СИНХРОННОЕ ПЛАВАНИЕ
После триумфального чемпионата мира в Шанхае, где сборная России забрала все золото, синхронистки, и особенно Наталья Ищенко, не сходили со страниц и экранов отечественных СМИ. "СЭ" выдержал стратегическую паузу, пока команда отдохнула, и в спокойной обстановке узнал у лидера сборной, легко ли быть человеком, которому давно уже повесили на шею медаль Лондона.
МАЛЕНЬКИЙ ОЛИМПИЙСКИЙ БАССЕЙН
- В следующем году сборной России помимо чемпионата Европы и Олимпиады предстоит выступить еще и в квалификационном турнире, чтобы получить путевку на Игры. Лишний турнир в олимпийский сезон - это скорее хорошо или плохо?
- Я бы точно не назвала это плюсом. Если бы не отбор, можно было бы спокойно готовиться к Олимпиаде. К тому же не хочется показывать раньше времени новые программы. Но и забывать про них тоже нельзя - в результате приходится делать двойную работу. А уже через две недели после олимпийской квалификации - чемпионат Европы. С какими программами выступать там, пока думаем.
- На каком-то из этих стартов можно ради экономии энергии и скрытия карт позволить себе выступить не в полную силу?
- Не-е-т! (Смеется.) Мы вообще себе такого не можем позволить. Сразу же начнутся разговоры: Россия не готова, они расслабились. Поэтому нам никогда нельзя давать слабину.
- Олимпийского бассейна еще не видели?
- Только на фото. Какой-то он маленький! (Смеется.) Вот в Пекине трибуны вмешали тысяч 20.
- От синхронисток в Лондоне ждут два золота. Это не секрет. Тяжело, когда тебе задолго до Олимпиады уже повесили медаль, причем золотую?
- Да, на нас все так и смотрят. И это обидно. В спорте ведь никому ничего не гарантировано. Тем более на Олимпиаде. Это совершенно особые соревнования. Абсолютно другой настрой, другое давление. Но мы весь этот год будем работать даже сильнее, чем раньше.
- А почему вы сказали "обидно"?
- Например, во время чемпионата мира короткое соло не показали по телевидению. На вопрос почему, объяснили: да что вас показывать, все равно выиграете. Разве народу интересно это смотреть? Вот как! Аналогично было и в Пекине. Медаль дуэта Давыдова/Ермакова тоже посчитали гарантированной и вместо прямого эфира синхронного плавания показали футбольный матч Япония - Китай.
- Наличие у вас олимпийского опыта Пекина - это плюс или все-таки нет? Ведь вы уже все понимаете про особенный турнир.
- Да, тут нельзя однозначно сказать. Когда ты лидер, это создает дополнительное давление, ведь все ждут только победы. С другой стороны, тебя и воспринимают соответственно, что тоже неплохо. У нашей сборной такой девиз: надо быть на три головы выше. Чтобы ни у кого не возникло даже повода усомниться.
С ДВОЙНИКАМИ НЕ ОБЩАЮСЬ
- Прочитала, что вы любите давать интервью. Это действительно так?
- В принципе, да. Но внимание нам обычно оказывают раз в год, так что надоесть это не успевает (улыбается).
- Сколько интервью раздали после Шанхая?
- Много (Смеется.) Казалось, нас хотели все издания и телеканалы.
- Были вопросы, которые надоели?
- Надоели? (Пауза.) Почему-то часто спрашивали, не завидует ли мне муж (бывший прыгун в воду призер чемпионата Европы Сергей Аникин. - Прим. Е.К.). Если честно, это раздражало. Ну как он может мне завидовать, если в семье у нас замечательные отношения? Еще часто спрашивают про мотивацию. Причем этот вопрос почему-то появился только в этом году.
- А как же хит про зажимы для носа?
- Да, часто спрашивают, куда мы их прячем (Смеется.) На руку либо под купальник.
- Вы в социальных сетях с поклонниками общаетесь?
- Да, люди задают вопросы, я отвечаю, когда есть время. Иногда, правда, на форумах и неприятное пишут, вроде такого: достали уже эти синхронистки, тошнит уже от их побед. Или вот еще: великая работа - по десять часов ноги задирать. Так что негатив есть, но хороших отзывов тоже много. У меня и клоны в социальных сетях есть, кстати.
- Не пытались выяснить, кто это и зачем прикидывается вами?
- Нет. Я их не отслеживаю (Смеется.)
- В детстве вам пришлось выбирать между гимнастикой и синхронным плаванием, и вы предпочли второе. Почему?
- На самом деле выбирать пришлось не мне, а маме. Наш вид спорта ей всегда нравился, но в Смоленске, где она жила, его не было. Так что во мне мама практически воплотила свою детскую мечту. При этом она никогда не хотела вырастить из меня суперспортсменку. Установка была такая: нравится - тренируйся, но заставлять тебя я не буду. Даже когда я уезжала в Москву, она мне сказала: если будет тяжело, только скажи, я тебе сразу заберу. Думаю, поэтому у меня никогда не было негативного отношения к тренировкам.
- Сложно было в 14 лет переезжать из Калининграда в Москву?
- Мама до сих пор не понимает, как она решилась отпустить ребенка одного в таком возрасте. Наверное, что-то свыше ей подсказало. Жила я в училище олимпийского резерва. Очень помогало то, что в Дубне у меня живет бабушка. Далековато, конечно, но все-таки родной человек.
- Карьера в синхронном плавании, учитывая внутрироссийскую конкуренцию, требует долгих лет терпения и работы не на ведущих поначалу позициях. А вы часто признаетесь, что являетесь лидером по натуре. Как удалось с таким характером дождаться своего часа?
- В Калининграде я была лучшей, а когда приехала в Москву - сразу стала худшей. Это было, скажем так, неприятненько (Смеется.) Зато еще больше подстегивало.
- А потом? Сейчас вы безусловная прима, но ведь попали-то в сборную еще во времена Ольги Брусникиной и Марии Киселевой, которых сменили две Анастасии, Ермакова и Давыдова.
- В принципе я всегда делала соло - индивидуальный вид (улыбается). Так что нормально.
- Дедовщины вам в Москве первое время не устраивали?
- (Смеется.) Нет, наоборот, все помогали. Например, с другими ученицами Татьяны Евгеньевны Данченко - Асей Ермаковой и Настей Давыдовой - у нас всегда были очень хорошие отношения, с их стороны чувствовалась только помощь.
- Это правда, что вы когда-то пообещали не выступать в дуэте, пока в сборной в этом виде есть Давыдова и Ермакова?
- Наоборот, это Ася сказала после Пекина, когда они взяли перерыв на год, что, если дуэт будут делать другие девочки, они на это место претендовать уже не будут.
ШКОЛА БУДЕТ В КАЛИНИНГРАДЕ
- Читала, что вы хотите открыть свою школу синхронного плавания.
- Хочу.
- Это планы после Лондона?
- Ну на самом деле это планы уже "на сейчас". Но посмотрим, как в итоге получится.
- Тогда рассказывайте подробности.
- Это школа будет в Калининграде. Главное, чтобы все сложилось с ее открытием. А дальше, надеюсь, будет легче (улыбается).
- Выступаете за децентрализацию российского синхронного плавания? Ведь сейчас для выхода на высший уровень нужно все-таки приезжать в Москву.
- В принципе, да. В Москве сейчас действительно собраны лучшие тренеры, здесь самая сильная школа. Столица занимает лидирующие позиции во всех возрастах.
- Сильные мира сего и спонсоры идут вам навстречу в реализации вашего проекта со школой?
- (Улыбается.) Скажем так: 50 на 50.
- Вы хотели бы иметь бассейн в собственном доме?
- Нет. Мне почему-то вообще не хочется иметь дом. Я в них себя некомфортно чувствую.
- Вам в команде приходится быть лидером не только по числу видов программы, но и таким стержнем, психологической опорой?
- (Пауза.) Не знаю. Наверное, нет. Во-первых, мы со Светой в начале сезона всегда работаем отдельно и присоединяемся к команде немного позже. Понятно, что молодые девочки на нас равняются, спрашивают совета. Но в большей степени то, о чем вы говорите, касается, наверное, Аси Ермаковой. Тем более что она уже попробовала себя в роли тренера.
- А вы не пробовали?
- Нет. Вряд ли у меня получится - слишком мягкий характер. Единственный пример такого рода - наша Татьяна Данченко. Но она одна такая из всех. Мне очень жалко детей, не могу их заставлять. Вот постановка программ - это мне действительно интересно. А отрабатывать их потом… (качает головой).
- В этой области опыт у вас уже есть. Ведь вы лично участвуете в постановке ваших со Светланой Ромашиной программ.
- Да, конечно. Все постановки - это совместная работа тренера и спортсменки. Тренер с бортика дает свои идеи, а спортсменки - свои, из воды.
- Для вас со Светланой принципиально было найти стиль дуэта, не похожий на титулованных предшественниц?
- В принципе, да. Люди же все равно непроизвольно начинают сравнивать, когда дуэты идут в сборной один за другим. Мы изначально хотели сделать что-то свое, чтобы максимально от сопоставления этого уйти. Думаю, у нас получилось.
- Где больше нравится выступать: в России или за рубежом?
- Дома легче. Но здесь наш вид спорта не очень популярен, поэтому мало зрителей на трибунах. За границей всегда намного больше.
- Вас с подругами по сборной это расстраивает?
- Конечно. Хотелось бы, чтобы люди больше увлекались синхронным плаванием. Я понимаю, что это, может, не так интересно, как, например, игровые виды. Зато у нас очень красиво!
- А где за рубежом публика лучше всего понимает синхронное плавание?
- На чемпионате мира в Китае было ну очень много зрителей! Причем болели не только за своих, как это обычно бывает. Они переживали за тех, кто им нравился, - за нас в том числе. Китайцы меня и на улице узнавали. А бывали случаи, не помню уже в какой стране, когда мы выходили - а в бассейне гробовая тишина.
- Вам бы хотелось большей публичности?
- Сейчас на это времени нет. Не хочется распыляться. Но потом, после Игр, я открыта для предложений. Очень хочу, например, в кино сняться.
- Любимые актеры и фильмы у вас есть?
- Пожалуй, назову Джонни Деппа. Фильмы? Точно не ужасы, боевики и триллеры.
КЛЮШКИ И ШАЙБЫ - ЭТО ДЛЯ ШОУ
- Спортивное руководство достаточно уделяет внимания синхронному плаванию?
- Естественно, министерство к нам очень хорошо относится, не жалуемся. Нам в этом году построили, наконец, свой бассейн на Круглом. Замечательные условия - можем плавать хоть 24 часа в сутки. Это большой плюс. А раньше приходилось отгораживать половину бассейна, а на другой плавали люди, купившие абонемент. К тому же он был нестандартного размера по глубине, что очень неудобно - на соревнованиях ведь снимают баллы за любое касание дна.
- Должно быть, занятно плавать по соседству с олимпийскими чемпионками.
- Да уж. Некоторые обладатели абонементов не понимали, почему нельзя заплывать на нашу сторону. Им пытались объяснить: понимаете, это сборная, она арендовала воду. А в ответ: ну и что, я же тоже заплатил.
- И что, часто к вам заплывали такие визитеры?
- Бывало, несмотря на все предупреждения, что это опасно и можно получить ногой по голове. Но люди как рассуждают: я заплатил 100 рублей, и буду плавать, где хочу. Так что были настоящие бои (смеется). Без правил. Правда, потом появились посетители, которые сами уже гоняли таких абонементчиков.
- В какую сторону сейчас, на ваш взгляд, движется синхронное плавание?
- Сейчас пришли к тому, что огромное значение уделяют образу. Он обязательно должен быть и, что принципиально, должен быть понятен. Нельзя же выдать зрителям либретто с пояснениями, что ты хотел изобразить. Хотя, технику, разумеется, никто не отменял.
- А как вы относитесь к новшествам вроде использования в синхронном плавании аксессуаров: плотов, каких-то предметов и так далее? То, что называется тематической группой.
- Такое есть на FINA Trophy. Мое мнение: надо делать все-таки либо спорт, либо шоу. Там же разрешили и предметы, и какие-то невообразимые костюмы. Когда мы увидели это в Канаде, то оказались немного не готовы: дуэт там делали десять человек, которые вышли с клюшками-шайбами в форме хоккеистов. Это все замечательно, с точки зрения популяризации в том числе, но не должно оцениваться как спорт.
- Вы однажды обмолвились, что собираетесь после Лондона делать перерыв, а может, и совсем заканчивать карьеру ради семейных планов. Это так?
- Ну до Лондона еще много времени. Надо, как говорится, сначала дожить и выступить на Играх. А там посмотрим.
Екатерина КУЛИНИЧЕВА