23 апреля 2012, 14:20

Одна большая олимпийская надежда и 28 маленьких

ПЛАВАНИЕ

В минувшие выходные в бассейне спорткомплекса "Олимпийский" завершился чемпионат России по плаванию. Корреспондент "СЭ" подводит основные итоги турнира, по которым была сформирована олимпийская сборная России.

СПИСОК 29-ТИ

Главный итог прошедшего турнира, который многие коллеги-журналисты окрестили "скучным" за отсутствие большого количества рекордов, высоких результатов и ярких сражений (хотя в небольшом количестве и то, и другое, и третье в "Олимпийском" имело место), – это, безусловно, отбор в олимпийскую команду. Оглашенный по итогам турнира в "Олимпийском" "список 29-ти" (плюс два спортсмена, которые имеют шанс попасть на Игры-2012 из листа ожидания FINA, о чем должно стать известно к концу июня), по идее, окончательный: никаких других вариантов отбора федерацией на сей раз не предусмотрено.

Большая часть олимпийской команды болельщикам прекрасно знакома – громких и неожиданных прорывов, подобных тому, какой случился у совсем юного на тот момент 16-летнего Данилы Изотова перед Пекином-2008, на сей раз, по большому счету, не было. Одно из немногих новых лиц в сборной: 15-летняя Мария Баклакова, которой в Лондоне предстоит получить бесценный олимпийский опыт в составе женской эстафеты 4х200 м вольным стилем.

ДАЛЬШЕ – БЕЗ ДОНЦА

Еще один важный и, увы, грустный итог прошедшего ЧР: в олимпийской команде не будет Станислава Донца, который все последние годы не просто был ее неотъемлемой частью, но и традиционной надеждой болельщиков на медали. Сложно, не имея всей медицинской информации, однозначно сказать, был ли шанс у Станислава, прооперированного в конце осени по поводу проблем с плечевым суставом, восстановиться и набрать необходимую форму к отбору и к самим Играм. Восстановление после хирургического вмешательства на плече всегда занимает довольно продолжительное время, и именно поэтому оперировать его накануне олимпийского сезона изначально было довольно рискованно. С другой стороны, вряд ли спортсмен принимал это решение в одиночку, и можно как минимум не сомневаться, что иного выбора, кроме как рискнуть, у него в связи с обострением давней травмы не было. Сам Донец, судя по датированным концом прошлого - началом нынешнего года интервью верил, что шанс этот был.

28-летнему спортсмену в "Олимпийском" во многом не повезло. Выполни формальные критерии отбора один Аркадий Вятчанин, Донца наверняка бы включили в команду "вторым номером". Олимпийский норматив "А" он более чем уверенно выполнял в прошлом году, и правила FINA такой выход из положения допускают. Именно так в олимпийскую сборную на индивидуальные 100 и 200 м кролем попала Вероника Попова, которая не слишком удачно провела отборочный чемпионат и норматива "А" не выполнила, а также Александр Тихонов, не сумевший выполнить норматив на 200-метровке комплексом, но получивший эту дистанцию в дополнение к 400-метровке, где он напрямую квалифицировался на Игры по всем правилам.

Мало кто, наверно, мог предположить, что в команде, где по-настоящему сильными спинистами по большому счету считались двое, именно на олимпийском отборе найдется еще пара молодых людей, выполнивших норматив и тем самым закрывших для Донца дорогу в Лондон. Вторую вслед за Вятчаниным путевку на 100-метровке получил 19-летний Владимир Морозов, которого до этого серебра публика вообще особенно не воспринимала как спиниста, а на 200-метровке это сделал 21-летний Антон Анчин. По иронии судьбы, первый признался, что на самом деле редко тренирует плавание на спине, а второй уверил, что вообще не думал об Олимпиаде, а стремился показать хорошие секунды, которые нарабатывал с тренером.

Станиславу же хочется искренне пожелать, во-первых, окончательно восстановиться, во–вторых, не опускать рук. Аркадий Вятчанин, с которым они практически ровесники, всерьез задумывается о еще одном олимпийском цикле и Играх в Рио. Почему бы не взять с него пример?

МЕДАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ

Медальный план для пловцов был озвучен руководством сборной с подачи Министерства спорта еще до начала отборочного чемпионата России: 1 золото, 3 серебра и 3 бронзы. При этом главный тренер сборной Андрей Воронцов после объявления состава заявил следующее: "Наша главная задача – завоевать хотя бы одно золото (что любопытно, три года назад тот же Воронцов говорил о совершенно реальных перспективах завоевать три золотые медали. – Прим. "СЭ"). Тогда нам простят все планы". Можно не сомневаться, что простят в этом случае не только планы, но и многое другое: неудачный чемпионат мира в Шанхае, огрехи в подготовке, конфликты с ведущими спортсменами, так и не появившейся со времен Пекина россыпи новых молодых звезд. Традиционная для России схема "победителей не судят".

Долго ходить в поисках главного кандидата в спасители отечества в "Олимпийском" было не нужно. Все, начиная от тренеров и коллег по команде, кивали на Анастасию Зуеву. Уже сейчас ажиотаж и давление вокруг спортсменки таковы, что тренер Зуевой Наталья Козлова по ходу чемпионата вынуждена была посетовать: у Насти толком даже нет времени на отдых, поскольку в перерыве между утренними и вечерними заплывами приходится то и дело раздавать интервью.

Пока Зуева, судя по внешнему впечатлению, с этим дамокловым мечом справляется, пусть и не без труда. Хотя наверняка сама прекрасно понимает, что на Олимпиаде это давление окажется несоизмеримо больше. Особенно если в других видах программы плавательного турнира все пойдет не так радужно, как всем бы хотелось (еще раз смотрим на шесть запланированных медалей не высшей пробы). Тут поневоле вспоминаются слова, сказанные Зуевой в интервью "СЭ" перед Шанхаем-2011: "Не хочу, чтобы меня называли главной медальной надеждой". И еще в голову приходит список соперниц Анастасии, не обремененных подобными титулами, во главе с юным американским дарованием Мелиссой Франклин, в Шанхае едва не побившей на 200-метровке мировой рекорд.

Хочется верить, что немалый уже опыт, включающий два чемпионата мира, где уже приходилось проходить через нечто подобное, Анастасии в итоге поможет. Как и олимпийский опыт Пекина, которого у той же Франклин, к слову, нет.

С некоторым отставанием от Зуевой в рейтинге медальных надежд по версии руководства сборной значатся мужские кролевые эстафеты, прежде всего 4х200 м. Судя по тому, какая ожесточенная схватка между спринтерами развернулась в "Олимпийском" за попадание в эти самые эстафеты, подобную точку зрения разделяют и сами пловцы. Остается пожелать им удачи. Принимая во внимание итоги ЧМ Шанхая, можно с уверенностью сказать, что просто в этом виде программы россиянам точно не будет.

НАШИ "ИНОСТРАНЦЫ"

- Если посмотреть на нашу команду сейчас, то состав подбирается посильнее, чем на двух предыдущих Олимпиадах, - сказал мне во время чемпионата Николай Скворцов, для которого Игры в Лондоне станут третьими в карьере.

- На чем вы основываете свою точку зрения?

- Если вы обратите внимание, на Игры в нашей команде отобралось много лидеров, которые тренируются за границей: Фесиков, Коротышкин - это Италия; Ефимова, Слуднов, Вятчанин, Морозов - это Америка; Гречин - Швейцария. То есть они используют тамошнюю экологию, теплый климат. Да и более позитивный настрой людей, чего уж там скрывать, чем у нас, к примеру, в московском метро (улыбается). Все перечисленные мной фамилии – это лидеры. Да ведь это не только в плавании происходит, надо смотреть правде в глаза. Вот и в конькобежном спорте, я слышал, наш лидер за рубежом тренируется. Скобрев его фамилия, кажется?

- Да. Только он уже вернулся.

- Но ведь было дело, уезжал. Если посмотреть непредвзятым взглядом на все виды спорта, что-то у нас в стране, возможно, не так.

Точку зрения Скворцова на самом деле разделяют в плавании очень многие. На чемпионате России стало окончательно ясно, что отъезд за границу зачастую воспринимается здесь едва ли не как 100-процентный секрет успеха. Причем зачастую единственный. Неслучайно проведший откровенно неудачный для себя чемпионат Никита Лобинцев на прямой вопрос, не собирается ли и он отправиться за рубеж, уклончиво ответил, что рассматривает варианты после Лондона "кардинально что-то поменять".

В "Олимпийском" особое внимание было приковано к последнему на данный момент "иммигранту" Андрею Гречину, некоторое время назад уехавшему в Швейцарию к легендарному тренеру Геннадию Турецкому. Делясь впечатлениями от перемен в своей спортивной жизни, он, по сути, повторил все то, что до него говорили Ефимова, Фесиков и все остальные: "Изменилась психология, видение ситуации, в том числе видение себя в спорте. Само мировоззрение изменилось, я стал спокойнее, перестал остро реагировать на какие-то ситуации. Швейцария все-таки очень спокойная страна".

Самым удивительным в этой ситуации является то, что самый, казалось бы, главный "иностранец" из всех тренирующихся за рубежом российских пловцов – постоянно проживающий в США Владимир Морозов, уехавший в Штаты вместе с семьей в 14 лет, не исключает возможности после окончания университета вернуться для тренировок в Россию, если решит, что здесь у него будет больше возможностей достичь высокого результата. Причем сказано это было автору этих строк без всякой иронии.

Так и напрашивается вывод, что дело здесь не только в условиях жизни и подготовки, а скорее даже в общей атмосфере в российском плавании, от которой наши пловцы массово бегут за границу. Неслучайно же на вопрос о том, чем там лучше и в чем они смогли прибавить, большинство первым делом упоминает вовсе не о технике и новейших методиках подготовки. Практически все они, как Гречин, говорят об эмоциональном комфорте и изменениях в собственной психологии. И вот это на самом деле серьезный повод задуматься.

ВОЗВРАЩЕНИЕ ВЯТЧАНИНА

Применительно к Аркадию Вятчанину на чемпионате России самым любопытным оказались отнюдь не результаты двукратного призера Пекина-2008. Как раз они оказались не слишком выдающимися, хотя норматив на обеих своих дистанциях спортсмен уверенно выполнил. На данный момент в мировом рейтинге сезона россиянин со своими результатами чемпионата России находится в конце первого десятка на 200-метровке и во втором – на дистанции вдвое короче. Правда, по его собственным словам, готов перед отъездом из США две недели назад он был гораздо лучше, но реализовать форму в результат на официальном старте помешали форс-мажорные обстоятельства на заключительном сборе.

Куда интересней было наблюдать за его поведением. В дни соревнований все детали – от шапочки с крупно написанным названием его американского плавательного клуба до демонстративного нежелания здороваться со старыми знакомыми, включая многих тренеров, и общаться с журналистами – говорили о том, что Вятчанин, похоже, воспринял этот чемпионат как личную вендетту и думать не забывал об обиде, нанесенной ему руководством сборной летом прошлого года. Тогда, напомню, после не очень удачного выступления на чемпионате России его сначала включили в состав на чемпионат мира, а несколько месяцев спустя исключили с формулировкой "не выполнил норматив". После этого Аркадий и оказался в США у знаменитого тренера Грегга Троя.

Все это несколько отдавало абсурдом до тех пор, пока Вятчанин в заключительный день соревнований все же не решился поговорить. Тогда стало окончательно понятно, что дело не в зазнайстве, звездной болезни или тому подобных вещах. Просто человек оказался в очень сложной, и не только с психологической точки зрения, ситуации и пытается справиться с ней, как может. Хочется верить, что Вятчанину это в итоге удастся.

Екатерина КУЛИНИЧЕВА