, но для меня это не помеха: в США я полюбила тренироваться в больших группах, это дополнительно подстегивает. Честно говоря, мне непросто дались эти три недели - было слишком много начальства вокруг, и это создавало ненужное давление. Тем более что до стартов было еще далеко, а напряжение уже витало в воздухе. Может, поэтому ребятам и не удалось здесь хорошо проплыть - перегорели.
- Вы уже говорили, что переезд в Америку вас здорово раскрепостил, вернул любовь к тренировкам. Что самое главное изменилось в вас за это время?
- Я стала более самостоятельной, поняв, что плавание нужно прежде всего мне самой.
- А были сомнения?
- Тренируясь в России, я очень быстро уставала, причем не столько физически, сколько эмоционально. В Штатах же даже тяжелая работа мне приносит удовольствие. Поэтому хочу продолжить тренироваться там и как можно реже приезжать в Россию.
- Неужели вам так не нравится в нашей стране?
- Дело не в этом. Мне тяжело надолго оставаться без своего тренера Дэвида Сало. Могу сказать, что очень не хватало его советов во время сборов на Круглом.
- А в чем принципиальная разница в тренерских методиках Сало и Ирины Вятчаниной, у которой вы занимались до этого?
- Я думаю, что методики - не самое главное. Ирина Германовна пропустила момент, когда я повзрослела, продолжая относиться ко мне как к маленькой девочке, контролируя каждый мой шаг. И мне стало очень тяжело, захотелось большей свободы. Вот потому и уехала.
- Юля, а тяжести на душе не осталось? Вы ведь для Вятчаниной были как дочка.
- Осталось, - в этот момент в глазах Ефимовой блеснули слезы, - но мне нужно время. Может, несколько месяцев, может, больше. Надеюсь, рано или поздно наши отношения восстановятся.