28 декабря 2011, 00:14
Чемпионка мира-2011 рассказала о своей подготовке к Олимпийским играм, на которых она будет одной из главных российских надежд в плавательном турнире
В июле Анастасия Зуева впервые в карьере стала чемпионкой мира (пусть и не на олимпийской дистанции 50 м на спине). В начале декабря 21-летняя пловчиха в польском Щецине взяла еще одну вершину (все на той же 50-метровке) - как это ни удивительно, чемпионкой Европы Зуева до нынешней зимы не становилась. Словом, дела у нее явно идут в гору. Страшно вспомнить, что два года назад после травмы спины Анастасии в России фактически запретили плавать. Хорошо, что не послушалась.
- Какие впечатления оставил недавний чемпионат Европы на короткой воде?
- Самые лучшие. Для меня это первый чемпионат Европы с золотой медалью. До этого ни разу не выигрывала. Было очень приятно взять сначала серебро, потом золото. "Полтинником" вообще очень довольна - удалось показать отличный результат. В принципе для меня важно было убедиться, что мы идем в правильном направлении, что результаты держатся и не падают. Конечно, есть какие-то недочеты. К тому же 50 м - неолимпийская дистанция. А на 100 и 200 м не все получилось. Но секунды улучшаются, значит, мы не стоим на месте.
- В Щецине, как и летом в Шанхае, на 200-метровке на спине вы не попали в финал. Насколько сильно этот факт расстроил?
- В Шанхае не получилось по ряду причин. В том числе из-за определенных проблем со здоровьем. Плюс усталость. К тому же я не совсем справилась психологически. А на короткой воде сказалась моя нелюбовь к плаванию в 25-метровых бассейнах. Семь поворотов - для меня очень тяжело. Тренер, видя это, попросила сделать так: начать быстро, а там - как получится. В принципе поставленную задачу выполнила. Думаю, попади я в финал, могла бы показать там и более высокие секунды.
- Над проблемными поворотами специально работаете?
- Конечно, работаем. Просто в 25-метровом бассейне этот недочет очень сильно бросается в глаза. Но могу сказать, что по сравнению с зимним чемпионатом мира-2010 в этом компоненте я выглядела уже куда увереннее. Это здорово!
- В целом условиями подготовки к Лондону довольны? Министерство спорта не устает говорить, что у спортсменов есть все, что нужно.
- Пока все нормально, ни с какими проблемами мы действительно не сталкивались. Надеюсь, и дальше не столкнемся. Думаю, если будет, где плавать, все пройдет нормально.
* * *
- По собственным ощущениям, вы готовы к тому количеству внимания и давления, которое предстоит в олимпийском году?
- Я пытаюсь обращать на это поменьше внимания, не распыляться и спокойно готовиться. Действительно, внимание к плаванию очень пристальное, в том числе со стороны СМИ. Но на те же фотосессии, съемки программ стараюсь не отвлекаться. В олимпийский год не до этого. Да и тренер мой (Наталья Козлова. - Прим. "СЭ") против. К тому же на съемки нужно ехать из Пензы в Москву, а это обычно занимает два дня.
- К Играм вы готовитесь вместе с командой или будут какие-то индивидуальные сборы?
- У каждого пловца свой план. Но у меня лично многое совпадает с тем, что будет делать команда. 10 января едем со всеми на сбор на Тенерифе, нам там понравилось. Потом - на Круглое. Где будем готовиться непосредственно к весеннему отбору на Олимпиаду, еще точно не знаю. Вообще к Играм каждый готовится так, как считает нужным его тренер. Думаю, в полном составе команда соберется только перед поездкой в Лондон.
- Перед чемпионатом мира в Шанхае вы сказали в интервью "СЭ", что не хотите, чтобы вас называли главной медальной надеждой. Но ведь перед Лондоном так и будет.
- Это одновременно и приятно, и тяжело, потому что накладывает определенную ответственность. Ты едешь с мыслью: как бы ни разочаровать болельщиков. Я очень хорошо почувствовала это, когда в Шанхае не попала в финал на 200-метровке. В Интернете сразу пошли разговоры: зачем вообще так плыть, как можно выигрывать "полтинник" и "сотню", а 200 м не плыть в финале. Но людей много, все разные: одни доброжелательны, другие нет. Поэтому и не хочется, чтобы все возлагали свои надежды на меня одну и думали: раз на "мире" Зуева была первая-вторая, то и на Олимпиаде должна обязательно быть в призах. А это совершенно разные вещи. Соперницы тоже не спят. Все работают, все хотят на подиум. Конечно, я буду стараться. Но обещать ничего не могу.
- Чемпионат мира в Шанхае получился для российских пловцов не таким успешным, как хотелось бы. Насколько долгим был процесс анализа причин неудач? И был ли вообще?
- Лично у меня он был даже больше, чем хотелось бы. Что можно сказать? На "полтинник" мы шли с легкой головой, и все получилось. Потом стала сказываться усталость, сложно было так рано вставать. Психология решает многое… Но что делать, в любых условиях нужно уметь с этим справляться.
- Вы как-то сказали, что в Пекине вам во многом не хватило опыта, из-за чего в полуфинальных заплывах были в числе лидеров, а в финале до медалей не хватало совсем чуть-чуть.
- Часто не хватало каких-то сотых. Это всегда очень обидно, когда проигрываешь сотые из-за касания или нечетко выполненного поворота. Хочется, чтобы теперь все сложилось от и до и можно было спокойно оценивать результат.
- Наличие олимпийского опыта для вас - это плюс?
- Знаете, я часто вспоминаю интервью Елены Исинбаевой, которое прочитала года три назад. И когда мне задают этот вопрос, в голове сразу всплывают ее слова. Она говорила о том, что на первые Игры поехала маленькой девочкой, которая не знала, куда идти и что делать. А на вторых уже была опытным человеком и все сделала так, как надо. Хочется верить, что и для меня первая Олимпиада была лишь первым опытом, и на второй получится выступить куда увереннее. Ведь такие люди, как Исинбаева, которые прошли не одни Игры, знают, о чем говорят.
- Вы вспоминаете то время в 2010-м, когда из-за проблем со спиной российские врачи сказали вам: либо плавать кролем, либо - на пенсию?
- Вспоминаю. Это было очень тяжелое время. Я постоянно плакала. Люди плывут на чемпионате Европы, показывают результат, и ты понимаешь, что тоже могла бы выступить не хуже, но вместо этого сидишь на трибуне. Однако спустя год окончательно поняла: это испытание было послано не зря. Например, чтобы найти немецкого врача, который сейчас со мной работает. В итоге мы это пережили и сейчас идем к новым целям. Хорошо, что тогда был не чемпионат мира и не Олимпиада.
- Вам интересно, как работают те, кто уехал тренироваться за границу?
- Конечно. И мне, и моему тренеру. Но сама куда-то ехать не собираюсь. Меня все устраивает и дома. Я полностью доверяю Наталье Андреевне - на все 200 процентов. До Олимпиады мы с ней дойдем вместе.
Екатерина КУЛИНИЧЕВА