– Прыгуны в воду предпочитают готовиться в этом сезоне в других местах – слишком устали от "Круглого" за время предыдущего олимпийского цикла. Вы же по-прежнему здесь. Не тянет сменить обстановку?
– Меня уже много лет тянет это сделать. Но если серьезно, когда тренируешься два раза в день по пять часов, становится безразлично, где именно проходят тренировки. Более принципиальной становится возможность не тратить лишнего времени на то, чтобы добраться до отеля. Если честно, у нас была возможность поехать в более теплые места – потренироваться в открытом бассейне: ведь соревноваться нам придется именно в таких условиях. Те, кто выступает в группе, провели один "южный" сьор – в Таганроге, а я предпочла перестраховаться: любой перелет резко повышает риск подхватить инфекцию, тем более это опасно, когда спортивная форма начинает приближаться к максимальной. Любая даже незначительная простуда может пустить насмарку всю нашу работу. Ну и зачем рисковать?
– А как же внешний вид? Синхронистки ведь во все времена старались выйти на главный старт загоревшими?
– Во-первых, есть солярий. Во-вторых, нам обещали дать возможность приехать в Будапешт на несколько дней раньше, чтобы успеть адаптироваться к условиям открытой воды. В-третьих, загар – это все же не главное.
"ДЖАЗ" ПЕРЕШЕЛ НА СЛЕДУЮЩИЙ СЕЗОН
– Знаю, что в качестве произвольной программы ваш новый дуэт взял олимпийскую композицию Светланы Ромашиной и Натальи Ищенко.
– Не только. Короткая программа "Джаз" на музыку из мюзикла "Чикаго" у нас тоже, можно сказать, олимпийская. Мы со Светой и Наташей планировали показать ее в Рио-де-Жанейро, но потом решили взять "Цыганочку" – посчитали, что это более надежный вариант. И более русский, что ли. Ну а "Джаз" плавно перешел на следующий сезон.
– В групповых упражнениях российские синхронистки начиная с 2001 года взяли за правило брать для новой команды в послеолимпийском сезоне "победную" программу предыдущих Игр. Сейчас и вы пошли по аналогичному пути. Зачем?
– Смысл здесь в том, что под Олимпийские игры ставятся все-таки особенные программы. И выходит, что они исполняются всего один раз. Бывает просто жаль с такой программой расставаться. Я до сих пор очень жалею, например, что программу "Инопланетяне" Ромашина и Ищенко показали всего один раз – на чемпионате мира в Казани. Просто тогда мы не рискнули привезти на Игры старую постановку. Ну а взять олимпийскую сейчас в самый раз. Это своего рода стратегический маневр: это программу видели судьи, оценивали ее, эта программа в исполнении других спортсменок была признана лучшей. Понятно, что Колесниченко и Пацкевич будут сравнивать с предшественницами. И если они выполнят все не хуже, а возможно даже лучше, чем делали Наташа и Света, это не смогут не оценить по достоинству.
– Сольные программы Колесниченко тоже взяты из "запасников"?
– Нет, обе программы у Светы новые. Когда ставишь программу для дуэта, всегда приходится брать некий усредненный вариант, который подходит по технике и пластике как одной, так и другой спортсменке. Что касается соло, там, напротив, отталкиваешься от индивидуальности спортсменки. Программу "с чужого плеча" уже не поставишь. Если вспомнить постановки Ищенко и сравнить их с теми, что делала Ромашина, это совершенно разные во всех отношениях программы.
ВНУТРЕННЯЯ СВЯЗЬ У НАС ПРОСТО КОСМИЧЕСКАЯ
– Колесниченко никогда не выступала на крупных соревнованиях в качестве солистки. Не боитесь, что это может спровоцировать излишнее волнение?
– Света, безусловно, волнуется, но это хорошее волнение, рабочее. Она очень ответственная спортсменка, я бы даже сказала – слишком. С другой стороны, это объяснимо: все-таки ей предстоит два дебюта – в соло и два – в дуэте.
– От выступлений в группе ваши подопечные решили на этот раз отказаться?
– Это просто невозможно физически. За две пятичасовые тренировки просто не успеть выполнить всю необходимую работу. А добавлять третью – совсем не останется времени на отдых.
– Шансом "прокатать" новые программы на майском кубке Европы вы тоже не воспользовались. Почему?
– Наш главный тренер Татьяна Покровская решила, что программы еще недостаточно хорошо отработаны, чтобы показывать их на соревнованиях. Я с ней согласилась. Но у нас уже были показательные выступления, да и на тренировках я иногда прошу Покровскую прийти и посмотреть на нашу работу свежим взглядом. Безусловно, я надеюсь на опыт спортсменок: обе они не новички в команде, обе побеждали на Олимпийских играх, а Пацкевич – даже дважды.
– А чем занимается пятикратная олимпийская чемпионка Светлана Ромашина?
– Помогает мне в работе с девочками. Света смотрит технические элементы с другого ракурса, снимает их на видео, если в работе возникает проблемная ситуация, мы устраиваем совместный мозговой штурм. То есть любой рабочий момент мне есть, с кем обсудить. С Ромашиной я проработала очень много лет, поэтому какие-то вещи мы просто понимаем с полуслова. Например, на одной из последних тренировок был такой момент: девочки встали в стартовую позицию, готовясь к тому, чтобы прыгнуть в воду, и в этот самый момент я поймала Светин взгляд с противоположного борта. В доли секунды поняла, что именно она хочет сказать, тут же остановила девчонок и попросила их переместиться немного в сторону, чтобы рисунок программы располагался равномерно по всей площади бассейна, а не смещался к одному борту. В этот момент Светка начала смеяться и подняла вверх большой палец. То есть внутренняя связь у нас просто космическая.
БЫЛА ГОТОВА РИСКНУТЬ, НО МЕНЯ ПЕРЕУБЕДИЛИ
– В свое время вы поставили Колесниченко в партнерши Ромашиной, выбрав эту спортсменку из нескольких. Как проходил выбор дуэта сейчас? Вы сразу решили, что это будет Александра Пацкевич?
– У меня был еще один вариант – поставить со Светой совсем молодую Варвару Субботину (чемпионка мира среди юниоров – прим. "СЭ". Они идеально подходят друг другу как по росту, так и по ногам. Но вариант, согласитесь, крайне рисковый, все-таки никакого взрослого опыта выступлений у Вари пока нет. Я все равно была готова рискнуть, но меня убедили, что делать этого не стоит. Тем более что Саша тоже прекрасно подходит Свете, она тоже выросла в нашей школе, тренируясь у моей мамы Валентины Алексеевны Тепляковой. Плюс – у нее колоссальный опыт: Пацкевич, как я уже сказала, прошла две Олимпиады, работая в группе, а мы в сложившейся ситуации не имеем права рисковать. Забыла сказать, кстати, что начальную постановку одной из двух программ девочкам делала Наташа Ищенко. Я пошла на это намеренно – чтобы отойти от прежнего стиля. Понятно, что тот стиль, в котором выступала сама Наташа, был результатом нашей совместной работы, но все равно это какой-то иной, более свежий взгляд.
– Наташа ведь уехала из Москвы в Калининград?
– Но большую часть работы она сделать успела. После ее отъезда мы со Светой занимались уже ювелирной доводкой: убирали "минусы", старались подчеркнуть "плюсы" – ну и так далее.
– Смотрю, у вас в группе прямо-таки "безотходное производство".
– Ну так если есть возможность максимально использовать опыт тех, кто завершил карьеру, почему же этим не пользоваться? Тем более что я и сама не считаю правильным, когда спортивная жизнь у людей полностью обрывается, когда они заканчивают выступления. Уверена, что и Ромашина, и Ищенко имеют все, чтобы проявить себя, как тренеры.